Top.Mail.Ru
Реклама
Фраза «не является публичной офертой» далеко не всегда спасает предпринимателей от претензий со стороны партнеров или потребителей. Рассказываем, когда рассылка по электронной почте, рекламная листовка или письма с коммерческим предложением могут содержать потенциальные риски для организации. Даем советы, что включить в индивидуальные и публичные коммерческие предложения, чтобы они точно были признаны рекламой.

«Оферта» и «акцепт», пожалуй, два наиболее активно применяемых термина в теории договорного права. На русский их можно перевести как «предложение» заключить сделку и «согласие». ГК РФ описывает оферту в ст. 435–437. Такое внимание понятно, ведь оферта-предложение обязывает лицо, ее сделавшее, на заключение договора в случае выражения согласия адресатом. Как отличить ее от обычного рекламного объявления, адресованного широкому кругу лиц, или даже от коммерческого предложения, индивидуально направленного потенциальному покупателю? Перечислим наиболее яркие отличия. У оферты их два:

  • в документе должны быть все существенные условия договора;
  • намерение заключить сделку должно ясно и недвусмысленно следовать из текста. Такое намерение может быть обращено к конкретному адресату или неограниченному кругу лиц, в последнем случае такое предложение называется публичной офертой.

В чем проблема

Казалось бы, критерии ясны и понятны. К сожалению, как это часто бывает в юриспруденции, «дьявол кроется в деталях». Прежде всего, в «практической размытости» того, что считать существенными условиями договора. К таким условиям относятся:

  • условия о предмете договора;
  • условия, которые в законе или иных правовых актах определены как существенные или необходимые для договоров данного вида;
  • а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение1.

Чтобы понять, насколько мало условий закон считает существенными, можно обратиться к наиболее распространенному в предпринимательской практике договору поставки. Существенными для него считаются:

  • условие о наименовании товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ) и
  • условие о количестве товара (п. 3 ст. 455, ст. 465 ГК РФ).

И все! Даже без обсуждения таких принципиальных моментов, как условия о цене2 и сроке поставки товара3, по мнению законодателя (а за ним и судов), можно обойтись.

С развитием электронного документооборота порядок заключения сделок все больше упрощается. Судебная практика уже признает за волеизъявление проставление эмодзи в электронных чатах!

Судебная практика в Канаде4

Оптовый покупатель поговорил по телефону с одним из потенциальных поставщиков и переслал ему фотографию контракта. При этом он попросил «подтвердить контракт». Поставщик ответил на это значком «все в порядке». Канадский судья признал, что хотя эмодзи «все в порядке» не является традиционным способом подписания документа, однако в данных обстоятельствах это было законным способом выражения тех целей, которые имеет обычная подпись.

Судебная практика. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.04.2023 по делу № А32-36944/2022

В нашей стране суды не сильно отстают от этого тренда. Так, в апреле 2023 года Арбитражный суд Краснодарского края так же признал легитимным для согласования условия договора эмодзи – «поднятый большой палец» в чате WhatsApp.

Да, в данном деле речь шла о согласовании только одного из условий и только при наличии ранее согласованного сторонами порядка взаимодействия. Однако и нашим судам не так далеко до признания равноценными способами выражения воли на заключение договора и собственноручно поставленную подпись, и картинки с задранным вверх большим пальцем в электронном чате.

А теперь представьте многостраничные договоры, опосредующие взаимоотношения компаний на практике. Согласитесь, это как-то не очень соотносится друг с другом. Фактически 99% условий включаются в договор, потому что они принципиальны для одной из сторон и отражают сложившуюся деловую практику. Однако далеко не всегда они необходимы для надлежащего исполнения сделки. Скорее они опосредуют опыт предпринимателей в отношении потенциальных «узких мест» исполнения договора и потенциальных конфликтов. Это та самая «соломка», которую стараются подстелить заранее, чтобы в случае кризиса отношений иметь готовые алгоритмы разрешения спора. И именно здесь мы сталкиваемся с конфликтом «можно» и «нужно». Продавец «может» заключить сделку с минимумом условий, которые спокойно уместятся на одном листе коммерческого предложения, но ему «не нужно», чтобы сделка была заключена на основании этого минимума. Для него важно, чтобы в договор были включены и другие условия, хотя бы элементарные:

  • сроки и размер оплаты,
  • порядок предъявления претензий,
  • санкции за нарушение условий, наконец.

