Если директор на протяжении 3 лет бездействовал и не взыскивал дебиторскую задолженность, позволив сроку исковой давности истечь, в отношении него может быть подано заявление в суд о взыскании убытков. Говорим о перспективах такого судебного спора, опираясь на уже имеющуюся судебную практику. Объясняем, почему принцип защиты делового решения в таких делах не помогает, как руководителю защититься в зависимости от конкретных обстоятельств.
Что понимается под дебиторской задолженностью
В структуре активов практически любой организации неизменно присутствует дебиторская задолженность. Этот актив представляет собой право организации требовать от третьего лица уплаты в ее пользу денежных средств по любым основаниям. Например, если такое лицо должно произвести оплату по договору или если оно, скажем, повредило имущество компании.
Очевидно, что в ходе обычной деятельности любое предприятие постоянно сталкивается с процессами возникновения и погашения дебиторской задолженности. Некоторая задолженность может находиться в активах организации очень долго, буквально годами. Например, если соглашением между сторонами предусмотрена длительная отсрочка платежа или если у контрагента просто отсутствуют средства для оплаты долга.
Последней ситуацией, особенно сегодня, никого не удивишь. В кризисное время многие приостановили исполнение обязательств перед кредиторами, отложив этот вопрос до лучших времен.
Риски руководителя компании
Неплатежеспособный контрагент таит в себе вполне очевидную угрозу для компании: если он не сможет поправить свое финансовое положение, то компания останется без честно заработанных денег. Однако не все знают, что в данной ситуации рискует и лично руководитель организации 1 .
Дело в том, что если срок оплаты наступил, то начинается отсчет срока исковой давности. Он составляет по общему правилу 3 года и дается на защиту нарушенного права (в описанной ситуации нарушение права выражается в неуплате долга в установленный срок) в судебном порядке (ст. 195–196 ГК РФ). То есть с момента, когда срок оплаты наступил, а контрагент денежные средства не перечислил, у организации есть 3 года, чтобы взыскать долг.
Если она этого не сделает, то возможность обратиться в суд не исчезает. Но в этом случае контрагенту компании, который будет выступать в суде ответчиком, достаточно просто заявить о пропуске срока исковой давности. И даже если он действительно все еще не расплатился, суд откажет во взыскании с него денежных средств (ст. 199 ГК РФ).
Получается, что дебиторская задолженность, срок исковой давности на взыскание которой пропущен, является крайне неликвидным, практически безнадежным активом. По правилам бухгалтерского учета такую задолженность вовсе списывают с учета 2 .
В этом и кроется опасность для директора. Пропуск срока на взыскание дебиторской задолженности фактически влечет утрату актива организации, что с большой долей вероятности не устроит ни ее собственников, ни конкурсного управляющего и кредиторов (при возбуждении дела о банкротстве).
Участники компании и ее кредиторы могут задаться вопросом: почему директор на протяжении 3 лет бездействовал и не взыскивал дебиторскую задолженность? Почему он позволил сроку исковой давности истечь и теперь компания стала беднее?