Top.Mail.Ru

Бережливый офис: выявление и минимизация потерь

Показываем, как приемы бережливого производства можно внедрить в офисной работе. Мы поможем вам заметить очевидные вещи, под каждый вид потерь предложим способы его устранения (примечательно, что одна и та же ситуация может приводить к нескольким видам потерь). Даем конкретные методики, которые помогут вам оптимизировать заказ канцтоваров, месторасположение мебели и офисной техники, согласование документов.

Нередко в офисе случаются «казусные» ситуации:

  • менеджер по работе с клиентами ищет необходимый документ долгое время, а клиент ждет ответа на другом конце телефонного провода;
  • договор не прошел все стадии согласования, а сроки оплаты исполнителю уже завтра;
  • в офис пришел перспективный клиент, но вы не можете найти свободную переговорную;
  • отдел снабжения принес несколько цветных картриджей, хотя вам нужны были черные;
  • специалист с высокой квалификацией выполняет рутинную работу и в конечном счете увольняется, т.к. не видит целесообразности своей работы.

Вам это знакомо? Эти и аналогичные ситуации наглядно показывают существование серьезной проблемы: большое внимание со стороны руководства уделяется тому, как повысить эффективность производственных процессов, но на совершенствование офисных процессов оно не обращает внимания. Большинство компаний, которые внедрили бережливое производство (от англ. lean production, lean manufacturing) только на производстве, чаще всего не достигают желаемого результата из-за того, что недооценили важность процессов работы в офисе. Затраты на административно-управленческие процессы в разных компаниях отличаются, но они в любом случае ощутимы для бизнеса.

Главная цель бережливого производствапостоянное стремление организации к снижению затрат, устранению всех видов потерь и не создающих ценности операций в производственном процессе. Изначально такую концепцию применяли в отраслях с дискретным производством – начали с автомобилестроения. Позднее эти идеи стали внедряться в других сферах: торговле, коммунальном хозяйстве, здравоохранении, системе образования, сфере услуг и во многих других. Таким образом, наряду с бережливым производством появились и отраслевые варианты: бережливый офис, бережливая логистика, бережливые здравоохранение, бережливая разработка программного обеспечения и т.д.

Надо понимать, что разработка и внедрение бережливого офиса – это целый комплекс мероприятий, который за один день не делается, а требует тщательной подготовки, планомерной работы и анализа выполненных действий. Далее в статье сконцентрируемся на выявлении потерь и их устранении в офисе. Потериэто операции и действия, на которые затрачиваются материальные и временные ресурсы без добавления ценности товару или услуге для конечного потребителя. В офисной работе конечным потребителем может быть ваш руководитель, коллега или заказчик. Выявить потери сложно – многие из них в офисе не так явно видны, как на производстве.

Схема 1. Основные виды потерь в концепции бережливого офиса

Перепроизводство

При перепроизводстве работа выполняется или услуга оказывается прежде, чем в этом возникла необходимость. К перепроизводству в офисе относятся многочисленные отчеты, которые дублируют один другой, лишние копии одного и того же документа, предоставление большего количества информации, чем это требуется, изготовление ненужных материалов.

Пример 1. Изготовление рекламной продукции

Компания в начале года заранее изготавливает и печатает рекламную продукцию большими партиями, в т.ч. визитки для всех своих сотрудников, т.к. при большом объеме типография дает более ощутимую скидку. Но в течение года выясняется, что рекламные материалы устарели, а некоторые сотрудники уволились и часть заготовленных ранее рекламных материалов приходится утилизировать. В результате компания теряет материальные и денежные ресурсы.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Эффективное деловое общение по телефону

Предлагаем десятки оптимальных текстовых конструкций для ведения деловой беседы по телефону: как выстроить свой исходящий звонок; чего произносить не стоит и на какие фразы это лучше заменить; что говорить, если абонент оказался занят или его нет на месте; как вежливо уточнить данные о собеседнике; как организовать целый обзвон и систематизировать его результаты. Лучше всего люди запоминают начало и конец беседы – на это надо делать ставку. Даем готовые формулировки для приема входящих звонков: для переключения на специалистов и руководство организации, что говорить при их отсутствии, когда не расслышали человека, когда требуется время для уточнения информации, когда звонят сразу несколько телефонов, как разговаривать с конфликтным собеседником или излишне болтливым и многое другое. Взяв в свой арсенал эти фразы, секретарь станет более виртуозным, вежливым и «непробиваемым» :)

Где и как можно оформить согласование документа?