Как быть в этом случае? Чтобы понять, как предложить сделку, но при этом оградить себя от ее преждевременного заключения, обратимся к закону. Рассмотрим две ситуации: когда коммерческое предложение направлено в адрес конкретного лица и когда оно адресовано неограниченному кругу лиц (рекламное объявление).

Персональное коммерческое предложение

Лишить юридической силы адресную (персональную) оферту, направленную в адрес конкретной компании, можно, убрав из текста те условия, которые, согласно закону, делают ее обязывающей для отправителя. Как мы писали выше, их два:

  • во-первых, перечисление в тексте существенных условий договора. Согласитесь, что убрать их – значит лишить ваше обращение всякого смысла. Ведь коммерческое предложение ценно именно в возможности донести до потенциального покупателя информацию, что и на каких условиях вы предлагаете;
  • во-вторых, обязательным условием, делающим коммерческое предложение офертой, является четкое отражение в документе воли отправителя на заключение сделки на изложенных в документе условиях. Соответственно, из документа должно следовать, что воля не является безусловной, а документ представляет собой лишь предложение к началу переговоров.

Итак, что можно включить в коммерческое предложение, чтобы его нельзя было счесть офертой:

  • достаточно указать, что коммерческое предложение содержит не полный перечень существенных условий, например:
    • «Коммерческое предложение не содержит полного перечня существенных условий договора, заключаемого с покупателем» либо
  • можно добавить в текст прямое указание, что договор заключается после предварительных переговоров:
    • «При наличии Вашей заинтересованности мы готовы направить в ваш адрес оферту, содержащую полный перечень существенных условий договора»;
    • «Отсутствующие в настоящем коммерческом предложении существенные условия договора направляются покупателю по его персональному запросу»;
  • есть и максимально короткая фраза «не является офертой». В 99% ее окажется достаточно, но остается риск в размере 1% – по сложившейся практике о документе судят по содержащейся в нем информации, а не по его названию. В качестве иллюстрации нашего тезиса приведем известную историю, когда суд признал рекламные каталоги публичной офертой на основании их содержания.

Фрагмент документа

Постановление ФАС Московского округа от 19.07.2011 № К-А40/7294-11 по делу № А-40-118810/10-127-644

…Как установлено судами, Общество реализует на территории Российской Федерации товары народного потребления на основании распространения каталогов ОТТО, BON PRIX, WITT… каталоги содержат наименование товара, его красочное графическое изображение и краткое текстовое описание; основные потребительские свойства (цветовые решения, линейка размеров, материал); полное фирменное наименование продавца (ООО «Директ Каталог Сервис), его почтовый адрес и адрес места нахождения, телефоны для получения дополнительной информации; цена товара; условия приобретения, оплаты, доставки (включая несколько готовых бланков заказа (акцепта)); срок действия каталога…

При таких обстоятельствах суды правомерно посчитали, что каталоги OTTO, BON PRIX, WITT, распространяемые обществом, являются не рекламой, а офертой (текстом договора присоединения).

Предложение неограниченному кругу лиц

Согласно п. 2 ст. 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается публичной офертой.

По сути, способы «нейтрализации правовой обязательности» в данном случае такие же, как и для обычной – индивидуальной – оферты.

Плюсом в этом случае добавляются положения п. 1 ст. 437 ГК РФ, в которых законодатель нам разъясняет, что реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, являются не офертами, а лишь приглашением их делать. Значит, для публичных обращений добавляется еще одна возможность «дезавуировать» потенциальные правовые обязанности – на документе должно быть четко указано, что это реклама. Например, в заголовке или подзаголовке можно указать «рекламный буклет», «реклама продукции ООО “Продавец”», «рекламное предложение» и т.п.

Но естественно, самым эффективным будет объединение обоих способов – поместите где-нибудь текст:

«Коммерческое предложение является рекламным материалом и не содержит полного перечня существенных условий для заключения договора. Для получения полной информации об условиях продажи предлагаем Вам обратиться…».

