Top.Mail.Ru
При перевозке грузов нередко возникают конфликты, виновниками которых становятся сами перевозчики. Рассказываем про две причины, которые позволяют отправителям (получателям) успешно взыскивать с перевозчиков понесенные убытки. Это переадресация доставки без согласования с клиентом и отсутствие должного контроля за погрузкой товара. Знать о них полезно любой стороне договора. Приведенные нами примеры рассмотрения споров из арбитражной практики помогут на чужих ошибках научиться грамотным действиям. Также даем образец формулировки в договор о каналах связи для сторон на случай возникновения необходимости оперативного решения вопросов, связанных с доставкой / перевозкой груза.

Ошибка 1. Переадресация доставки без согласования с клиентом

Ошибка приводит к тому, что если товар не будет доставлен грузополучателю в согласованный срок, то с перевозчика могут взыскать убытки как за утраченный товар, даже если он в целости, и отказать в возмещении транспортных расходов.

Рассмотрим на примере дела, когда с перевозчика взыскали ущерб как за утраченный груз, хотя он сохранился и пребывал на складе временного хранения. Дело в том, что не обязательно физически потерять груз, чтобы он считался утраченным. В некоторых обстоятельствах, когда груз не был доставлен грузополучателю в установленный законом или договором срок, тоже можно выдвинуть требования о возмещении убытков как за утраченный груз. Тем более если интерес в получении груза «в натуре» пропал. Нередко перевозчик своими неверными действиями формирует для себя убытки.

Судебная практика

Общество обратилось в суд с иском к перевозчику о взыскании стоимости груза, расходов по грузоподъемным работам (грузчики и кран), процентов и штрафа по день фактического исполнения обязательства, расходов по оказанию юридических услуг. Перевозчик – ​со встречным исковым заявлением о взыскании транспортных расходов.

Истец пояснил, что в рамках договора транспортной экспедиции он по заявке на доставку передал груз перевозчику с обязательством доставить груз в указанную дату в г. Пенза. По прибытии ответчик уведомил о невозможности выгрузки груза из-за отсутствия грузчиков и крана. Стороны согласовали новый срок выгрузки – ​следующий день (до 14.00). В 10.40 следующего дня перевозчик уведомил получателя, что машина до сих пор остается невыгруженной, информации о точном времени и месте выгрузки нет, склада временного хранения в г. Пензе нет, поэтому груз отправляется на склад в Тульскую область и будет доставлен обратно в Пензу после оплаты транспортных расходов и услуг крана. Вместе с тем истец разъяснял, что выгрузит машину в течение суток с момента прихода в Пензу и готов оплатить простой по договору, но это сообщение было ответчиком проигнорировано.

Суд требования общества удовлетворил частично, во встречных – ​отказал. Согласно действовавшим на момент перевозки Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом 1, в случае невозможности доставить грузополучателю груз по независящим от перевозчика обстоятельствам последний по указанию грузоотправителя может переадресовать доставку по новому адресу, а при неполучении указаний или невозможности доставки по переадресации – ​вернуть груз грузоотправителю. Следовательно, в рамках правомерного добросовестного поведения перевозчик мог вернуть груз обществу, но не имел права самостоятельно перегружать груз на временное хранение без согласования с грузоотправителем. Отправка груза на склад временного хранения за 600 км от места доставки по договору без согласования с грузоотправителем и дальнейшее удержание груза до полной оплаты транспортных услуг были неправомерны. Груз был перенаправлен до истечения нормативного срока выгрузки, несмотря на указание клиента о необходимости выгрузки груза и письменно выраженное согласие на оплату сверхнормативного простоя. Доказательств обратного, в т.ч. согласования доставки груза по новому адресу, ответчик не предоставил.

При этом общество было вправе требовать возмещения убытков за утраченный груз. Ведь перевозчик несет ответственность за его сохранность до выдачи получателю и считается виновным в его утрате, если не докажет, что она произошла вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Грузоотправитель (получатель) вправе считать груз утраченным, если он не будет выдан грузополучателю в течение 10 дней при городских и пригородных перевозках и 30 дней – ​при междугородних (ст. 796 ГК РФ; п. 2 ч. 3 ст. 14, ч. 5 ст. 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта 2).

