Top.Mail.Ru
Что нужно сделать службе делопроизводства, чтобы успешно завершить уходящий год и начать новый? Многое! И мы поможем вам уточнить номенклатуру дел и утвердить ее на следующий год, закрыть прошлогоднюю номенклатуру (правильно подсчитав количество томов / дел с бумажными и электронными документами в графе 3 и итоговой записи), закрыть журналы регистрации документов (бумажные, электронные в Excel и СЭД), подготовить справку об объеме документооборота за год, актуализировать ЛНА по делопроизводству, составить план передачи дел из подразделений в архив и план работы службы делопроизводства на следующий год, отчет об исполнительской дисциплине в организации.

Закрытие делопроизводственного года – трудоемкий процесс, который не сделать качественно за пару дней. Обычно он занимает почти два месяца: начинается в декабре и завершается в первые дни февраля. А крупные организации начинают разработку или уточнение своей номенклатуры дел еще раньше – в ноябре.

Таблица 1. Мероприятия по закрытию делопроизводственного года

Последовательно рассмотрим все эти мероприятия, за которые традиционно отвечает служба документационного обеспечения управления (ДОУ).

Уточнение номенклатуры дел и утверждение ее на следующий год

Номенклатура дел является документом, отражающим актуальный состав дел предприятия. Это означает, что нельзя составить ее один раз на несколько лет. Коренная переработка этого документа может потребоваться в результате существенной перестройки бизнеса (изменения структуры, появление новых видов деятельности и т.п.). Поэтому в большинстве случаев ее не разрабатывают «с нуля» для нового года, а просто уточняют ранее действующую номенклатуру. Итак, ежегодно в конце текущего на следующий календарный год номенклатура дел как минимум уточняется, для этого вам нужно:

  • проверить разделы номенклатуры дел. В зависимости от ранее выбранного способа классификации ими могут быть:
    • структурные подразделения организации (чаще всего используется этот вариант),
    • направления деятельности или
    • выполняемые функции.
      Возможно, что при появлении новых видов деятельности состав подразделений не изменится и наоборот. Т.е. нужно проверить, что изменилось за прошедший год и планируется изменить в будущем. И если нужно, отразить реалии в номенклатуре дел путем переработки ее разделов;
  • внести в разделы дела, возникшие в уходящем году (это неизбежно приведет к тому, что индексы «съедут» на один или несколько номеров вперед);
  • удалить индексы дел, которые не планируется вести в следующем году и которые не удалось занять новыми делами (из-за этого нумерация запросто может вновь «съехать», но уже в обратном направлении);
  • проследить, чтобы после всех «движений» в нумерации индексы дел были последовательными, без пропусков и повторений.

Далее мы подскажем, как грамотно организовать работу по подготовке номенклатуры дел, чтобы не взваливать ее целиком и полностью на плечи сотрудников службы ДОУ.

Внесение в разделы новых дел

Конечно, заниматься этим должны в течение года работники, ответственные за делопроизводство в подразделениях. Как только в отделе заводится новое дело, они должны вписать его от руки в рабочий экземпляр номенклатуры дел подразделения на текущий год, присвоить очередной индекс и срок хранения, после чего оперативно сообщить в службу ДОУ о внесенных дополнениях. К сожалению, в реальности встретить такую идиллию автору этой статьи пока не удавалось. Чаще всего дополнения вносятся в конце года сотрудником службы ДОУ после личного опроса коллег из всех отделов на предмет заведения новых дел.

Как бы то ни было, новые дела помещаются на резервные строки номенклатуры дел на 2016 год. Вписываются они от руки в ее рабочий экземпляр. Индексы новым делам присваиваются очередные внутри раздела:

Пример 1. Логика нумерации новых дел, заводимых в текущем году

Если последним делом на момент утверждения сводной номенклатуры дел организации на 2016 год в разделе «3. Отдел кадров» было 03-51 «Номенклатура дел отдела», то вновь заведенное дело будет вписано ниже и получит индекс 03-52, следующее – 03-53 и т.д.

Обратите внимание: в Примере 2 по общему правилу на резервные строки после изначально планируемого дела 21-45 помещено новое дело 21-46, но вот следующее дело имеет индекс не 21-47, а выбивается из этой стройной логики своей трехкомпонентностью (выделено «!»). В данном случае в номенклатуре изначально под индексом 21-10 шли арбитражные дела и было принято решение каждое из судебных дел учитывать отдельно, причем крайним было дело 21-10-27, потому новому мы можем присвоить номер 21-10-28, но вписать его сможем только внизу соответствующего раздела номенклатуры дел. А далее будем добавлять дела по общему правилу: 21-47, 21-48 и т.д.

Пример 2. Дополнение действующей номенклатуры дел на 2016 год новыми делами

При подготовке проекта номенклатуры дел на 2017 год вновь внесенные в 2016 году дела будут перемещены внутри раздела в соответствии с правилами расположения заголовков дел и потому получат новые индексы.

Исключение из номенклатуры «вымерших» дел

Если какое-то дело так и не было заведено, то в рабочем экземпляре номенклатуры дел на 2016 год его ни в коем случае не вычеркивайте, а в графе «Примечание» напишите «Дело не заведено» и проставьте рядом подпись руководителя соответствующего подразделения с расшифровкой и датой (в номенклатуре отдела распишется его руководитель, а в сводной – руководитель службы ДОУ). В следующую номенклатуру дел 2017 года вы это дело уже не перенесете.

