Фраза «не является публичной офертой» далеко не всегда спасает предпринимателей от претензий со стороны партнеров или потребителей. Рассказываем, когда рассылка по электронной почте, рекламная листовка или письма с коммерческим предложением могут содержать потенциальные риски для организации. Даем советы, что включить в индивидуальные и публичные коммерческие предложения, чтобы они точно были признаны рекламой.
«Оферта» и «акцепт», пожалуй, два наиболее активно применяемых термина в теории договорного права. На русский их можно перевести как «предложение» заключить сделку и «согласие». ГК РФ описывает оферту в ст. 435–437. Такое внимание понятно, ведь оферта-предложение обязывает лицо, ее сделавшее, на заключение договора в случае выражения согласия адресатом. Как отличить ее от обычного рекламного объявления, адресованного широкому кругу лиц, или даже от коммерческого предложения, индивидуально направленного потенциальному покупателю? Перечислим наиболее яркие отличия. У оферты их два:
- в документе должны быть все существенные условия договора;
- намерение заключить сделку должно ясно и недвусмысленно следовать из текста. Такое намерение может быть обращено к конкретному адресату или неограниченному кругу лиц, в последнем случае такое предложение называется публичной офертой.
В чем проблема
Казалось бы, критерии ясны и понятны. К сожалению, как это часто бывает в юриспруденции, «дьявол кроется в деталях». Прежде всего, в «практической размытости» того, что считать существенными условиями договора. К таким условиям относятся:
- условия о предмете договора;
- условия, которые в законе или иных правовых актах определены как существенные или необходимые для договоров данного вида;
- а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Чтобы понять, насколько мало условий закон считает существенными, можно обратиться к наиболее распространенному в предпринимательской практике договору поставки. Существенными для него считаются:
- условие о наименовании товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ) и
- условие о количестве товара (п. 3 ст. 455, ст. 465 ГК РФ).
И все! Даже без обсуждения таких принципиальных моментов, как условия о цене и сроке поставки товара, по мнению законодателя (а за ним и судов), можно обойтись.
С развитием электронного документооборота порядок заключения сделок все больше упрощается. Судебная практика уже признает за волеизъявление проставление эмодзи в электронных чатах!
Судебная практика в Канаде
Оптовый покупатель поговорил по телефону с одним из потенциальных поставщиков и переслал ему фотографию контракта. При этом он попросил «подтвердить контракт». Поставщик ответил на это значком «все в порядке». Канадский судья признал, что хотя эмодзи «все в порядке» не является традиционным способом подписания документа, однако в данных обстоятельствах это было законным способом выражения тех целей, которые имеет обычная подпись.
Судебная практика. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.04.2023 по делу № А32-36944/2022
В нашей стране суды не сильно отстают от этого тренда. Так, в апреле 2023 года Арбитражный суд Краснодарского края так же признал легитимным для согласования условия договора эмодзи – «поднятый большой палец» в чате WhatsApp.
Да, в данном деле речь шла о согласовании только одного из условий и только при наличии ранее согласованного сторонами порядка взаимодействия. Однако и нашим судам не так далеко до признания равноценными способами выражения воли на заключение договора и собственноручно поставленную подпись, и картинки с задранным вверх большим пальцем в электронном чате.
А теперь представьте многостраничные договоры, опосредующие взаимоотношения компаний на практике. Согласитесь, это как-то не очень соотносится друг с другом. Фактически 99% условий включаются в договор, потому что они принципиальны для одной из сторон и отражают сложившуюся деловую практику. Однако далеко не всегда они необходимы для надлежащего исполнения сделки. Скорее они опосредуют опыт предпринимателей в отношении потенциальных «узких мест» исполнения договора и потенциальных конфликтов. Это та самая «соломка», которую стараются подстелить заранее, чтобы в случае кризиса отношений иметь готовые алгоритмы разрешения спора. И именно здесь мы сталкиваемся с конфликтом «можно» и «нужно». Продавец «может» заключить сделку с минимумом условий, которые спокойно уместятся на одном листе коммерческого предложения, но ему «не нужно», чтобы сделка была заключена на основании этого минимума. Для него важно, чтобы в договор были включены и другие условия, хотя бы элементарные:
- сроки и размер оплаты,
- порядок предъявления претензий,
- санкции за нарушение условий, наконец.
