Top.Mail.Ru

Материально-техническое обеспечение архива: что следует предусмотреть?

Что стоит закупать для обеспечения нормальной работы архива организации? Вам пригодится как сам подробный список, так и пояснения опытного архивиста о том, что бывает и что лучше выбирать, как использовать. Поговорим о стеллажах, архивных коробах, светильниках и оборудовании окон, мебели, оргтехнике, канцтоварах, коммунальном обслуживании, охране и пожарной безопасности. Ссылки на нормативную базу и сама логика работы помогут доказать руководству, что это вам действительно нужно.

Любой архив, от огромного федерального до самого маленького в небольшой организации, нуждается в материально-техническом обеспечении, чтобы полноценно функционировать. Без сомнений, у разных по масштабу архивов потребности будут разные, но в сущности не имеет принципиального значения, говорим ли мы о солидном учреждении с миллионным количеством единиц хранения или об архиве небольшой организации местного масштаба – разница будет только в объемах финансирования, ведь каждый архив нуждается, например, в стеллажах и коробах / папках для хранения архивных документов, да элементарно в бумаге, ручках, карандашах и пр. Нет проблем, когда у организации, что называется, «денег куры не клюют» и завхоз может взять и выдать нужную вещь по первому требованию. Но в реальности дело обстоит обычно иначе.

Сколь бы богато ни было предприятие, деньги не могут тратиться без счета. Традиционно во второй половине календарного года бухгалтерия 1 начинает собирать со структурных подразделений предприятия заявки на финансовое обеспечение на предстоящий календарный год. И архиву 2 предприятия также надлежит рассчитать свои потребности, дабы в течение года работать в штатном режиме.

Все потребности архива можно разделить:

  • на те, что обеспечиваются однократно либо на длительный срок,
  • и те, что должны обеспечиваться ежегодно.

Архиву свои потребности нужно знать назубок, чтобы своевременно подать заявку, и – главное! – уметь обосновать их. В статье мы рассмотрим типичные потребности обычного архива организации. Начнем с простого: с однократных и/или долговременных покупок, потом поговорим о ежегодных, а главное будет в конце статьи.

В первую очередь архиву необходимо место, где будут храниться документы. Пунктом 77 архивных Правил 2023 года 3 установлено, что им может быть как целое здание, так и отдельное помещение в здании организации. Но на практике порой «архивом» становятся стеллажи и шкафы в кабинетах работников предприятия. С чего начинается материально-техническое обеспечение в каждом из этих случаев?

Связанный материал
Экономика использования упаковки для почтовых отправлений
№ 08 / 2024
Связанный материал
Опыт внедрения организацией сервиса «Электронное заказное письмо» от «Почты России»
№ 11 / 2022

См. в статье «Опыт внедрения организацией сервиса “Электронное заказное письмо” от “Почты России”» в № 11’ 2022 как заключить договор; кому можно направлять документы через этот сервис; как определить видовой состав и объемы документов, пересылаемых простыми и заказными электронными отправлениями; как рассчитать бюджет проекта, на чем можно сэкономить; как формировать пакеты документов и реестры для отправки, какую отчетность по результатам отправки вы получите

Связанный материал
Экономика отправки корреспонденции по почте
№ 06 / 2024

В статье «Экономика отправки корреспонденции по почте» в № 6’ 2024 как спланировать почтовые расходы в Excel, чтобы при имеющихся объемах корреспонденции выбрать оптимальные способы отправки (с франкированием конвертов, наклейкой марок собственными силами или силами почты, электронным сервисом «Почты России»); как контролировать расход бюджета; как заключить договор с «Почтой России», а потом «закрывать» его ежемесячно актом и по окончании года

Оборудование длительного срока использования в архиве

Независимо от того, выделено под архив целое здание или помещение в здании 4 организации, первое, чем должен быть оборудован архив, это стеллажи (шкафы) для хранения документов. Как их выбрать – простор для вашей фантазии, но необходимо соблюсти одно обязательное требование: стеллажи (шкафы) должны быть только металлическими 5. Другие ограничения могут быть установлены «кошельком» предприятия и особенностями помещений архива. Покупка стеллажей – дело дорогостоящее, но, к счастью для бюджета, это не нужно делать ежегодно в обязательном порядке. См. далее фрагмент Правил 2023 года с требованиями к размещению стеллажей в архивохранилище.

Совет практика: если финансовое положение позволяет, лучше приобретать мобильные или передвижные стеллажи – они дороже, но экономят площадь помещения, т.к. для мобильных стеллажей не установлены обязательные требования 6 по соблюдению расстояний между ними и до стен.

Фрагмент документа

Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях» (утв. приказом Росархива от 31.07.2023 № 77)

80. Архивные документы размещаются в архивохранилище на стационарных, передвижных и (или) мобильных металлических стеллажах, в металлических шкафах, сейфах или контейнерах.

В качестве специального оборудования возможно использование стационарных отсеков боксов с металлическими перегородками и полками.

Не разрешается хранение архивных документов в транспортной таре, в штабелях, на полу, подоконниках, лестничных площадках и других, не предназначенных для их хранения местах.

81. При расстановке стеллажей в архивохранилище предпочтение должно отдаваться их перпендикулярной ориентации по отношению к стенам с оконными проемами и размещению на удалении не менее 1 м от источников тепла.

82. При расстановке стеллажей (шкафов, сейфов) в архивохранилище рекомендуется предусматривать следующие расстояния между:

а) торцами стеллажей (главный проход) – не менее 120 см;

б) рядами стеллажей (межстеллажный проход) – не менее 75 см;

в) стеллажами, параллельными стене, и наружной стеной здания – не менее 75 см;

г) торцом стеллажа и стеной – не менее 45 см;

д) верхней полкой стеллажа и потолком – 50 см;

е) нижней полкой стеллажа и полом – не менее 15 см (в цокольных этажах – не менее 30 см).

