Top.Mail.Ru

Аудит делопроизводства в группе компаний (часть 1)

Проведение аудита делопроизводства в группе компаний немного отличается от такового в отдельно взятой организации. Особенность в том, что вся работа умножается на количество проверяемых участников холдинга, которые могут быть разбросаны по очень большой территории. В некоторых случаях при сборе информации приходится даже учитывать часовые пояса, не говоря уже о невозможности лично до всех «дойти» и посмотреть, как обстоят дела в канцелярии. В статье мы покажем не только организационные документы, но и технологию проверки отдельных участков делопроизводства.
Начало статьи. Окончание в № 11 / 2016, № 12 / 2016
Начало статьи. Окончание в № 11 / 2016, № 12 / 2016

В прошлом номере журнала мы писали об индексации подразделений на примере условной группы компаний «Времена года». Напомним: управляющая компания называется ПАО «Времена года», а в группу входят независимые юридические лица ООО «Зима», ООО «Весна», ООО «Лето» и ООО «Осень», у каждого из которых есть собственная филиальная сеть, причем каждый из филиалов условно носит названия месяцев соответствующего времени года. Покажем проведение аудита делопроизводства на примере такой группы компаний.

Исходная точка

Предположим, что, задавшись благой целью установить во всей группе компаний (далее – ГК) единую систему делопроизводства, действующую по единым регламентам, работники управляющей компании разработали проект этой единой системы и вплотную подошли к этапу ее внедрения. Каждая дочерняя компания группы до сих пор действовала по собственным правилам. Наша глобальная цель – скорректировать их и привести к единому знаменателю. Степень коррекции будет определяться индивидуально по результатам предстоящего исследования.

Можно было бы, конечно, просто объявить по всей ГК, что с ближайшего понедельника все канцелярии действуют по единой инструкции, но, как показывает практика, этот подход может и не сработать. Чем ниже была степень вовлечения людей во внедряемые нами изменения, тем сильнее будет их сопротивление. На спущенную «сверху» директиву жить с завтрашнего дня по-новому реакция может быть от резко негативной до абсолютно нулевой (нас просто проигнорируют). А между тем в ходе аудита может выясниться, что работу на некоторых участках в ряде компаний и вовсе не нужно изменять: они и так работают по общим, стандартным правилам делопроизводства. Тогда нам потребуется лишь немного поправить их привычки и не придется превращать их налаженную систему в руины с целью построить нечто очень похожее.

Оформляем решение провести аудит

Решение провести аудит делопроизводства в группе компаний оформляется приказом по основной деятельности. Подпись руководителя управляющей компании (т.е. главы всей ГК) снимет все вопросы о том, на каком основании аудиторы запрашивают документы и просят предоставить информацию, и заставит участников процесса соблюдать поставленные им сроки по ответу на запросы.

Такая масштабная работа, как аудит системы делопроизводства, не может быть начата без разработки некоего плана – назовем его программой аудита. Мы должны не только понимать, что и для чего делаем, но и максимально внятно выразить это на бумаге. Программа утверждается либо главой ГК, либо уполномоченным топ-менеджером. Верны оба варианта. «Заказчиком» исследования, конечно, выступает глава ГК, но его интересуют результаты, а не промежуточные документы. До результатов пока далеко, а для придания большего авторитета программе хватит и подписи топ-менеджера.

Пример 1. Приказ о проведении аудита делопроизводства в группе компаний

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Составляем номенклатуру дел кадровой службы

Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.

Принципиальное увеличение сроков хранения документов

Может ли организация увеличить срок хранения документов с «короткого» (до 10 лет), предписанного Перечнем 2019 г., до постоянного? Как это оформить в номенклатуре дел? Какова специфика у организаций, которые являются источниками комплектования государственных / муниципальных архивов и которые таковыми не являются?

Аудиовизуальные документы в номенклатуре дел

Показываем, как отразить в номенклатуре дел бумажные, электронные приложения к протоколам и аудиовидеозаписи заседаний коллегиальных органов. Сколько и где хранить эти записи. Организации важно определиться, в каком статусе она будет хранить фото-, аудио-, видеозаписи – что она будет переводить в статус аудиовизуальных документов со всеми вытекающими последствиями. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Сколько хранить проекты документов и листы согласования к ним

Несколько противоречивая формулировка в Правилах делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления приводит к тому, что некоторые организации длительно хранят не только подписанный документ, но и все его рабочие проекты с листами согласования, даже когда этого не требуется. Объясняем, как делать правильно: какие рабочие проекты надо хранить столько же, сколько подлинники, а какие нет; как оба эти варианта отразить в номенклатуре дел. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Обработка входящей корреспонденции

Эта статья посвящена участку работы, который есть в любой организации. Новичкам она поможет грамотно организовать данный процесс. А опытным специалистам – обучить своих подопечных. Ведь статья написана практиком, имеющим многолетний опыт работы как в классическом советском бумажном делопроизводстве, так и в смешанном документообороте современных банков. Даны советы, на что стоит обратить внимание в самом начале – при получении документа. Далее анализируются все этапы обработки: прием и сортировка корреспонденции, регистрация, направление на рассмотрение руководству, принятие управленческого решения (наложение резолюции), направление документа на исполнение, контроль исполнения и подшивка в дело исполненного документа. Наглядно демонстрируется, как ход обработки входящего документа отражается на нем самом в виде появления новых реквизитов / отметок, а также в регистрационных формах организации.