Сноски 4

  1. Пункт 1 ст. 432 ГК РФ, п. 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49. Вернуться назад
  2. Пункт 1 ст. 485, п. 3 ст. 424 ГК РФ. Вернуться назад
  3. Пункт 7 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки». Вернуться назад
  4. Канадский суд признал эмодзи законной подписью в договоре (https://www.kommersant.ru/doc/6096207). Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Что нужно учесть заказчику при реализации проектов

Бизнес может столкнуться с несвойственными для его текущей деятельности функциями, когда возникает необходимость запустить проект с нуля. Начиная от разработки проектной документации для постройки новых (либо реконструкции, модернизации существующих) объектов и заканчивая покупкой расходных материалов, если заказчик по каким-то (в том числе экономическим) причинам желает держать под контролем весь процесс. В статье разбираем наиболее наглядные и общие для всех случаев создания нового производственного объекта моменты, на которые руководителю и юристу заказчика следует обращать внимание при организации и реализации договорной работы и документооборота в связке «проектант – поставщик – подрядчик». Объясняем, какие конкретные условия необходимо включить заказчику в договоры с разработчиком проекта, поставщиками материалов и оборудования, а также подрядчиком, чтобы защитить свои интересы. Даем ссылки на судебную практику, которая поможет доказать свою правоту в аналогичных рассмотренным ситуациях.

Изменил ли поставщик досрочной поставкой условие договора о сроке поставки, поставленное в зависимость от получения аванса?

Договором поставки срок поставки поставлен под условие получения аванса. Поставка осуществляется партиями. Однако, не дожидаясь получения аванса, поставщик стал поставлять товар и поставил несколько партий. В дальнейшем поставщик стал поставлять товар, допуская просрочку. С какой даты считать срок поставки? Изменил ли поставщик своим поведением (досрочной поставкой) условие договора о сроке поставки, поставленное в зависимость от получения аванса?

Юридические аспекты экстракорпорального оплодотворения

Рассматриваем правовые проблемы, которые возникают в связи с использованием гражданами вспомогательных репродуктивных технологий. В частности, что включает в себя программа экстракорпорального оплодотворения, какими правами обладают родители и донор, какие показания и ограничения на применение такой услуги существуют, какие положения могут быть включены в договор, каков порядок его оплаты.

Особенности договора коммерческой концессии (франчайзинга)

По статистическим данным, рынок франчайзинга в России постоянно растет. Ожидается рост и в текущем году. Разбираем преимущества договора коммерческой концессии, какие условия в него нужно включить в обязательном порядке, а какие на практике являются предметом обсуждения, как прописать ответственность пользователя, какие ограничения целесообразно предусмотреть, что представляет собой субконцессия, как пользователю продлить договор, воспользовавшись преимущественным правом, а правообладателю предусмотреть в договоре условия, которые должны соблюдаться пользователем для того, чтобы преимущественное право действовало. Приводим судебную практику. Если до этого времени вас что-то останавливало от пользования конструкцией франчайзинга, то после прочтения статьи сможете определиться и при необходимости заключить договор коммерческой концессии в своих интересах.

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Правила оформления приложений к договорам

На практике все чаще можно встретить многостраничные договоры с множеством приложений. Показываем, как нумеровать приложения к приложениям договоров, что делать, если первому приложению номер не дали, а потом оформили второе приложение, как форму документа (например, акта) сделать приложением к договору, как придать юридическую силу скан-копиям договора и приложений к нему при их направлении по электронной почте, если у контрагентов нет электронных подписей. Поводом для написания статьи стали вопросы подписчиков.

Нужно ли регистрировать допсоглашение к основному договору?

Необходима ли регистрация дополнительного соглашения к договору купли-продажи недвижимости, зарегистрированному в установленном законом порядке? Считается ли незарегистрированное дополнительное соглашение действующим и подлежащим исполнению?

Территориальная подсудность: как прописать в договоре

В любом договоре есть раздел, посвященный урегулированию споров. Там прописываются способы ведения переговоров и направления претензии, сроки ее рассмотрения, порядок ответа и т.д. Если все спорные вопросы удается разрешить путем переговоров – ​хорошо. Но что делать, если переговоры зашли в тупик и возникает перспектива судиться? Вот тут как раз и встает вопрос о том, где будет проходить суд. И лучше этот вопрос решить при заключении договора. Автор дает советы, как грамотно прописать территориальную подсудность в договоре, чтобы это была не формальность, а работающие в ваших интересах условия обращения за судебной защитой.