С конца октября участники судебного процесса могут воспользоваться новыми примирительными процедурами: переговорами и судебным примирением. Изменятся и ранее действующие институты примирения – медиация и мировое соглашение. Кроме того, в случае примирения увеличится размер возвращаемой государственной пошлины. Расскажем, к чему готовиться.
25 октября 2019 года вступают в силу три закона, которые касаются примирительных процедур и возврата госпошлины в случае примирения сторон. Это:
- Федеральный конституционный закон от 26.07.2019 № 3-ФКЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона “О Верховном Суде Российской Федерации” в связи с совершенствованием примирительных процедур»;
- Федеральный закон от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 26.07.2019 № 198-ФЗ «О внесении изменений в статью 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур».
Они внесли изменения в целый ряд нормативных правовых актов, касающихся примирительных процедур.
Мнение эксперта
Вероника Тихомирова, юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры»
В соответствии с действующими принципами арбитражного процесса арбитражный суд при рассмотрении дела обязан принимать меры для примирения сторон, содействовать им в урегулировании спора, руководствуясь при этом интересами сторон и задачами судопроизводства в арбитражных судах.
Примирительные процедуры – это важнейшие альтернативные способы урегулирования споров. Они позволяют:
- добиться взаимовыгодного исхода тяжбы для участников спора с сохранением возможностей для дальнейшего сотрудничества и, как следствие, достижения ключевой задачи коммерческой деятельности – получения прибыли;
- ускорить сроки арбитражного судопроизводства путем снижения нагрузки на органы судебной системы;
- совершенствовать экономику страны за счет реализации принятых международных принципов и норм в области предпринимательских правоотношений.
Нововведения закрепляют основные положения проведения примирительных процедур, а именно:
1) регулируют порядок и сроки проведения примирительных процедур;
2) расширяют список примирительных процедур, прямо поименованных в законе: дополнительно к ранее перечисленным процедурам (мировое соглашение, медиация) добавлены переговоры, посредничество и судебное примирение;
3) закрепляют уточненные требования к форме и содержанию мирового соглашения;
4) дополняют порядок утверждения мирового соглашения судом;
5) расширяют основания для частичного возврата госпошлины в случае завершения спора мировым соглашением;
6) уточняют права третьих лиц, участвующих в заключении мирового соглашения.
После вступления в силу поправок порядок назначения примирительной процедуры станет следующим. Суд вправе вынести определение о проведении примирительной процедуры, если стороны выразили согласие с его предложением о ее проведении или заявляли соответствующее ходатайство.
В определении о проведении примирительной процедуры суд дополнительно укажет срок, в течение которого примирительные действия должны быть проведены, а участники процесса, соответственно, наделяются правом ходатайствовать о продлении установленного срока.
Если процедура досудебного урегулирования спора не привела к удовлетворительному для обеих сторон результату, то у них будет право ходатайствовать об отложении судебного заседания и проведении примирительной процедуры в процессе судебного разбирательства.
Суд сможет при согласии сторон удовлетворить ходатайство и провести примирительную процедуру. Указанные нововведения наделяют участников спора дополнительными и очень важными инструментами мирного урегулирования конфликта на любой стадии процесса.
Медиация
С 2011 года в России действует альтернативная процедура урегулирования споров – медиация. Она заключается в переговорах конфликтующих сторон с участием независимого посредника, который называется медиатором. Целью медиации является выработка взаимовыгодного соглашения сторон и прекращение спора. Медиация может проходить как в судебном процессе, так и до передачи спора суду. Если сторонам удается достигнуть компромисса, то они подписывают медиативное соглашение.
По действующему до 25 октября 2019 года закону медиативное соглашение, подписанное до передачи спора суду, представляет собой обычную гражданско-правовую сделку. Это обесценивает значение медиативной процедуры. Стороны и без медиации могут заключить какое-либо компромиссное решение, например, в форме отступного, новации, прощения долга или зачете встречного однородного требования. Если одна из сторон нарушит медиативное соглашение, то другой все равно придется обращаться в суд.
Новая редакция закона направлена на увеличение роли медиативного соглашения, подписанного до судебного разбирательства. Теперь такое соглашение может быть удостоверено нотариусом и приобретет силу исполнительного листа. Заинтересованная сторона сможет заставить нарушителя исполнить соглашение через приставов, не тратя время на судебное разбирательство.
Медиативное соглашение будет удостоверяться нотариусом в присутствии медиатора. Если в медиации участвуют несколько медиаторов, то соглашение должно удостоверяться с обязательным участием не менее чем одного медиатора.
Стоит отметить, что такая новелла может использоваться для получения исполнительных документов по фиктивным спорам, например, для отмывания денег.
Теперь медиацией можно будет воспользоваться и по спорам, возникающим из административных отношений. Однако в административном судопроизводстве останутся категории споров, недоступные для медиации, это споры:
- об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
- оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
- защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
- приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, религиозной и иной некоммерческой организации;
- прекращении деятельности средств массовой информации;
- помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение;
- защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.
