06.05.2016 начала действовать новая редакция Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (последние изменения внесены постановлением Правительства РФ от 26.04.2016 № 356). Мы расскажем вам, что изменилось в терминологии, документировании, составе реквизитов, регистрации документов. Полностью переработан раздел VI Правил «Особенности работы с электронными документами...», а также дополнен Перечень обязательных сведений, используемых в целях учета и поиска документов в СЭД.

Постановлением правительства РФ от 26.04.2016 № 356 еще раз внесены изменения в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утв. постановлением от 15.06.2009 № 477 (далее – Правила). Предыдущие изменения, в соответствии с которыми полностью корректировался раздел Правил об особенностях работы с электронными документами, были утверждены поставлением Правительства от 07.09.2011 № 751.

Теперь он пересмотрен снова, а дополнительно в Правила внесены давно ожидавшиеся уточнения и изменения в терминологию, состав и названия реквизитов документов, в функции службы делопроизводства и в приложение.

Изменения, разработчиками которых являются специалисты ВНИИДАД, сделали качественную актуализацию Правил. А нормативный раздел о работе с электронными документами, фактически устанавливающий основные функциональные требования к СЭД, позволяет говорить о переходе к реальному электронному документообороту.

На основании новой версии Правил, надеемся, будет активизирована работа по подготовке к утверждению новой редакции стандарта ГОСТ Р 6.30-2003 на оформление документов.

Напомним о значении Правил, которые в настоящее время являются единственным нормативным правовым актом, регламентирующим делопроизводство.

На базе Правил предусмотрена разработка организациями своих конкретных инструкций по делопроизводству. И хотя в наименовании Правил фигурируют только федеральные органы исполнительной власти (далее – ФОИВ), п. 2 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает, что «правила делопроизводства и документо­оборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти». Потому Правила также обязательны для всех государственных органов (в том числе органов исполнительной власти субъектов РФ), а также органов местного самоуправления.

А коммерческие организации предпочитают ориентироваться на них, как на единственные государственные правила делопроизводства, как на опыт «лучших практик».

Изменения, которые внесены практически во все разделы Правил, можно считать актуальными, необходимыми, устраняющими ошибки и недоразумения прошлых версий и способствующими гармонизации современной нормативно-правовой базы в области делопроизводства. Рассматривать изменения мы будем в соответствии со структурой Правил.

Термины и определения

Понятийный аппарат делопроизводства в Правилах теперь имеет более подходящие определения терминов, которые прежде отличались небрежностью формулировок. В новой версии Правил уточнены следующие определения:

Фрагмент документа

Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти
(утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477, в ред. от 26.04.2016)

Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти
(утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477, в ред. от 26.04.2016)

«реквизит документа» – элемент документа, необходимый для его оформления и организации работы с ним...

«регистрация документа» – присвоение документу регистрационного номера, внесение сведений о документе в регистрационно-учетную форму;

«номенклатура дел» – систематизированный перечень заголовков дел с указанием сроков их хранения...

«служба делопроизводства» – структурное подразделение, на которое возложены функции по ведению делопроизводства, а также лица, ответственные за ведение делопроизводства в других структурных подразделениях...

«электронная копия документа» – копия документа, созданная в электронной форме;

«система электронного документооборота» – автоматизированная информационная система, обеспечивающая создание электронных документов и электронных копий документов, управление ими, их хранение и доступ к ним, а также регистрацию документов.

При этом из термина «служба делопроизводства», во-первых, исключена «привязка» определения только к федеральным органам исполнительной власти, формально ограничивающая сферу применения, а во-вторых, подтвержден управленческий линейно-функциональный принцип ее организации (когда в рамках ведения делопроизводства лица, ответственные за эту работу в структурных подразделениях, должны функционально подчиняться этой службе).

Из Правил исключен термин «сканирование...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Воинский учет: с чего начать?

Воинский учет обязаны вести все организации. Штрафы за нарушения в этой сфере доходят до 500 000 руб. для юрлиц и до 80 000 руб. для должностных лиц. Мы свели в таблицу сведения о том, за что и на сколько могут оштрафовать. Объясняем, как поставить свою организацию на воинский учет: куда обращаться, с каким комплектом документов. Показываем образцы: письма о постановке на учет, карточки учета организации (по форме № 18), приказа об организации воинского учета, плана работы по воинскому учету.

На кого распространяются ведомственные перечни документов со сроками хранения

Большинство практиков не совсем правильно понимают, на какие организации распространяются ведомственные перечни в обязательном порядке. Данный вопрос разбираем на примере перечней для сельскохозяйственных предприятий, т.к. именно об этом нас спросил подписчик. Но проблема шире, и о ее «двойном дне» стоит знать всем.Объясняем, где лучше отслеживать список действующих перечней (типовых и ведомственных) федерального уровня, чтобы их скачать. Что дополнительно может быть на региональном уровне. Из какого перечня брать срок хранения дела, есть он есть и в типовом, и в ведомственном перечне.

Как назначить ответственного за воинский учет?

Как определить количество ответственных за ведение воинского учета в организации – здесь надо придерживаться нормативов. Кто это может быть.В каком порядке действовать: сначала оформить ответственного на работу и потом предлагать его кандидатуру на согласование в военкомат... или наоборот? Вопрос возникает из-за того, что 2 основных документа по ведению воинского учета в организациях «расходятся во мнении».Показываем возможный алгоритм действий (с вариациями), примеры приказа об организации воинского учета граждан и акта приема-передачи документов по воинскому учету.

Как оптимизировать регистрацию и нормоконтроль документов: метод дробления и автоматизация (часть 1)

В первой части статьи в этом номере журнала задаемся вопросом: «А зачем дополнительно оптимизировать регистрацию и нормоконтроль документов, если они и так работают?» И сами же отвечаем. Самыми любопытными станут реальные примеры из жизни, которые вы сможете использовать в качестве аргументов при разговоре с коллегами и руководством.Перечисляем, из-за чего обычно тормозится регистрация входящих документов. Даем отдельные практические рекомендации, которые можно внедрить для ускорения работы на этом участке: метод дробления больших массивов документов, использование матрицы распределения входящих документов, разные типы автоматического взаимодействия СЭД и почтовой программы и др.

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Обработка входящей корреспонденции

Эта статья посвящена участку работы, который есть в любой организации. Новичкам она поможет грамотно организовать данный процесс. А опытным специалистам – обучить своих подопечных. Ведь статья написана практиком, имеющим многолетний опыт работы как в классическом советском бумажном делопроизводстве, так и в смешанном документообороте современных банков. Даны советы, на что стоит обратить внимание в самом начале – при получении документа. Далее анализируются все этапы обработки: прием и сортировка корреспонденции, регистрация, направление на рассмотрение руководству, принятие управленческого решения (наложение резолюции), направление документа на исполнение, контроль исполнения и подшивка в дело исполненного документа. Наглядно демонстрируется, как ход обработки входящего документа отражается на нем самом в виде появления новых реквизитов / отметок, а также в регистрационных формах организации.