Top.Mail.Ru
Предлагаем десятки оптимальных текстовых конструкций для ведения деловой беседы по телефону: как выстроить свой исходящий звонок; чего произносить не стоит и на какие фразы это лучше заменить; что говорить, если абонент оказался занят или его нет на месте; как вежливо уточнить данные о собеседнике; как организовать целый обзвон и систематизировать его результаты. Лучше всего люди запоминают начало и конец беседы – на это надо делать ставку. Даем готовые формулировки для приема входящих звонков: для переключения на специалистов и руководство организации, что говорить при их отсутствии, когда не расслышали человека, когда требуется время для уточнения информации, когда звонят сразу несколько телефонов, как разговаривать с конфликтным собеседником или излишне болтливым и многое другое. Взяв в свой арсенал эти фразы, секретарь станет более виртуозным, вежливым и «непробиваемым» :)

Несмотря на активное использование различных электронных средств взаимодействия (электронная почта, интернет, соцсети, СМС-сообщения), телефонные переговоры в сфере делового общения остаются одним из важнейших средств коммуникации. Появление мобильной связи позволило вести телефонные переговоры чаще, независимо от места нахождения.

Таблица 1. Допустимые и недопустимые фразы в телефонном общении

Недопустимо говорить

Рекомендуется говорить

Вы не поняли...

Возможно, я не точно выразил свою мысль

Не вешайте трубку

Не могли бы вы подождать?

Перезвоните на следующей неделе

Полагаю, что этот вопрос может быть решен к 20 ноября

Я передам, когда его вижу

Я передам, как только он вернется в офис

Это вы звонили уже несколько раз?

Мне кажется, мы уже разговаривали с вами сегодня?

Будете ждать или перезвоните?

Вам удобнее подождать или мы свяжемся с вами через несколько минут?

Подождите секундочку

На поиск информации мне понадобится минуты 2–3. Вы подождете?

Я не знаю

По этому вопросу вас может проинформировать...

Это не в моей компетенции

Этот вопрос нужно обсудить с...

Вы ошибаетесь

Возможно, произошло какое-то недоразумение

Вы должны

Лучше всего было бы...

Телефонное общение – личное в режиме реального времени, но при этом между собеседниками отсутствует визуальный контакт, поэтому невозможно использовать невербальные средства коммуникации – мимику, жесты, характерные позы. Как это восполнить? Особое значение приобретают тембр голоса, темп и ритм речи, дикция, интонация.

В Таблице 1 мы привели часто используемые фразы, которые на самом деле не стоит говорить по телефону, и сразу посоветовали их правильные аналоги.

Исходящие звонки

При подготовке к исходящим телефонным разговорам необходимо:

  • составить список абонентов, которых нужно обзвонить, уточнить их фамилии, имена, отчества, номера телефонов;
  • подготовить документы, данные, которые могут потребоваться;
  • если звонки абонентам ведутся по поручению руководителя, уточнить у него, какого результата он ожидает;
  • нужно следить, чтобы не допустить неправильного набора номера (например, не обратиться к Ивану Ивановичу, если набрали номер Константина Николаевича);
  • ожидать ответа нужно на протяжении не более чем 4 длинных гудков;
  • при ответе абонента нужно поздороваться, назвать себя и изложить суть вопроса или попросить пригласить к телефону нужного сотрудника, если на звонок ответил секретарь или другой работник;
  • если номер был набран ошибочно, извиниться и отключиться, не вдаваясь в объяснения.

Схема 1. Исходящий телефонный звонок (грамотный алгоритм)

Необходимо помнить, что самые запоминающиеся части телефонного разговора – это начало и его концовка. Не стоит употреблять в начале разговора фразы: «Вас беспокоит...» или «Вас тревожит...».

Схема 2. Начальная фаза телефонного разговора может быть следующей

Пример 1. Как начать разговор, когда вам нужно соединить своего руководителя с тем, кому вы дозвонились

Здравствуйте, Иван Иванович! Акционерное общество «Оникс». Наш директор Павлов Павел Петрович просил соединить с вами.

Пример 2. Как начать разговор, когда трубку берет тот, кому вы и хотели дозвониться

Добрый день, Алексей Иванович! Акционерное общество «Оникс». Ведущий специалист Волкова Наталья Сергеевна. Меня интересует вопрос вашего участия в конференции по защите информации. Можете ли уделить мне время?

Пример 3. Трубку взял секретарь, как попросить соединить с нужным человеком, если вы знаете, кто это, и если не знаете

Компания «Арко», секретарь директора Михайлова. Соедините, пожалуйста, с Черновым. Мы хотим уточнить условия участия в выставке.

или

Компания «Арко», секретарь директора Михайлова. Нам хотелось бы уточнить условия участия в выставке «ЭКСПО-2025». Не могли бы вы соединить с представителем оргкомитета?