В таких обстоятельствах общество вправе было рассматривать груз как утраченный и требовать возмещения убытков. Интерес к возврату спорного груза у общества и заказавшего у него перевозку предприятия уже отсутствовал. Стоимость груза была подтверждена прилагаемым к нему пропуском, соглашением о взаимозачете и актом сверки между истцом и предприятием. Доказательств в опровержение этих обстоятельств приведено не было (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.12.2021 № Ф10-1122/2021 по делу № А68-14004/2019, определением Верховного Суда РФ от 05.04.2022 № 310-ЭС22-3455 отказано в передаче дела для пересмотра).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Страсти по Деду Морозу и другие предновогодние споры

Дед Мороз и Снегурочка накануне Нового года – самые востребованные персонажи на любом празднике, чем и пользуются добросовестные и не очень предприниматели. Мы сделали подборку судебной практики, связанную с предновогодней суетой. Рассказываем об ошибках, которые допустили и истцы, и ответчики, а также как их можно было бы избежать.

Что учесть при организации корпоратива

Не за горами декабрь, а значит, пора думать о корпоративном мероприятии. Правовому департаменту совместно со службой персонала, отделом безопасности и отделом снабжения необходимо организовать праздник таким образом, чтобы, что называется, и волки были сыты, и овцы остались целы. Рассказываем, что предусмотреть при заключении договора, какие особенности учесть и каких ошибок не допустить.

Оформляем отметку о приложении в сопроводительном письме

Сопроводительные письма используются в юридической практике регулярно. Объясняем, направление каких документов потребует составления сопроводительного письма и как оформлять отметку о приложении в различных случаях. В частности, если направляемый документ поименован в тексте письма, если приложений несколько, если количество листов зафиксировано в самом приложении, если приложение к письму имеет собственное приложение, если в бумажном письме сообщаем о направлении электронного документа, если приложений слишком много, если приложение содержит конфиденциальную информацию и пр.

Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков

На примерах различных практических ситуаций, которые могут возникнуть на каждом из этапов работы с государственным (муниципальным) контрактом, объясняем, за что компании попадают в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Анализируем судебную практику по спорным вопросам. Рассказываем, как избежать включения в РНП, в т. ч. при возникновении проблем с контрагентом.

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Правила оформления приложений к договорам

На практике все чаще можно встретить многостраничные договоры с множеством приложений. Показываем, как нумеровать приложения к приложениям договоров, что делать, если первому приложению номер не дали, а потом оформили второе приложение, как форму документа (например, акта) сделать приложением к договору, как придать юридическую силу скан-копиям договора и приложений к нему при их направлении по электронной почте, если у контрагентов нет электронных подписей. Поводом для написания статьи стали вопросы подписчиков.

Коммерческий кредит с процентами: как прописать в договоре

В гражданском обороте обычной практикой является предоставление поставщиками и исполнителями своим клиентам отсрочки или рассрочки платежа за реализуемые по договорам товары, работы или услуги с фиксацией общего лимита финансирования, а также срока или графика, в рамках которых покупатель или заказчик могут не вносить оплату. Покупатель со своей стороны тоже может проавансировать поставщика, перечислив ему всю или часть оплаты до момента отгрузки товара, в результате чего поставщик оперативно получает средства для пополнения своих оборотных активов. По общему правилу такое пользование деньгами является бесплатным, однако в своем договоре стороны могут предусмотреть и иное. Расскажем, что представляет собой коммерческий кредит, когда он возможен и на каких условиях, а также дадим советы, как прописать его в договоре, чтобы вторая сторона не могла оспорить взыскание с нее процентов. Тем более что сейчас в условиях, когда партнеры сплошь и рядом просят отсрочку и рассрочку по оплате, кредиторам стоит заранее позаботиться о своих интересах и заложить в договоры выгодные для них условия. А покупателям, перечислившим аванс, желательно подстраховаться на случай недобросовестности поставщиков.

Территориальная подсудность: как прописать в договоре

В любом договоре есть раздел, посвященный урегулированию споров. Там прописываются способы ведения переговоров и направления претензии, сроки ее рассмотрения, порядок ответа и т.д. Если все спорные вопросы удается разрешить путем переговоров – ​хорошо. Но что делать, если переговоры зашли в тупик и возникает перспектива судиться? Вот тут как раз и встает вопрос о том, где будет проходить суд. И лучше этот вопрос решить при заключении договора. Автор дает советы, как грамотно прописать территориальную подсудность в договоре, чтобы это была не формальность, а работающие в ваших интересах условия обращения за судебной защитой.