Как быть в этом случае? Чтобы понять, как предложить сделку, но при этом оградить себя от ее преждевременного заключения, обратимся к закону. Рассмотрим две ситуации: когда коммерческое предложение направлено в адрес конкретного лица и когда оно адресовано неограниченному кругу лиц (рекламное объявление).
Персональное коммерческое предложение
Лишить юридической силы адресную (персональную) оферту, направленную в адрес конкретной компании, можно, убрав из текста те условия, которые, согласно закону, делают ее обязывающей для отправителя. Как мы писали выше, их два:
- во-первых, перечисление в тексте существенных условий договора. Согласитесь, что убрать их – значит лишить ваше обращение всякого смысла. Ведь коммерческое предложение ценно именно в возможности донести до потенциального покупателя информацию, что и на каких условиях вы предлагаете;
- во-вторых, обязательным условием, делающим коммерческое предложение офертой, является четкое отражение в документе воли отправителя на заключение сделки на изложенных в документе условиях. Соответственно, из документа должно следовать, что воля не является безусловной, а документ представляет собой лишь предложение к началу переговоров.
Итак, что можно включить в коммерческое предложение, чтобы его нельзя было счесть офертой:
- достаточно указать, что коммерческое предложение содержит не полный перечень существенных условий, например:
-
«Коммерческое предложение не содержит полного перечня существенных условий договора, заключаемого с покупателем» либо
- можно добавить в текст прямое указание, что договор заключается после предварительных переговоров:
- «При наличии Вашей заинтересованности мы готовы направить в ваш адрес оферту, содержащую полный перечень существенных условий договора»;
- «Отсутствующие в настоящем коммерческом предложении существенные условия договора направляются покупателю по его персональному запросу»;
- есть и максимально короткая фраза «не является офертой». В 99% ее окажется достаточно, но остается риск в размере 1% – по сложившейся практике о документе судят по содержащейся в нем информации, а не по его названию. В качестве иллюстрации нашего тезиса приведем известную историю, когда суд признал рекламные каталоги публичной офертой на основании их содержания.
Фрагмент документа
Постановление ФАС Московского округа от 19.07.2011 № К-А40/7294-11 по делу № А-40-118810/10-127-644
…Как установлено судами, Общество реализует на территории Российской Федерации товары народного потребления на основании распространения каталогов ОТТО, BON PRIX, WITT… каталоги содержат наименование товара, его красочное графическое изображение и краткое текстовое описание; основные потребительские свойства (цветовые решения, линейка размеров, материал); полное фирменное наименование продавца (ООО «Директ Каталог Сервис), его почтовый адрес и адрес места нахождения, телефоны для получения дополнительной информации; цена товара; условия приобретения, оплаты, доставки (включая несколько готовых бланков заказа (акцепта)); срок действия каталога…
При таких обстоятельствах суды правомерно посчитали, что каталоги OTTO, BON PRIX, WITT, распространяемые обществом, являются не рекламой, а офертой (текстом договора присоединения).
Предложение неограниченному кругу лиц
Согласно п. 2 ст. 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается публичной офертой.
По сути, способы «нейтрализации правовой обязательности» в данном случае такие же, как и для обычной – индивидуальной – оферты.
Плюсом в этом случае добавляются положения п. 1 ст. 437 ГК РФ, в которых законодатель нам разъясняет, что реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, являются не офертами, а лишь приглашением их делать. Значит, для публичных обращений добавляется еще одна возможность «дезавуировать» потенциальные правовые обязанности – на документе должно быть четко указано, что это реклама. Например, в заголовке или подзаголовке можно указать «рекламный буклет», «реклама продукции ООО “Продавец”», «рекламное предложение» и т.п.
Но естественно, самым эффективным будет объединение обоих способов – поместите где-нибудь текст:
«Коммерческое предложение является рекламным материалом и не содержит полного перечня существенных условий для заключения договора. Для получения полной информации об условиях продажи предлагаем Вам обратиться…».