или

Компания «Арко», секретарь директора Михайлова. Мне хотелось бы проконсультироваться (уточнить, выяснить) относительно <. . .> Соедините, пожалуйста, с сотрудником, который занимается этими вопросами.

После соединения с работником нужно еще раз представиться и переходить к обсуждению, выяснению интересующих вас деталей. По телефону нужно:

  • говорить кратко, сообщать только ту информацию, которая относится к сути вопроса;
  • говорить ровно, без запинок, не заполнять паузы между словами звуками «э-э-э», «м-м-м», избегать слов-паразитов – это раздражает собеседника и портит впечатление;
  • не отвлекаться на посторонние разговоры с коллегами или посетителями;
  • во время разговора конспектировать важную информацию;
  • завершать беседу подведением итогов (отмечая для себя, достигнута цель разговора или нет).

По телефону нельзя сообщать номера домашних и личных мобильных телефонов руководителя и других сотрудников, за исключением тех случаев, когда об этом дано конкретное указание, например:

  • Уезжаю, до конца дня меня не будет. Если позвонит Семенов, дайте ему номер моего мобильного.

Тогда при поступлении звонка данного абонента сказать ему можно следующее:

  • Алексея Михайловича до конца дня не будет. Он просил перезвонить ему на мобильный. Запишите, пожалуйста, номер...

Не рекомендуется использовать в разговоре с абонентом выражения «У вас есть время?» или «Найдется ли у вас пара минут?», поскольку они носят просторечную окраску и в деловой речи использоваться не должны. Кроме того, это заведомо ставит вас на уровень ниже собеседника.

Если абонент, которому вы позвонили, занят, нужно спросить, когда можно ему перезвонить, и связаться с ним в строго назначенное время.

Если нужного абонента не оказалось на месте и ответил секретарь или другой сотрудник, нужно поинтересоваться, когда...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Твоя деловая цифровая репутация: как сформировать и управлять

Четкие рекомендации помогут вам более осознанно формировать свой имидж на площадках в Интернете для разных целевых аудиторий: особенно для своих коллег, руководства и клиентов – текущих и потенциальных.

Современный цифровой этикет

Практические советы по общению в мессенджерах и групповых чатах, в социальных сетях: что принято, а что нет. При онлайн-общении стоит соблюдать элементарные правила кибербезопасности, о которых мы тоже предупреждаем.

«Считываем людей» по их профилям в соцсетях

Как оценивают кандидатов на должность по поведению в соцсетях: на что обращают внимание, какие выводы могут быть сделаны? Описываем 7 психотипов личности, каждому из которых свойствененны определенные характеристики (привычки, ценности, мотивы, убеждения), варианты поведения, сильные и слабые стороны, для какой работы они лучше всего подходят. Далее объясняем, как эти 7 типов личности можно распознать по поведению в соцсети (что пишут о себе, какие слова и формулировки используют, какие фото, посты и статусы выкладывают и др.). Во-первых, вы поймете, какие выводы о вас могут сделать профессионалы, когда вы будете устраиваться на работу. А во-вторых, сами сможете лучше разбираться в людях.

Амбиции руководителя

На каком этапе развития сейчас находится Россия – прогноз Льва Гумилева опытный управленец сравнивает с объективной реальностью, которая нас окружает. Какие цели поддерживаются сейчас попутным ветром перемен. Через какие стадии развития проходит человек, прежде чем амбициозные цели станут для него естественными. Почему стоит замахиваться на глобальные цели.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Совещания: как тратить меньше времени и лучше контролировать результаты

Ведущий отечественный эксперт по тайм-менеджменту дает свои рекомендации по организации системы разнотипных совещаний, которая способна задать эффективный бизнес-ритм для продвижения проектов: предложена своя логика для небольших и крупных организаций. Даны отдельные советы по подготовке повестки, определению состава участников, ведению и протоколированию совещания, контролю исполнения принятых решений, по выбору оптимальных ИТ-решений для автоматизации этого процесса.

Протокол совещания и деловой встречи

Как организовать и задокументировать совещание коллегиального органа, планерку в кабинете руководителя, деловую встречу с важным коммерческим партнером (русскоязычным и иностранным)? В каждом случае есть свои особенности. Как правильно составить протокол и что обязательно указать в нем, чтобы придать ­необходимую юридическую силу? Какие при этом есть варианты и от чего они зависят?

Особенности коммуникации с деловыми партнерами из Индии

Какие культура, религия и языки преобладают в Индии. Как индийцы относятся ко времени и пунктуальности, как назначать встречи. Как правильно приветствовать и обратиться к человеку. Какие жесты уместны. Что индийцы сочтут оскорбительным. Как сформулировать отказ вежливо. К чему надо быть готовыми на переговорах. Как вести себя во время трапезы. Что стоит дарить. Что нас объединяет :)