Как оптимизировать договорную работу в компании

Большинство компаний в процессе работы заключает со своими контрагентами однотипные договоры. В такой ситуации зачастую нет никакой необходимости подписания одинаковых многостраничных договоров. Вполне достаточно будет разместить общие условия сотрудничества на сайте компании, а отдельные условия конкретной сделки можно согласовать в небольшом документе, например, в спецификации. Выясним, как правильно организовать договорную работу по этому принципу, не нарушив закон.

Все современные компании стремятся обойти конкурентов и предложить своим клиентам наиболее качественный и привлекательный продукт. Это касается не только потребительских свойств самого товара (работы, услуги), но и условий обслуживания. Использование упрощенных процедур при оформлении договорных отношений позволяет привлечь тех клиентов, которые заинтересованы в оперативном заключении сделок и минимальном отвлечении внимания на бумажный документооборот. О том, как этого добиться, мы расскажем в статье.

Оптимизация договорной работы позволит компании улучшить ее сервис, поскольку клиенты получат возможность оперативно согласовывать с внутренними службами своих компаний условия небольших по объему документов. Восприятие подобных документов всегда ­происходит ­значительно быстрее, чем многостраничного типового договора.

Помимо этого за счет оптимизации договорной работы компании смогут сократить расходы на персонал, бумагу, картриджи и др. И хотя оптимизация в итоге может получиться небольшой, но в условиях ­финансовой нестабильности любая экономия пойдет только на пользу.

Многие компании заключают с контрагентами договоры по типовому шаблону. Им нет необходимости подписывать с каждым клиентом отдельный договор с комплексом однотипных условий. Вполне достаточно будет разместить общие условия сотрудничества на своем сайте, а конкретные условия сделки согласовывать в небольших по объему документах (приложениях, спецификациях и др.). Такой порядок договорной ­работы не противоречит закону.

В соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в форме одного документа, подписанного сторонами. Большинство ­договоров в деловой практике заключается именно так.

Вместе с тем договор может быть заключен путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Такими способами можно заключать договоры в случаях, когда требуется оперативность или ­контрагенты находятся в разных регионах.

Помимо этого договор можно заключить в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 434 и п. 3 ст. 438 ГК РФ.

Фрагмент документа
Пункт 3 ст. 438 ГК РФ

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми ­актами или не указано в оферте.

Такой порядок взаимодействия наиболее часто можно встретить в сфере поставок продукции. Покупатель, ознакомившись с прейскурантом поставщика, просит выставить ему счет. После получения оплаты товаров, объем и наименования которых могут быть согласованы, например, по телефону или электронной почте, поставщик производит отгрузку. Оплаченный счет и фактическое принятие отгруженной ­продукции ­подтверждают факт заключения договора поставки.

Аналогичным образом письменная форма договора между компаниями (подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ) считается соблюденной, когда сторона, оказывающая услуги, выкладывает основные условия для общего открытого доступа на своем сайте, а другая к ним присоединяется, подав заявление или подписав иной документ.

Заключение договора на конкретных коммерческих условиях, которые действуют в совокупности с общими условиями, подтверждается отдельным письменным документом. В нем закрепляются конкретные параметры сотрудничества (предмет, цены и порядок расчетов, сроки и другие положения), которые для каждого клиента могут быть своими. Так, одним клиентам компания может оказать свои услуги по общей цене, а другим – по другой (с учетом скидки). Однако всем клиентам услуги оказываются на общих условиях, которые целесообразно не распечатывать в каждом конкретном случае, а выложить на сайте.

Свобода договора

По пути оптимизации договорной работы идут практически все компании. Это позволяет высвободить время для решения более значимых бизнес-задач. По рассматриваемой модели работают банки, страховые и лизинговые компании, экспедиторы, микрофинансовые и другие организации. Такая договорная модель удобна как самим компаниям, так и их контрагентам.

При этом размещение общих условий на сайте предусматривает возможность внесения в них корректив, например, исключение тех или иных положений, которые кому-то из контрагентов покажутся неприемлемыми. Для этого в подписываемой спецификации стороны указывают условия, которые хотят исключить, скорректировать или дополнить. Наличие в общих условиях положения о том, что спецификации имеют приоритетную силу, означает, что стороны должны руководствоваться специальными условиями.