Нужно ли перед реквизитом «Виза» указывать слово «Виза:». Если не нужно, то как визу отделить от подписи? Можно вместо «Виза:» писать «Согласовано:»?

Сколько хранить проекты документов и листы согласования к ним

Несколько противоречивая формулировка в Правилах делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления приводит к тому, что некоторые организации длительно хранят не только подписанный документ, но и все его рабочие проекты с листами согласования, даже когда этого не требуется. Объясняем, как делать правильно: какие рабочие проекты надо хранить столько же, сколько подлинники, а какие нет; как оба эти варианта отразить в номенклатуре дел. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Соотношение дат согласования, утверждения, исполнения

Разработан проект локального нормативного акта. К проекту прилагается лист согласования, в котором оформлены визы разработчика, контролера и согласовывающих подразделений. ЛНА вводится в действие приказом, который подписывается генеральным директором. Просим разъяснить, может ли дата согласования проекта ЛНА быть более ранней, чем дата утверждения или согласование и утверждение должны быть проведены одной и той же датой?

Сколько хранить проекты документов и листы согласования к ним

Несколько противоречивая формулировка в Правилах делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления приводит к тому, что некоторые организации длительно хранят не только подписанный документ, но и все его рабочие проекты с листами согласования, даже когда этого не требуется. Объясняем, как делать правильно: какие рабочие проекты надо хранить столько же, сколько подлинники, а какие нет; как оба эти варианта отразить в номенклатуре дел. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Эффективное деловое общение по телефону

Предлагаем десятки оптимальных текстовых конструкций для ведения деловой беседы по телефону: как выстроить свой исходящий звонок; чего произносить не стоит и на какие фразы это лучше заменить; что говорить, если абонент оказался занят или его нет на месте; как вежливо уточнить данные о собеседнике; как организовать целый обзвон и систематизировать его результаты. Лучше всего люди запоминают начало и конец беседы – на это надо делать ставку. Даем готовые формулировки для приема входящих звонков: для переключения на специалистов и руководство организации, что говорить при их отсутствии, когда не расслышали человека, когда требуется время для уточнения информации, когда звонят сразу несколько телефонов, как разговаривать с конфликтным собеседником или излишне болтливым и многое другое. Взяв в свой арсенал эти фразы, секретарь станет более виртуозным, вежливым и «непробиваемым» :)

Совещания: как тратить меньше времени и лучше контролировать результаты

Ведущий отечественный эксперт по тайм-менеджменту дает свои рекомендации по организации системы разнотипных совещаний, которая способна задать эффективный бизнес-ритм для продвижения проектов: предложена своя логика для небольших и крупных организаций. Даны отдельные советы по подготовке повестки, определению состава участников, ведению и протоколированию совещания, контролю исполнения принятых решений, по выбору оптимальных ИТ-решений для автоматизации этого процесса.

Структура и численный состав службы ДОУ: нормативы и оптимизация (часть 1)

Как можно назвать подразделение, ответственное за документационное обеспечение управления, какие подразделения в него могут входить. Какой должностной состав возможен. Как рассчитать необходимую численность работников. Какие задачи и функции должна выполнять служба ДОУ, как форма ведения делопроизводства отражается на распределении работы между службой ДОУ и другими подразделениями, каковы последние тенденции. Как выявить загрузку работников и рассчитать необходимый численный состав (приводим 2 методики), как бороться с дубляжом функционала при помощи матрицы ответственности. На какие нормативные и методические документы общегосударственного уровня стоит опереться, для кого они обязательны, откуда что можно взять.