Top.Mail.Ru
Из статьи вы узнаете, кто кому и когда должен проводить противопожарный инструктаж, как это документировать. Объясним, что грозит работодателю (в т.ч. его должностным лицам) за нарушения в этой сфере. Опубликованы образцы журнала учета инструктажей по пожарной безопасности и двух программ противопожарного инструктажа: вводного и первичного.

Кто и когда должен проходить противопожарный инструктаж

Обязательность обучения мерам пожарной безопасности устанавливается ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила противопожарного режима).

Противопожарный инструктаж проводится для всех работников, принимаемых в организацию, в соответствии с Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (утв. приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645, далее – Нормы пожарной безопасности). Для того, кто будет разрабатывать программы для различных видов инструктажей, этот документ должен стать настольной книгой. Незаменимым помощником в организации проведения противопожарных инструктажей являются и «Методические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум», утвержденные МЧС РФ в 2007 г.

Инструктаж необходим для того, чтобы довести до сведения работников требования пожарной безопасности, познакомить с пожарной опасностью технологических процессов, средствами противопожарной защиты, а также действиями в случае возникновения пожара. Факт того, что он состоялся, обязательно должен быть подтвержден подписями инструктируемого и инструктирующего в Журнале учета инструктажей (Пример 1).

Противопожарный инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой (в чем их отличие, объясним далее).

Противопожарный инструктаж проводит руководитель организации либо лицо, назначенное ответственным за его проведение. И руководитель организации, и ответственный за противопожарную безопасность в организации человек должны в обязательном порядке пройти обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства в специализированных учебных центрах 1, в результате они получают соответствующее удостоверение.

Обучение пожарно-техническому минимуму каждого работника в организациях, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение 1 месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже 1 раза в 3 года (а работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, – 1 раз в год) – в результате прошедший инструктаж расписывается в журнале (Пример 1).

Всех работников, которые не прошли противопожарный инструктаж, к работе допускать запрещено 2. Их необходимо от работы отстранить 3.

Ответственность работодателя

Проверку соблюдения правил пожарной безопасности, в т.ч. выполнение требований законодательства об организации обучения мерам пожарной безопасности работников, могут провести органы государственного пожарного надзора (МЧС и его территориальные органы).

Плановые проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 года по ежегодно утверждаемому ведомством графику. О плановой проверке работодателя должны уведомить не позднее чем за 3 дня 4.

Посмотреть, включена ли ваша организация в план проверок, можно:

  • на официальном сайте МЧС России;
  • официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Внеплановые проверки могут проводиться, если:

  • истек срок выданного ранее предписания об устранении нарушений;
  • поступили сведения о вводе здания в эксплуатацию, его реконструкции, капитальном ремонте или изменении класса пожарной безопасности;
  • получена информация о возникновении пожара.

О внеплановой проверке работодателя должны уведомить не позднее чем за 24 часа до ее начала 5. Но если был причинен вред жизни или здоровью граждан, то уведомлять не обязательно 6.

Имейте в виду, что формальное ведение журнала регистрации инструктажей и наличие разработанных и утвержденных работодателем программ инструктажей по пожарной безопасности не исключит опасность привлечения работодателя к ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности. Ведь если даже все документы в порядке, отсутствие исправной пожарной сигнализации, схемы эвакуации, прошедших в соответствии с утвержденными нормами проверку огнетушителей в количестве, соответствующем нормам, будет показателем того, что требования законодательства не выполняются 7.

За нарушение правил пожарной безопасности (к которым относится и непроведение соответствующих инструктажей) предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ:

  • должностное лицо компании (руководитель и иное ответственное лицо, назначенное начальством) может быть оштрафовано на сумму от 6000 до 15 000 рублей;
  • индивидуальный предприниматель – от 20 000 до 30 000 рублей;
  • организация – от 150 000 до 200 000 рублей.

Если же нарушения правил пожарной безопасности были допущены в условиях особого противопожарного режима, санкции будут гораздо более ощутимы – штраф, налагаемый (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ):

  • на должностное лицо, составит от 15 000 до 30 000 руб.;
  • индивидуального предпринимателя – от 30 000 до 40 000 руб.;
  • юридическое лицо – от 200 000 до 400 000 руб.