Рассматриваемая договорная модель выстроена таким образом, что стороны в конечном итоге все равно заключают соглашение в виде одного...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Как рассчитать убытки за некачественное исполнение договора

В законодательстве нет точных формул расчета убытков за некачественное выполнение обязательств по договору. Еще во Временной методике определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров (приложенной к письму Госарбитража СССР от 28.12.1990), отмечалось, что удовлетворяемость исков о возмещении убытков значительно ниже, чем по другим категориям споров. Это объяснялось трудностью доказывания размера убытков. В рамках этой методики и была принята первая и единственная попытка дать легальный свод формул расчета убытков. Однако не все положения документа применимы в современной рыночной экономике. Вместе с тем судебная практика уже сформировала способы (подходы) расчета убытков. В статье рассказываем, каковы на сегодняшний день общие правила расчета убытков, как суметь доказать их размер. Приводим различные способы расчета реального ущерба, упущенной выгоды и убытков, связанных с замещающей сделкой, а также так называемых абстрактных убытков.

Третейская оговорка в договоре

Нередко стороны согласовывают при заключении договора (или в дальнейшем) третейскую оговорку. Но, как показывает практика, такая оговорка не всегда срабатывает, поскольку ошибочность формулировок или нарушение порядка ее согласования «обнуляет» ее в глазах суда, который может отказать в выдаче исполнительного листа на решение третейского суда. Наша подборка судебной практики поможет выявить наиболее распространенные ошибки. Зная их, сможете быть более эффективными в работе и защитить интересы своей стороны в договоре, вооружившись нужными аргументами.

Что учесть при запуске программы лояльности и начислении бонусных баллов

Что такое программа лояльности? Есть ли у нее какие-то ограничения? Какие условия можно в ней установить и как при этом не потерпеть убытки от клиентов? Что сделать, чтобы не допустить ситуации, когда суд взыскивает с предпринимателя убытки в размере неначисленных бонусных баллов? Подпадает ли неначисление баллов по программе лояльности под защиту прав потребителей? Можно ли полностью отказаться от начисления баллов, а также аннулировать имеющиеся? С какими требованиями может обратиться клиент в суд, если его не устроит что-то в бонусной программе? И как ему противостоять?

Риски использования факсимиле

В предыдущих номерах журнала мы рассказали, когда можно использовать факсимиле и как в документах прописать его применение. Теперь поговорим о документах, на которых факсимиле ставить нельзя, а также рисках его использования, например, в случае делегирования полномочий. Анализ судебной практики поможет сделать важные для работы выводы.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

В каких случаях можно ставить вопрос о злоупотреблении правом?

Термин «злоупотребление правом» известен каждому юристу. Однако что понимается под ним на практике, знают далеко не все. А между тем, если суд установит, что лицо злоупотребило правом, он может отказать ему в защите полностью или частично, а также применить другие не менее жесткие меры. Разберемся, в каких конкретных случаях можно заявить о том, что контрагент или сторона в процессе злоупотребляет правом, и какие негативные последствия могут ждать их, если факт злоупотребления будет подтвержден.

Подводные камни договора оказания услуг

Едва ли найдется хоть одна компания, которая никогда не сталкивалась с договором оказания услуг. В том числе и в связи с широким распространением этого вида договора между заказчиками и исполнителями возникает немало споров. Они касаются предмета соглашения, сроков оказания услуг и обмена документами, порядка приемки, возможности отказаться от договора в одностороннем порядке и т.п. Расскажем об этих и других спорных моментах, а главное – о том, как их избежать.

Коммерческий кредит с процентами: как прописать в договоре

В гражданском обороте обычной практикой является предоставление поставщиками и исполнителями своим клиентам отсрочки или рассрочки платежа за реализуемые по договорам товары, работы или услуги с фиксацией общего лимита финансирования, а также срока или графика, в рамках которых покупатель или заказчик могут не вносить оплату. Покупатель со своей стороны тоже может проавансировать поставщика, перечислив ему всю или часть оплаты до момента отгрузки товара, в результате чего поставщик оперативно получает средства для пополнения своих оборотных активов. По общему правилу такое пользование деньгами является бесплатным, однако в своем договоре стороны могут предусмотреть и иное. Расскажем, что представляет собой коммерческий кредит, когда он возможен и на каких условиях, а также дадим советы, как прописать его в договоре, чтобы вторая сторона не могла оспорить взыскание с нее процентов. Тем более что сейчас в условиях, когда партнеры сплошь и рядом просят отсрочку и рассрочку по оплате, кредиторам стоит заранее позаботиться о своих интересах и заложить в договоры выгодные для них условия. А покупателям, перечислившим аванс, желательно подстраховаться на случай недобросовестности поставщиков.