Top.Mail.Ru

Как оптимизировать договорную работу в компании

Большинство компаний в процессе работы заключает со своими контрагентами однотипные договоры. В такой ситуации зачастую нет никакой необходимости подписания одинаковых многостраничных договоров. Вполне достаточно будет разместить общие условия сотрудничества на сайте компании, а отдельные условия конкретной сделки можно согласовать в небольшом документе, например, в спецификации. Выясним, как правильно организовать договорную работу по этому принципу, не нарушив закон.

Все современные компании стремятся обойти конкурентов и предложить своим клиентам наиболее качественный и привлекательный продукт. Это касается не только потребительских свойств самого товара (работы, услуги), но и условий обслуживания. Использование упрощенных процедур при оформлении договорных отношений позволяет привлечь тех клиентов, которые заинтересованы в оперативном заключении сделок и минимальном отвлечении внимания на бумажный документооборот. О том, как этого добиться, мы расскажем в статье.

Оптимизация договорной работы позволит компании улучшить ее сервис, поскольку клиенты получат возможность оперативно согласовывать с внутренними службами своих компаний условия небольших по объему документов. Восприятие подобных документов всегда ­происходит ­значительно быстрее, чем многостраничного типового договора.

Помимо этого за счет оптимизации договорной работы компании смогут сократить расходы на персонал, бумагу, картриджи и др. И хотя оптимизация в итоге может получиться небольшой, но в условиях ­финансовой нестабильности любая экономия пойдет только на пользу.

Многие компании заключают с контрагентами договоры по типовому шаблону. Им нет необходимости подписывать с каждым клиентом отдельный договор с комплексом однотипных условий. Вполне достаточно будет разместить общие условия сотрудничества на своем сайте, а конкретные условия сделки согласовывать в небольших по объему документах (приложениях, спецификациях и др.). Такой порядок договорной ­работы не противоречит закону.

В соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в форме одного документа, подписанного сторонами. Большинство ­договоров в деловой практике заключается именно так.

Вместе с тем договор может быть заключен путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Такими способами можно заключать договоры в случаях, когда требуется оперативность или ­контрагенты находятся в разных регионах.

Помимо этого договор можно заключить в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 434 и п. 3 ст. 438 ГК РФ.

Фрагмент документа

Пункт 3 ст. 438 ГК РФ

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми ­актами или не указано в оферте.

Такой порядок взаимодействия наиболее часто можно встретить в сфере поставок продукции. Покупатель, ознакомившись с прейскурантом поставщика, просит выставить ему счет. После получения оплаты товаров, объем и наименования которых могут быть согласованы, например, по телефону или электронной почте, поставщик производит отгрузку. Оплаченный счет и фактическое принятие отгруженной ­продукции ­подтверждают факт заключения договора поставки.

Аналогичным образом письменная форма договора между компаниями (подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ) считается соблюденной, когда сторона, оказывающая услуги, выкладывает основные условия для общего открытого доступа на своем сайте, а другая к ним присоединяется, подав заявление или подписав иной документ.

Заключение договора на конкретных коммерческих условиях, которые действуют в совокупности с общими условиями, подтверждается отдельным письменным документом. В нем закрепляются конкретные параметры сотрудничества (предмет, цены и порядок расчетов, сроки и другие положения), которые для каждого клиента могут быть своими. Так, одним клиентам компания может оказать свои услуги по общей цене, а другим – по другой (с учетом скидки). Однако всем клиентам услуги оказываются на общих условиях, которые целесообразно не распечатывать в каждом конкретном случае, а выложить на сайте.

Свобода договора

По пути оптимизации договорной работы идут практически все компании. Это позволяет высвободить время для решения более значимых бизнес-задач. По рассматриваемой модели работают банки, страховые и лизинговые компании, экспедиторы, микрофинансовые и другие организации. Такая договорная модель удобна как самим компаниям, так и их контрагентам.

При этом размещение общих условий на сайте предусматривает возможность внесения в них корректив, например, исключение тех или иных положений, которые кому-то из контрагентов покажутся неприемлемыми. Для этого в подписываемой спецификации стороны указывают условия, которые хотят исключить, скорректировать или дополнить. Наличие в общих условиях положения о том, что спецификации имеют приоритетную силу, означает, что стороны должны руководствоваться специальными условиями.

Рассматриваемая договорная модель выстроена таким образом, что стороны в конечном итоге все равно заключают соглашение в виде одного...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Особенности замещающей сделки

Если контрагент нарушил обязательства по договору, например, поставки или подряда, второй стороне приходится заключать замещающую сделку. При этом нередко возникают убытки, которые можно взыскать с нарушившего обязательства партнера. Выясняем, при каких условиях, по мнению судов, сделка становится замещающей и когда на ее основе можно предъявить претензии об убытках.

Почему стоит выбрать договор факторинга

Из статьи узнаете, в чем заключается договор факторинга, каковы его существенные условия, а также в чем преимущества заключения договора для клиента и финансового агента. Поймете, какую ответственность несут стороны по договору. А также сможете воспользоваться готовым образцом договора факторинга.

Составляем и отвечаем на письмо-претензию

В практике любой организации рано или поздно приходится составлять претензионные письма, причем большинство из них могут в дальнейшем выступить доказательствами по спорам с контрагентами. Поэтому очень важно не только юридически правильно составить письмо, но и избежать речевой агрессии при описании проблемы. Разбираем, какие нарушения правил делового общения лучше исключить, даем рекомендации, как вести претензионную переписку с пользой для своей компании. Предлагаем отдельные формулировки и образцы целых писем-претензий и ответов на них.

Претензионный порядок урегулирования спора

До обращения в суд стороны должны попытаться разрешить разногласия путем переговоров. Рассказываем про обязательный претензионный порядок, который должен предшествовать обращению в суд. Даем рекомендации, как лучше его прописать в договоре. Разъясняем, когда его соблюдение обязательно, а когда к нему можно не прибегать. Поясняем, в каком виде возможно урегулирование спора (письмо с претензией, переговоры с участием посредников и пр.). Что необходимо включить в письмо-претензию. Как подтвердить соблюдение претензионного порядка.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

Подводные камни договора оказания услуг

Едва ли найдется хоть одна компания, которая никогда не сталкивалась с договором оказания услуг. В том числе и в связи с широким распространением этого вида договора между заказчиками и исполнителями возникает немало споров. Они касаются предмета соглашения, сроков оказания услуг и обмена документами, порядка приемки, возможности отказаться от договора в одностороннем порядке и т.п. Расскажем об этих и других спорных моментах, а главное – о том, как их избежать.

Как изменить договор, если изменились обстоятельства

При заключении договора предвидеть изменение обстоятельств в будущем не всегда возможно: пандемия, санкции, экономический кризис, резкое изменение курса валюты, банкротство контрагента или неисполнение им обязательств по договору может здорово подорвать исполнение договора, обнулить к нему интерес на прежних условиях. В ряде случаев законом предусмотрена возможность изменения или расторжения договора, в т. ч. в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Как это сделать и потребуется ли обращаться в суд – ​читайте в этой статье. Узнаете и о том, в каких случаях о последствиях мер, применяемых властями в связи с распространением коронавирусной инфекции, можно говорить как о форс-мажоре.

Договор взаимного оказания услуг

В данной статье раскрывается понятие договора «взаимного оказания услуг», рассматривается соотношение такого договора с бартерными сделками. Вы узнаете, как правильно оформить договор, какие условия должны в нем содержаться, как происходит отчет о выполнении обязательств по договору. Кроме того, наше издательство с удовольствием представляет образец договора взаимного оказания услуг, который использует в своей деятельности.