Еще одно изменение, касающееся медиации, – профессиональными медиаторами смогут быть судьи в отставке. Списки таких медиаторов будут вести советы судей субъектов РФ.
Переговоры и судебное примирение
Появляются две новые примирительные процедуры: переговоры и судебное примирение. На данный момент процедура переговоров практически не регламентирована. Стороны самостоятельно определяют условия проведения переговоров. И могут предусмотреть их как в тексте договора, так и позже, если дело дойдет до суда. В конце статьи приведем текст отдельного соглашения о порядке проведения переговоров, однако вы можете воспользоваться его формулировками по аналогии, чтобы сразу включить в заключаемый договор. Ведь случаи обязательного их проведения могут быть установлены не только в законе, но и в договоре.
В законе теперь более подробно прописана процедура судебного примирения. Проводить ее будут судьи в отставке, называемые судебными примирителями. Уходя в отставку, судья может изъявить желание быть судебным примирителем. Региональные суды будут передавать в Верховный Суд РФ предложения о кандидатурах судебных примирителей, и окончательное решение будет принимать Пленум ВС РФ.
Для сближения позиций сторон по делу судебный примиритель вправе:
- вести переговоры со сторонами и другими лицами, участвующими в деле;
- изучать представленные сторонами документы;
- знакомиться с материалами дела;
- давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и
- осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора.
Но судебный примиритель не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.
Кандидатура судебного примирителя будет определяться по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждаться определением суда.
Не чаще одного раза в 14 календарных дней судья будет вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры. Конкретный порядок проведения судебного примирения будет указан в регламенте, который должен утвердить Верховный Суд РФ.
Во многом судебное примирение похоже на медиацию: и в том, и в другом случае участвует профессиональный посредник. При этом теперь судьи в отставке также смогут быть медиаторами. Возникает вопрос: в чем разница между этими процедурами? Полагаем, что медиатор будет ориентироваться, прежде всего, на неформальные способы урегулирования спора, в том числе путем применения знания таких дисциплин, как конфликтология и психология. Судебный же примиритель будет осуществлять роль независимого юриста. Опыт судейской работы поможет ему спрогнозировать развитие спора и найти правовые способы его мирного разрешения.
Мнение эксперта
Вероника Тихомирова, юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры»
Важным нюансом в данном случае является то, что судебный примиритель выступает в качестве лишь посредника в разрешении конфликта, но не судьи или иного лица, принимающего решения, так как примиритель не сможет совершать действия, направленные на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Таким образом, основная задача, стоящая перед судебным примирителем, – примирение конфликтующих сторон, а не вынесение решения в пользу одной из них.
Предложенный порядок мирного урегулирования спора, как справедливо отмечено выше, соотносится с уже закрепленной ранее формой альтернативного разрешения спора – медиацией, при которой независимый посредник (медиатор) участвует в примирении сторон, но не выносит решения в пользу кого-либо из участников спора. Отличие заключается в том, что процедура судебного примирения происходит уже в рамках инициированного судебного процесса, в то время как медиация может происходить и до судебного разбирательства.
Существенным отличием судебного примирения от медиации является и то, что процедура медиации не может применяться в гражданских правоотношениях, если результаты урегулирования спора могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы, например споры в рамках производства по делам о несостоятельности (банкротстве).
Таким образом, для определенных категорий споров, по которым медиация невозможна, появляется альтернативный способ урегулирования конфликта, схожий с существующей процедурой медиации.
Если же говорить о результатах примирительной процедуры, то арбитражным законодательством предусмотрен открытый их перечень. Итогом примирительной процедуры, в частности, может стать мировое соглашение, частичный или полный отказ от иска, частичное или полное признание иска, частичный или полный отказ от жалобы.
Немаловажным является тот факт, что законодатель не ограничивает участников спора в выборе вида примирительной процедуры и результата ее проведения, тем самым способствуя реализации принципа диспозитивности в судебном процессе.
Мировое соглашение по-новому
Изменения коснулись и мирового соглашения / соглашения о примирении сторон. Теперь третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, смогут стать участниками мирового соглашения. Для этого они должны приобретать права или принимать обязанности по такому соглашению.
Станет возможным включать в мировое соглашение положения, которые связаны с иском, но не были предметом судебного разбирательства.
В АПК РФ прямо указано: в мировом соглашении могут содержаться условия об отсрочке или рассрочке, уступке прав требования, о полном или частичном прощении долга. В ГПК РФ такие положения отсутствуют, хотя и не запрещены.
Большинство судей общей юрисдикции понимали, что раз не запрещено, то разрешено, и допускали заключение мировых соглашений, содержащих такие положения. Но были и судьи, которые не утверждали соглашения, которые, например, устанавливали рассрочку выплаты долга. Такие судьи говорили: «кодексом предусмотрено отдельное ходатайство о рассрочке исполнения решения суда, поэтому переоформляйте мировое на ходатайство».
