Правила работы архивов организаций 2015 года переименовали графу 3 номенклатуры дел: раньше она называлась «Количество дел (томов, частей)», а теперь просто «Количество дел». Как заполнять эту графу и итоговую запись номенклатурыза 2016 год? Для бумажных документов теперь необходимо считать только дела, а не их тома (части)? Как отражать электронные документы?

Форма номенклатуры дел как документа, закрепляющего систематизацию документального фонда организации и выполняющего учетную функцию, сложилась достаточно давно и устанавливалась документами, регламентирующими работу архивов организаций. Проанализируем формы номенклатуры дел, которые закрепляются действующими в настоящее время методическими и нормативными документами:

1. В Основных правилах работы архивов организаций, одобренных решением коллегии Росархива от 06.02.2002 (остались в статусе методического документа) форма номенклатуры дел организации и структурного подразделения единая:

2. В Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76, форма для номенклатур дел организации и структурного подразделения также единоообразна. Она полностью соответствует форме, установленной еще в 1985 году Основными правилами работы ведомственных архивов, которые раньше являлись нормативным документом, т.к. были не только одобрены коллегией Главархива СССР 28.08.1985, но и утверждены приказом Главархива СССР от 05.09.1985 № 263. В настоящее время данные правила отменены приказом Минкультуры России от 21.01.2016 № 231.

3. По Правилам организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утв. приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526 (далее – Правила работы архивов организаций) формы номенклатуры дел организации и структурного подразделения незначительно различаются, что и вызвало вопрос.

Форма номенклатуры дел организации:

Форма номенклатуры дел структурного подразделения:

Правила работы архивов организаций номенклатуре дел посвящают только пять пунктов (с п. 4.14 по п. 4.18). В п. 4.18 содержатся ссылки на ее установленные формы в приложениях № 25 и 26, а сами формы номенклатур дел никак не комментируются.

Но методология и методика работы никогда не определяются формой представления результатов, методология первична, а форма – вторична. Поэтому рекомендуем изучить текст новых Правил работы архивов организаций и обратить внимание, что в них, по-прежнему, закрепляется номенклатура дел в статусе основного учетного документа, отражающего состав (включая количественный) и организацию документального фонда организации (п. 4.15). Кроме того, в соответствии с методикой архивной работы номенклатура дел является основой для составления описей дел документов постоянного и временных (свыше 10 лет) сроков хранения, по личному составу, а также для учета дел временных (до 10 лет включительно) сроков хранения (п. 4.16).

Напомним, что если бумажных документов в деле за год собирается более 250 листов, то дело делится на тома. И тогда у каждого тома в наименовании появляется конкретизация заголовка, показывающая, чем содержимое этого тома отличается от других. При этом понятия «том» и «часть» дела – это синонимы. Для бумажных документов в архивном деле единицей хранения и единицей учета считается 1 папка (ею может оказаться как целое дело с содержимым в пределах 250 листов, так и 1 из его томов с таким же предельным объемом). И если при составлении номенклатуры дел в графе 2 указывается планируемое наименование дела, то в графе 3 этой строки по итогам года записывается количество получившихся единиц хранения (1 или более, если дело пришлось поделить на тома), см. Пример 1. Далее в описях отдельными строками фигурирует уже каждая единица хранения (целое дело одной папкой или его тома), это показано в Примере 2.

Пример 1. Фрагмент номенклатуры дел организации на 2016 год
Пример 2. Фрагмент описи дел постоянного хранения на 2016 год

Текст Правил работы архивов организаций 2015 года подтверждает прежнюю технологию работы (см. процитированные далее пункты 4.25, 4.26 и 4.32). Поэтому считаем, что графу 3 в номенклатуре дел организации необходимо заполнять в обычном порядке, отражая в ней количество томов (частей) каждого бумажного дела (как в Примере 1). Потом это количество должно войти в расчет итоговой записи к номенклатуре дел.

Фрагмент документа
Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утв. приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526)

4.20. <. .> Дело на бумажном носителе не должно содержать более 250 листов, при толщине не более 4 см.

<. .>

4.25. На обложке дела указываются:

наименование организации и ее непосредственная подчиненность;

наименование структурного подразделения;

индекс дела;

номер тома (части);

заголовок дела (тома, части);

крайние даты дела (тома, части);

количество листов в деле (томе, части);

срок хранения дела;

архивный шифр дела.

4.26. <. .> В тех случаях, когда дело состоит из нескольких томов (частей), на обложку каждого тома (части) выносится общий заголовок дела, а при необходимости – заголовок каждого тома (части).

<. .>

4.32. При составлении описи дел структурного подразделения соблюдаются следующие требования:

заголовки дел вносятся в опись в соответствии с принятой схемой систематизации на основе номенклатуры дел;

каждое дело вносится в опись под порядковым номером (если дело состоит из нескольких томов или частей, то каждый том или часть вносятся в опись под порядковым номером);

графы описи заполняются в точном соответствии со сведениями, которые вынесены на обложку дела;

<. .>

Теперь поясним, как подсчитывать электронные дела / документы. Поскольку ограничений на объем электронного дела / документа не существует, то в графе 3 номенклатуры у такого дела всегда ставим цифру 1, если только оно не записано на несколько носителей информации (например, на 2 CD-диска). А форму представления электронного дела, объем в Мб и локализацию (местоположение) можно указывать в «Примечании».