Размещение мобильных стеллажей производится с учетом особенностей помещений и размещаемого оборудования.

83. Архивные документы, за исключением находящихся в СХЭД, размещаются в первичных средствах хранения:

а) на бумажном носителе – в коробках, папках, конвертах;

б) аудиовизуальные – в коробках и бюксах, ящиках упаковочных для фильмов (яуфах), конвертах;

в) электронные на физически обособленных носителях – в упаковке, рекомендованной производителями носителей.

84. На первичном средстве хранения архивных документов указываются номер и название фонда, номер описи дел, документов, крайние номера единиц хранения, размещенных в нем.

85. Противопожарный режим в здании или помещении архива устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности<32>.

____________________________________

<32> Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ); постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
 


...87. Архивные документы необходимо хранить в темноте, для чего они размещаются в первичных средствах хранения, предусмотренных пунктом 83 Правил, а также в шкафах или на стеллажах закрытого типа.

Естественное освещение в архивохранилище допускается при условии применения на окнах светорассеивателей, регуляторов светового потока (специальных стекол), защитных фильтров и покрытий, жалюзи.

Для искусственного освещения применяются лампы накаливания в закрытых плафонах с гладкой поверхностью.

Разрешается применение люминесцентных ламп с урезанным ультрафиолетовым участком спектра, светодиодных светильников, разрешенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере пожарной безопасности<33>.

____________________________________

<33> Статьи 3 и 16 Федерального закона № 69-ФЗ; Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Расчет численности и повышение производительности службы ДОУ

На какие утвержденные Минтрудом России нормативы времени на выполнение работ по документационному обеспечению управления можно опереться. Как их можно свести в таблицу Excel для удобства расчета необходимой численности службы ДОУ (исходя не просто из общего объема документооборота за год, а из трудоемкости выполняемых операций). Поднять производительность труда можно за счет повышения мотивации персонала, а также устранения потерь путем внедрения приемов бережливого производства в службу ДОУ. Подсказываем, что можно сделать в этих направлениях.

Экономика использования упаковки для почтовых отправлений

Какие виды конвертов бывают по формату, материалу изготовления, наличию окошек и др. Что означают литеры на конвертах. Особенности работы с маркированными конвертами. Как выяснить потребности и спланировать закупку разных видов упаковки для почтовых отправлений. В какой упаковке что удобнее отправлять. Как выбор упаковки может повлиять на почтовый тариф. Сколько весит 1 лист документа. Как рассчитать вес и стоимость отправления. Обратите внимание на изменение почтовых тарифов с 01.07.2024!

Как рассчитать степень загруженности архива для заполнения его паспорта

В предыдущих Правилах работы архивов организаций 2015 года не было методики расчета загруженности архивохранилища. В Правилах 2023 года появился принцип расчета площади архивохранилищ. Мы сделали расчет для одной и той же ситуации по старому алгоритму (при котором практики отталкивались только от фактических данных) и по новому (который базируется на плановом показателе), чтобы вы почувствовали разницу и смогли выбрать свой способ расчета загруженности архивохранилища. Он понадобится не только для представления отчетности в конце года в архивное учреждение (необходимо для источников комплектования), но и для разговора с собственным руководством, когда назревает дефицит свободной площади.

Защита персональных данных и архивные документы

Распространяется ли закон о персданных на архивные документы? Какие документы считаются архивными? Заметим, что ответы на эти вопросы пока не однозначны. Как тогда архиву защищать персональные данные при ответе на запросы граждан, в т.ч. из-за рубежа? На какую нормативную базу можно опереться? Данная статья стала результатом подготовки ответов на вопросы наших читателей, которым сложно работать при отсутствии ясной и логичной нормативной базы.

Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

Передача документов временному управляющему при процедуре наблюдения в рамках банкротства организации

Какие документы надо передать временному управляющему. Как правильно рассчитать срок в 7 дней (в законе не сказано, рабочие это или календарные дни). Как организовать сбор документов, чтобы уложиться в столь сжатый срок. Что и кому грозит, если вы не успеете. Как заверять копии документов, в т.ч. сшивы. Почему их должны подписывать и руководитель организации, и главбух. Как составить доверенность для делегирования права заверения копий. Как документально оформить передачу затребованных документов.

Как рассчитать степень загруженности архива для заполнения его паспорта

В предыдущих Правилах работы архивов организаций 2015 года не было методики расчета загруженности архивохранилища. В Правилах 2023 года появился принцип расчета площади архивохранилищ. Мы сделали расчет для одной и той же ситуации по старому алгоритму (при котором практики отталкивались только от фактических данных) и по новому (который базируется на плановом показателе), чтобы вы почувствовали разницу и смогли выбрать свой способ расчета загруженности архивохранилища. Он понадобится не только для представления отчетности в конце года в архивное учреждение (необходимо для источников комплектования), но и для разговора с собственным руководством, когда назревает дефицит свободной площади.

Опыт внедрения организацией сервиса «Электронное заказное письмо» от «Почты России»

Подробно описан опыт Отделения ПФР по Тверской области по внедрению сервиса «Электронное заказное письмо» от «Почты России»: как заключить договор, что и кому придется делать, кому можно направить документы электронно через этот сервис. Как определить видовой состав и объемы пересылаемых электронно документов (простыми и заказными отправлениями), как на основе этих данных рассчитать бюджет проекта, на чем можно сэкономить. Как формировать пакеты документов и реестры для отправки, какую отчетность по результатам отправки вы получите. Как лучше внедрять новый проект постепенно (чтобы не рисковать).