Уточнение индексов подразделений и дел

Индексы разделов и дел внутри них в номенклатурах дел за два разных года могут отличаться. Это нормально. Но некоторые делопроизводители буквально боятся поменять индекс делу. А часто без этого не обойтись. Чтобы не загонять себя в тупик, нужно помнить следующие правила:

  • не состав дел подгоняют под индексы, а индексы под состав дел;
  • у нас есть графа «Примечание», в которую можно вписывать необходимые комментарии, в т.ч. об изменении индексов;
  • если номенклатура дел перерабатывалась капитально и изменений индексов много, то можно составить таблицу соответствия переходящих дел.

Итак, в течение уходящего года в организации могла поменяться структура. Любой отдел мог появиться, расформироваться, поменять подчиненность… Все это отразится на составе его дел и принципах индексации. Ничего страшного нет в том, что дело, «живущее» в 2016 году под индексом 12-15, в 2017 году будет иметь индекс 10-22. Только не забудьте отразить изменение индекса на обложке дела.

Разве что переходящим делам нужно до последнего стремиться сохранить индексы. Переходящие – это дела, которые не были завершены делопроизводством в этом году и переходят в следующий. Например, Положение об архиве, утвержденное в 2015-м, будет переходящим уже второй год подряд, т.к. на момент утверждения номенклатуры-2017 является действующим. Если переходящему делу все же пришлось поменять индекс, то в 5-й графе «Примечание» нужно поставить отметку:

Пример 3. Переходящее дело, поменявшее индекс, в номенклатуре дел на 2017 год

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Электронный документооборот договоров в СЭД: от проекта до подписания

Описан опыт автоматизации работы с договорами в СЭД: от включения в нее проекта договора и согласования до подписания и регистрации бумажного подлинника с подписями и печатью контрагента. Мы описали, как можно поделить обязанности между исполнителями, готовящими проекты договорных документов, согласующими лицами и специалистом по сопровождению договоров, который выполняет более технические операции и грамотно отражает сведения в СЭД, а также что и как можно передавать и фиксировать в СЭД, чтобы сделать прозрачной договорную работу, легко находить связанные документы, а в случае неприятных казусов быстрее «находить концы».

Анализ документооборота: новые задачи и новые возможности

Каковы основные направления анализа документооборота организации в условиях внедрения и применения СЭД? Какие показатели можно использовать для оценки применения технологий электронного документооборота в организации? Какие статистические данные о документообороте соответствуют типовым информационным потребностям?

Сколько единиц хранения образовалось за год?

Правила работы архивов организаций 2015 года переименовали графу 3 номенклатуры дел: раньше она называлась «Количество дел (томов, частей)», а теперь просто «Количество дел». Как заполнять эту графу и итоговую запись номенклатурыза 2016 год? Для бумажных документов теперь необходимо считать только дела, а не их тома (части)? Как отражать электронные документы?

Составление номенклатуры дел с учетом изменения сроков хранения кадровых документов

В марте 2016 года вступила в силу новая статья Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», которая не только сократила срок хранения многих документов по личному составу с 75 лет до 50, но и ввела новую технологию работы. Как ее реализовать на практике, официально пока не разъяснили. Но выполнять требования закона нужно уже сейчас! Нам нужно «закрывать» номенклатуру дел за 2016 год (надо ли в ней что-то менять, как заполнять итоговую запись?). Нам нужно составлять номенклатуру дел на 2017 год (предлагаем решение, как это лучше сделать, и показываем примерную номенклатуру дел отдела кадров). Определиться, где формируются и будут храниться документы по личному составу. Внести изменения на обложки дел. На ряд вопросов мы нашли ответы, но некоторые пока остаются «риторическими» и звучат как предупреждение.

Как работать с перечнями документов с указанием сроков хранения?

Сейчас горячая пора – время разработки либо уточнения номенклатуры дел на следующий 2016 год. И чтобы номенклатуры подразделений разрабатывались в них, и вы потом их не переделывали, нужно грамотно объяснить коллегам, как определять сроки хранения дел. Какими нормативными документами пользоваться? С какой навигацией и по какому алгоритму лучше действовать, чтобы не тонуть в объемных перечнях? Почему нельзя «в лоб» воспринимать их сроки хранения и указанные категории документов? Какие распространенные ошибки допускают новички? От качества и простоты вашего инструктажа зависит качество выполнения этой работы в подразделениях, а значит, уменьшение вашей «головной боли». На базе этой статьи можете даже составить методическое пособие для коллег.

Как ознакомить с документом?

В чем разница между юридически значимым ознакомлением с документом и простым информированием о нем? Какие «бумажные» и электронные способы для этого существуют? Как формулировать распоряжение о них в приказе? Какие способы документирования факта ознакомления выработала практика? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Электронный документооборот договоров в СЭД: от проекта до подписания

Описан опыт автоматизации работы с договорами в СЭД: от включения в нее проекта договора и согласования до подписания и регистрации бумажного подлинника с подписями и печатью контрагента. Мы описали, как можно поделить обязанности между исполнителями, готовящими проекты договорных документов, согласующими лицами и специалистом по сопровождению договоров, который выполняет более технические операции и грамотно отражает сведения в СЭД, а также что и как можно передавать и фиксировать в СЭД, чтобы сделать прозрачной договорную работу, легко находить связанные документы, а в случае неприятных казусов быстрее «находить концы».

Анализ документооборота: новые задачи и новые возможности

Каковы основные направления анализа документооборота организации в условиях внедрения и применения СЭД? Какие показатели можно использовать для оценки применения технологий электронного документооборота в организации? Какие статистические данные о документообороте соответствуют типовым информационным потребностям?