По новым правилам не надо соблюдать пропорции: 1 документ = 1 CD-диск. Это может быть:

  • 1 контейнер электронного документа, или
  • 1 папка / контейнер с электронными документами на сервере, или
  • 1 представление электронных документов в информационной системе / СЭД.

1 электронный документ (контейнер электронного документа) может представлять собой 1 электронное дело (т.е. 1 единицу учета и единицу хранения).

При оформлении итоговой записи номенклатуры дел гораздо более интересным является вопрос об отражении в ней количества электронных документов и их объема. Новые Правила работы архивов организаций установили, что электронные документы и дела:

  • измеряются в мегабайтах (Мб);
  • учитываются и передаются в архив по отдельным описям электронных дел, документов (они оформляются и на фонды пользования, состоящие из электронных копий).

Современные «лучшие практики» рекомендуют в итоговой записи вести раздельный учет:

  • заведенных электронных дел и
  • дел в бумажной форме.

Это облегчает оформление соответствующих описей электронных дел, документов. Но какая-то единая форма итоговой записи к номенклатуре дел для этих целей пока не сложилась. В Примере 3 мы показываем лишь ее возможный вариант.

Пример 3. Таблица итоговой записи о категориях и количестве дел, заведенных в 2016 году в организации

18 октября 2016 года Комиссия по научно-исследовательской и методической работе Росархива рассмотрела и одобрила проект Методических рекомендаций по применению Правил работы архивов организаций, которые разработал ВНИИДАД. Будем надеяться, что в них будут даны исчерпывающие разъяснения по всем вопросам разработки, оформления и ведения номенклатур дел организаций.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Алгоритм проведения офлайн- и онлайн-совещаний

Приводим пример организации системы плановых совещаний разного уровня, которые обеспечивают продвижение информации в организации снизу вверх во все более структурированном виде. Даем общий алгоритм подготовки и проведения совещаний: как разработать повестку дня, составить список участников, проинформировать их, подготовить помещение и оборудование, фиксировать ход обсуждения (соблюдая конфиденциальность там, где это важно), оформить протокол. К этому добавляем особенности, продиктованные уровнем совещания, эпидемиологической обстановкой, возможностями конференц-связи.

Что делать раньше с договором в электронном виде: регистрировать или подписывать?

Не все технологии бумажного делопроизводства удается полностью перенести на электронные рельсы, когда мы замахиваемся на полноценный электронный документооборот. Какие изменения придется внести в процедуру подписания электронного оригинала договора и его регистрацию (присвоение номера и даты)? Как при этом учесть реалии современных технологий и требования законодательства? Рассказываем о возможных вариантах.

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Применение Перечня 2019 года со сроками хранения в вопросах и ответах

Ответы на вопросы читателей по применению нового Перечня документов со сроками хранения мы решили объединить в статью. Вопросы взаимосвязаны. Вы поймете, можно ли утвердить описи дел и акты о выделении к уничтожению задним числом, чтобы не пришлось переделывать в них сроки хранения по новому Перечню 2019 г. Надо ли что-то менять в учетных документах архива из-за существенного изменения сроков (когда документы меняют свою категорию, например, постоянный срок хранения заменен временным)? Можно ли использовать это изменение как повод возврата таких документов в подразделения?

Как лучше актуализировать номенклатуру дел на 2020 год в связи с вступлением в силу нового Перечня

Показали 2 варианта действий: а) как можно утвердить изменения к первоначальной номенклатуре дел на 2020 год, которую подготовили еще в конце 2019 года; б) как утвердить новую номенклатуру на этот год. Они сопровождаются примерами оформления документов. Мы рекомендуем оптимальное распределение обязанностей между службой делопроизводства организации и другими подразделениями, а также удобный функционал MS Word, чтобы вы ничего не упустили. Показали 2 варианта действий: а) как можно утвердить изменения к первоначальной номенклатуре дел на 2020 год, которую подготовили еще в конце 2019 года; б) как утвердить новую номенклатуру на этот год. Они сопровождаются примерами оформления документов. Мы рекомендуем оптимальное распределение обязанностей между службой делопроизводства организации и другими подразделениями, а также удобный функционал MS Word, чтобы вы ничего не упустили.

Анализ нового Перечня документов со сроками хранения и сравнение с Перечнем 2010 г.

Состав статей в новом Перечне существенно сократился. Объясняем, как действовать, если в Перечне 2010 г. была статья, по которой вы определяли срок хранения дела в своей номенклатуре дел, а в новом Перечне аналогичной статьи не оказалось. Отмечаем, что еще изменилось в новом Перечне 2019 г. по сравнению с предыдущим Перечнем 2010 г. Анализируем изменения состава категорий документов и сроков хранения. Рассказываем вам о наиболее значимых документах, которые актуальны для любой организации: по кадровому обеспечению (в т.ч. в связи с вводом «электронной трудовой книжки»), по документационному обеспечению управления и по договорной работе. В ряде случаев даем рекомендации по формулированию статей в номенклатуре дел.

Классификатор приказов вам поможет

Классификатор приказов – это систематизированный перечень правильно сформулированных заголовков приказов, которые издаются в организации. Для каждого приказа здесь закрепляется индекс, кто его подписывает, регистрирует и сколько его следует хранить. Мы опубликовали пример такого классификатора. Он существенно сократит количество допускаемых ошибок; на его основе можно создать справочник в СЭД, из которого работники смогут просто выбирать нужный заголовок; кроме того, упорядочение работы позволит избежать ошибок при дальнейшей экспертизе ценности документов.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?