Чтобы устранить такие бюрократические препоны, ГПК РФ будет дополнен абзацем о возможности включать названные условия в мировое соглашение, так же как и в арбитражном процессе.
Также мировое соглашение / соглашение о примирении сторон можно будет заключить по вопросу распределения судебных расходов.
Мнение эксперта
Вероника Тихомирова, юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры»
Добавим также, что, в отличие от действующих правил, поправки предусматривают возможность включения в содержание мирового соглашения санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоренностей.
Указанные изменения создают дополнительный стимул для сторон к завершению спора мировым соглашением, поскольку не ограничивают круг отношений, которые могут регулироваться его содержанием, и позволяют определить порядок возмещения судебных расходов между участниками конфликта, не оставляя данный вопрос на усмотрение суда.
Что касается порядка утверждения мирового соглашения судом, то новые нормы детально регламентируют требования к содержанию определения об утверждении мирового соглашения, в соответствии с которыми в определении в обязательном порядке должны быть указаны:
- условия мирового соглашения,
- условие возвращения истцу части уплаченной государственной пошлины,
- порядок распределения судебных расходов.
В обновленной редакции АПК РФ также определен порядок заключения мирового соглашения на стадиях апелляционного, кассационного и надзорного обжалования. Более того, поправками закрепляется правило, согласно которому арбитражный суд не вправе утверждать мировое соглашение в части, изменять или исключать из него какие-либо условия, согласованные сторонами. Данные поправки позволяют минимизировать возможные риски участников мирового соглашения и обеспечивают дополнительные гарантии защиты их прав.
В действующей редакции законодатель ограничивается указанием на необходимость вынесения определения по результатам рассмотрения вопроса об утверждении мирового соглашения без уточнения содержания определения и особенностей порядка заключения мирового соглашения на стадиях обжалования.
Процессуальные изменения
Изменения коснулись и правил подачи иска, а также возражений на него. Теперь в исковом заявлении должны быть указаны сведения о предпринятых действиях, направленных на примирение, если они предпринимались.
Формально это означает, что если до суда примирительных процедур не было, то и в исковом заявлении об этом писать ничего не надо. Но можно предположить, что некоторые суды будут оставлять иски без движения, если в них не будет вообще ничего сказано о примирении.
До установления единства судебной практики по данному вопросу в исках можно указывать: «действий, направленных на примирение, не предпринималось». Кроме этого, к иску надо будет прикладывать документы, подтверждающие примирительные действия, если они предпринимались и соответствующие документы имеются.
В арбитражном процессе ответчик также должен указывать в отзыве на иск сведения о предпринятых им действиях, направленных на примирение, если они предпринимались. Кроме этого, в отзыве должно быть указано мнение ответчика о возможности примирения сторон. Чтобы избежать процессуальных претензий, эти сведения лучше в отзыв включать, как и ссылки на прилагаемые подтверждающие документы.
Мнение эксперта
Вероника Тихомирова, юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры»
Здесь можно провести аналогию с уже существующей нормой, закрепляющей соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, при котором истец обязан направить претензию ответчику и приложить к исковому заявлению документы, подтверждающие ее отправку. Отличие заключается в том, что согласно принятым поправкам проведение примирительных процедур в досудебном формате является правом, а не обязанностью сторон.
В настоящий момент действует рекомендация Пленума ВАС РФ (постановление от 18.07.2014 № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе»), в соответствии с которой судья при подготовке дела к судебному разбирательству лишь предлагает сторонам по делу сообщить о действиях примирительного характера и представить соответствующие документы.
Еще одно изменение – увеличение размера возвращаемой государственной пошлины в случае примирения сторон. В настоящий момент при заключении мирового соглашения до принятия решения Верховным Судом РФ или арбитражными судами возврату истцу подлежит 50% государственной пошлины. По новым правилам возврат пошлины будет не только при заключении мирового соглашения, но и при отказе от иска или его признании. Причем появляется градация размера возврата, в зависимости от того, в какой инстанции это произойдет – от 70 до 30% (Схема).
Схема. Размер возврата пошлины
Мнение эксперта
Вероника Тихомирова, юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры»
Как видите, поправки устанавливают право частичного возврата государственной пошлины в случае урегулирования спора путем примирительной процедуры. Таким образом, у сторон по делу появляется дополнительный материальный стимул для завершения спора на более ранней стадии судопроизводства, а это способствует снижению нагрузки на органы судебной системы и оптимизации судебного процесса в целом.
Если же говорить в целом о принятых поправках, то они, безусловно, призваны повысить эффективность действующей системы судопроизводства и должны закрепить на практике установленные международными стандартами правила урегулирования споров и оптимизировать судебный процесс в целом. Однако, учитывая специфику существующей судебной системы и сложившуюся практику интеграции законодательных изменений, оценить их эффективность в полной мере получится только после непосредственного внедрения новых правил в работу органов правосудия.
Пример. Соглашение о порядке проведения переговоров