Риски бездействия директора в работе с дебиторской задолженностью

Если директор на протяжении 3 лет бездействовал и не взыскивал дебиторскую задолженность, позволив сроку исковой давности истечь, в отношении него может быть подано заявление в суд о взыскании убытков. Говорим о перспективах такого судебного спора, опираясь на уже имеющуюся судебную практику. Объясняем, почему принцип защиты делового решения в таких делах не помогает, как руководителю защититься в зависимости от конкретных обстоятельств.

Что понимается под дебиторской задолженностью

В структуре активов практически любой организации неизменно присутствует дебиторская задолженность. Этот актив представляет собой право организации требовать от третьего лица уплаты в ее пользу денежных средств по любым основаниям. Например, если такое лицо должно произвести оплату по договору или если оно, скажем, повредило имущество компании.

Очевидно, что в ходе обычной деятельности любое предприятие постоянно сталкивается с процессами возникновения и погашения дебиторской задолженности. Некоторая задолженность может находиться в активах организации очень долго, буквально годами. Например, если соглашением между сторонами предусмотрена длительная отсрочка платежа или если у контрагента просто отсутствуют средства для оплаты долга.

Последней ситуацией, особенно сегодня, никого не удивишь. В кризисное время многие приостановили исполнение обязательств перед кредиторами, отложив этот вопрос до лучших времен.

Риски руководителя компании

Неплатежеспособный контрагент таит в себе вполне очевидную угрозу для компании: если он не сможет поправить свое финансовое положение, то компания останется без честно заработанных денег. Однако не все знают, что в данной ситуации рискует и лично руководитель организации 1 .

Дело в том, что если срок оплаты наступил, то начинается отсчет срока исковой давности. Он составляет по общему правилу 3 года и дается на защиту нарушенного права (в описанной ситуации нарушение права выражается в неуплате долга в установленный срок) в судебном порядке (ст. 195–196 ГК РФ). То есть с момента, когда срок оплаты наступил, а контрагент денежные средства не перечислил, у организации есть 3 года, чтобы взыскать долг.

Если она этого не сделает, то возможность обратиться в суд не исчезает. Но в этом случае контрагенту компании, который будет выступать в суде ответчиком, достаточно просто заявить о пропуске срока исковой давности. И даже если он действительно все еще не расплатился, суд откажет во взыскании с него денежных средств (ст. 199 ГК РФ).

Получается, что дебиторская задолженность, срок исковой давности на взыскание которой пропущен, является крайне неликвидным, практически безнадежным активом. По правилам бухгалтерского учета такую задолженность вовсе списывают с учета 2 .

В этом и кроется опасность для директора. Пропуск срока на взыскание дебиторской задолженности фактически влечет утрату актива организации, что с большой долей вероятности не устроит ни ее собственников, ни конкурсного управляющего и кредиторов (при возбуждении дела о банкротстве).

Участники компании и ее кредиторы могут задаться вопросом: почему директор на протяжении 3 лет бездействовал и не взыскивал дебиторскую задолженность? Почему он позволил сроку исковой давности истечь и теперь компания стала беднее?

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Новые позиции ВС РФ по банкротству

Президиум Верховного Суда РФ 25.04.2025 утвердил Обзор судебной практики разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2024 год. Выделим интересные позиции суда, на которые уже начала опираться судебная практика. В частности, коснемся вопросов прав кредитора в связи с понижением очередности его требований, установления равноценности встречных обязательств по договору, сделок с предпочтением, ответственности контролирующих должника лиц, а также прав и ответственности управляющих в делах о банкротстве.

Когда стороны могут прибегнуть к сторнированию платежей

Что такое сторнирование и когда оно возможно? Почему сторнирование не является способом прекращения обязательств? Когда стороны к нему прибегают по собственной инициативе, а когда их обязывают это сделать? Какие последствия сторнирования надо учитывать? Разбираемся с помощью судебной практики.

Субсидиарная ответственность по долгам брошенных компаний

Одной из самых серьезных проблем, с которыми сталкиваются кредиторы в повседневной жизни, является невозможность взыскать дебиторскую задолженность с должника, уклоняющегося от исполнения своих обязательств. Предъявление кредитором исполнительного документа в банк или территориальное подразделение ФССП России с целью обращения взыскания на имущество должника может оказаться безрезультатным, если имеющихся у него активов будет недостаточно для покрытия долгов. Более того, на практике возможна и более сложная ситуация, когда владельцы бросают компанию-должника с переводом бизнеса и персонала на вновь созданную организацию. Рассказываем, как с этим бороться, к кому предъявлять свои требования, в какой суд подавать иск, о чем можно ходатайствовать.

Оспаривание соглашений об алиментах и разделе имущества при банкротстве

Говорим про основания оспаривания таких соглашений и судебную практику по признанию их недействительными. В частности, узнаете, чем закончилось дело, когда спустя 20 лет после расторжения брака финансовый управляющий, ссылаясь на неравный раздел имущества между супругами, включил квартиры, ранее отошедшие бывшей жене должника, в состав конкурсной массы. И как на практике кредиторам удалось признать недействительным соглашение об уплате алиментов, срок на оспаривание которого по ст. 61.2 закона о банкротстве был уже пропущен.

Взыскание долга. Как заставить должника исполнить судебное решение

Известно, что статистика исполнения судебных актов в России оставляет желать лучшего. Поэтому в нашей стране победа в суде зачастую становится лишь началом долгого пути по выбиванию денег с должника. Однако если взыскатель грамотно подойдет к процессу взыскания и правильно выстроит отношения с приставом, шансы на реальное исполнение судебного решения повысятся в разы. Выясним, какие права имеет взыскатель в исполнительном производстве, за счет каких активов должника можно вернуть долг и как для достижения результата объединить усилия с приставом.

Надо ли платить госпошлину в арбитражный суд при направлении заявления о включении в реестр требований кредиторов?

Нужно ли платить государственную пошлину в арбитражный суд, если направляется заявление о включении в реестр требований кредиторов, идет процедура наблюдения? Заявление о включении в реестр требований кредиторов направляется, когда еще нет решения суда по взысканию задолженности, поэтому к заявлению о включении в реестр требований кредиторов прилагаются все документы, доказывающие сумму задолженности.

Приемка некачественного товара: 3 причины отказа покупателю судом в иске

Поставка товара может породить спор между сторонами по качеству продукции. И тут покупатель нередко допускает ошибки, которые приводят к проигрышу в суде и дополнительным убыткам. На основе судебной практики мы отобрали три причины, из-за которых суд может отклонить требования покупателя к поставщику. Это, в частности, отсутствие доказательств наличия недостатков товара или вины поставщика, нарушение порядка приемки товаров, а также нарушение формальных правил фиксации недостатков товара.

«Корректируем» срок исковой давности

Если сроки исковой давности на исходе, а в суд обратиться вы по какой-то причине не готовы, необходимо «перезапустить» срок исковой давности. Для этого нужно получить от контрагента подтверждение, что ему известно о наличии и размере неисполненного обязательства. Существует несколько вариантов действий в подобной ситуации: от банального направления претензии или сверки расчетов до продуманного психологического воздействия, благодаря которому можно добиться признания долга со стороны контрагента. Расскажем, как работают приемы, благодаря которым срок давности начинает «тикать» с самого начала. Также поговорим о проблемах, с которыми компания может столкнуться при «перезапуске» срока исковой давности.