Проект профстандарта «Хранитель (главный) архивных фондов, архивист»

На работников каких архивов распространится этот профстандарт? Как он изменит состав их должностей по сравнению с ныне действующим Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих? Как понимать требования стандарта к уровню образования и стажу работы? Какую «скидку» нужно делать коммерческим организациям при чтении перечисленных в нем трудовых функций? Ответы на эти вопросы даны в статье.

«Дорожная карта» Росархива

С 2013 по 2018 годы Федеральное архивное агентство реализовывало План мероприятий («дорожную карту») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности архивного дела» 1.

Одной из основных целей этой «дорожной карты» является «улучшение качества и увеличение объемов оказания государственных услуг (выполнения работ)… на основе повышения эффективности деятельности архивных учреждений и интенсификации труда их работников» 2.

Фрагмент документа
План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности архивного дела», утв. приказом Росархива от 25.03.2013 № 21

…2. …Настоящая «дорожная карта» призвана обеспечить установление взаимосвязи между уровнем оплаты труда работников архивных учреждений и количеством и качеством предоставляемых архивных услуг (выполняемых работ).

3. «Дорожная карта» предусматривает уточнение показателей эффективности работы федеральных архивных учреждений, создание действенных механизмов оценки деятельности их работников и соответствия уровня оплаты труда его качеству для обеспечения дифференциации в оплате труда разной значимости, сложности и квалификации (переход на «эффективный контракт»), актуализацию квалификационных характеристик должностей работников архивов, усовершенствование существующей системы непрерывной профессиональной переподготовки архивных кадров, а также регулярное приведение штатной численности федеральных государственных архивов в соответствие с объемами хранящихся документов и оказываемых государственных услуг (выполняемых работ).

Необходимой и важной составляющей частью «дорожной карты» является мониторинг показателей средней заработной платы работников государственных архивов субъектов Российской Федерации…

Одним из мероприятий дорожной карты является «актуализация квалификационных характеристик должностей работников архивов».

Разработка новых и актуализация существующих квалификационных характеристик были поручены Правительством РФ Министерству труда и социальной защиты РФ, которое начало эту работу совместно с «Агентством развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» 3 на основе государственных контрактов на разработку проектов профессиональных стандартов 4.

В настоящее время по данным интернет-портала «Государственная система правовой информации» (www.pravo.gov.ru) разработано и утверждено Министерством труда и социальной защиты РФ порядка 1 000 профессиональных стандартов в различных отраслях экономики.

Профстандарты в сфере архивного дела

В сфере архивного дела на сегодня разработаны 2 и утвержден пока только 1 профессиональный стандарт.

Утвержден 5 профстандарт «Специалист по формированию электронного архива». Основная цель вида описываемой им профессиональной деятельности – «создание и обеспечение эффективной системы графических образов документов электронного архива с использованием информационно-коммуникационных технологий», наименование группы должностей – «регистраторы и копировщики, оператор копировальных и множительных машин».

То обстоятельство, что первым нормативную силу в архивной отрасли приобрел профстандарт именно оператора по сканированию документов, вполне объяснимо движением страны по пути цифровизации. Но наши архивы до сих пор хранят в основном традиционный (бумажный и пленочный) носитель информации, и сканирование не может занимать главное место в их работе.

Предметом данной статьи является другой разработанный, но пока не утвержденный 6 профстандарт «Хранитель (главный) архивных фондов, архивист» (далее – Стандарт). Давайте посмотрим, к чему надо готовиться – какие квалификационные требования будут предъявлены к работникам архивов.

На кого распространяется Стандарт

По мнению авторов проекта Стандарта, сфера архивного дела «охватывает деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, и использует документы Архивного фонда Российской Федерации и других архивных фондов с целью обеспечения общества ретроспективной информацией» 7. К большому сожалению, термин «другие архивные фонды» далее в тексте так...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Структура и численный состав службы ДОУ: нормативы и оптимизация

Как можно назвать подразделение, ответственное за документационное обеспечение управления, какие подразделения в него могут входить. Какой должностной состав возможен. Как рассчитать необходимую численность работников. Какие задачи и функции должна выполнять служба ДОУ, как форма ведения делопроизводства отражается на распределении работы между службой ДОУ и другими подразделениями, каковы последние тенденции. Как выявить загрузку работников и рассчитать необходимый численный состав (приводим 2 методики), как бороться с дубляжом функционала при помощи матрицы ответственности. На какие нормативные и методические документы общегосударственного уровня стоит опереться, для кого они обязательны, откуда что можно взять.

Что указывать в документах: должность, профессию или специальность?

Даже бывалые специалисты время от времени путают понятия «должность» и «профессия», «профессия» и «специальность», ошибочно считая, что это одно и то же. Однако данные термины различаются. Разъясним на примерах составления документов, в каких случаях какие из этих понятий следует использовать.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016

Приступаем к подробному анализу рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016. Дадим советы по реальному внедрению положений стандарта, а потом перейдем к анализу оформления отдельных реквизитов, попутно отмечая, какие огрехи стандарта методические рекомендации выправили, а какие нет и что делать в этом случае (покажем лучшую практику). В августе читайте первую часть статьи.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Секретарь и делопроизводитель: функциональные обязанности по профессиональному стандарту

В статье рассматриваются квалификационные требования к специалистам в области документационного обеспечения управления, которые в 2015 году были утверждены профессиональным стандартом. Даются рекомендации о закреплении стандартных формулировок трудовых функций в должностных инструкциях секретаря и делопроизводителя, на основании которых производится как разделение должностных обязанностей, так и их кооперация за счет правильного ­взаимодействия и ­взаимозамещения. Поводом для написания статьи послужил вопрос читателя.

Профессиональные стандарты в деятельности организаций, в т.ч. в сфере ДОУ

Очерчен круг организаций, для которых профстандарты станут обязательными уже с 1 января 2020 года. Поможем сориентироваться в структуре профстандартов: где что искать, как использовать. Прокомментируем содержание профильных стандартов для работников в сфере документационного обеспечения управления: какие должности с какими обязанностями и требованиями к образованию и квалификации зафиксированы. Что приоритетнее: квалификационные справочники или профстандарты, аттестация на соответствие им силами работодателя либо экзамен независимого центра оценки? Могут ли уволить за несоответствие профстандарту?

Профессиональный стандарт для управляющего документацией

Мы объясняем, как профстандарт может помочь поднять престиж нашей профессии. И дело здесь не столько в появлении в нем звучных наименований должностей (например, управляющий документацией, заместитель руководителя организации в этой предметной области). Профстандарт определил три высших уровня квалификации для специалистов и управленцев сферы ДОУ и для каждого установил: полномочия и ответственность; состав выполняемых трудовых функций, который детализировал вплоть до конкретных действий; навыки и знания; необходимый уровень профессионального образования. Эту систему требований можно использовать для оценки кандидатов на должность и квалификации существующего персонала. В статье мы показываем, какие рекомендации профстандарта и как можно использовать при актуализации должностных инструкций.