Обратите внимание, что если инструктажи не были проведены, а в компании по этой причине был причинен тяжкий вред здоровью человека либо это привело к чьей-то смерти, то руководителя и / или ответственное лицо могут привлечь и к уголовной ответственности по ст. 219 Уголовного кодекса РФ:

  • причинение тяжкого вреда здоровью человека наказывается:
    • штрафом до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо
    • ограничением свободы на срок до 3 лет, либо
    • принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо
    • лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • нарушение правил пожарной безопасности, которое привело к смерти человека, наказывается:
    • принудительными работами на срок до 5 лет либо
    • лишением свободы на срок до 5 лет

    с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;

  • смерть 2 или более людей наказывается:
    • принудительными работами на срок до 5 лет либо
    • лишением свободы на срок до 7 лет

    с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Журнал учета инструктажей

Информацию о проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей нужно внести в журнал учета инструктажей по пожарной безопасности 8. Причем подписи должны поставить и инструктируемый, и инструктирующий 9.

Форма журнала приведена в приложении 1 к Нормам пожарной безопасности (образец ее заполнения см. в Примере 1). Имейте в виду, что она не относится к унифицированным формам, использование которых стало необязательным с 2013 года, поэтому привлечь к ответственности могут не только за отсутствие журнала 10, но и за несоответствие установленной форме 11.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Временные послабления в процедуре проведения годовых общих собраний в ООО и АО

Главная особенность общих собраний текущего 2024 года – ​возможность провести их в заочной форме, даже если законом требуется проведение очного собрания. При этом общий порядок созыва собрания сохраняется и требуется учесть время на уведомление участников (акционеров). Увеличен минимальный процент голосующих акций, дающий специальные права акционерам. Также особые правила введены для определения кворума при принятии решений на собраниях некоторых хозяйственных обществ. Продлен срок полномочий совета директоров (наблюдательного совета) АО. Срок действия у перечисленных послаблений разный, так что на это тоже обратите внимание!

Покупаем авиабилеты: где лучше бронировать и на чем лететь

При организации командировок и турпоездок (для себя и своего шефа) часто важной задачей является грамотная покупка авиабилетов. Научим находить максимально выгодные ценовые предложения на нужный вам уровень сервиса. Где можно купить авиабилеты: не только на сайтах авиакомпаний и агрегаторов, но и у туроператоров, в системах бронирования, в т.ч. В2В – даем адреса полезных сайтов и объясняем плюсы и минусы каждого варианта. Какие бывают типы рейсов и самолетов, на что это влияет. Как разные классы обслуживания отличаются между собой по сервису до и во время полета, по цене билета. Как можно повысить класс обслуживания. Почему лучше регистрироваться в программах лояльности.

Выбираем тип маршрута для авиаперелета

Рассмотрим основные типы перелетов – в один конец (one way) и с возвратом (round trip) – что дешевле и где риски. Пополним копилку «авиазнаний» другими менее известными вариантами перелетов. А заодно проясним часто задаваемые вопросы: по каким документам можно бронировать билеты, сколько ошибок можно допустить, зачем заранее регистрироваться на рейс.

Как получить максимальный результат от международных выставок

Описаны правила предоставления госсубсидий, компенсирующих затраты отечественным компаниям на участие в зарубежных выставках: до 700 тыс. руб. для малых и средних предприятий и до 2 млн для крупного бизнеса! Опыт участия в выставках, в т.ч. за границей, позволил автору сформулировать ценные советы: алгоритм подготовки к выставке, секреты успешного стенда и грамотной работы сотрудников на нем, что важно предусмотреть, как собирать деловые контакты и быстрее избавляться от «зевак», как подводить итоги, чтобы дважды не наступать на одни и те же грабли и получить максимальный эффект от своих вложений. В июле 2023 г. прошел саммит Россия – Африка, мы активно разворачиваемся в сторону этого континента. Поэтому в данной статье добавлены детали работы в Алжире – одной из ключевых стран Африки.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).