Top.Mail.Ru

Три ошибки, которые приводят компанию и директора к убыткам

Во многих компаниях годами повторяются одни и те же организационные ошибки, которые в итоге способны привести к убыткам и даже банкротству. А с руководителя организации за это, как с ответственного лица, могут по суду взыскать причиненный ущерб; он также рискует быть привлеченным к субсидиарной ответственности по долгам компании. Мы проанализировали наиболее распространенные ситуации и комментируем 3 ошибки, которые на деле приводят к проблемам для фирмы и/или директора. Зная их «в лицо», сможете от них избавиться, снизить риски убытков и улучшить работу компании. А наш разбор судебной практики подскажет правильный вариант действий и поможет отстоять свои интересы. Среди прочего узнаете, как на гендира могут «повесить» убытки, связанные с бездействием в части взыскания просроченной дебиторской задолженности, или предъявить ему претензии по поводу отсутствия документального подтверждения направленности расходов на цели, связанные с деятельностью компании.

Ошибка 1. Низкая финансовая дисциплина, пробелы в оформлении движения денежных средств и закупок

В чем проявляется: расходование средств организации не оформляется надлежащим образом. Закупленные товары своевременно не ставятся на баланс. Целесообразность закупок на нужды компании неочевидна, особенно в части товаров двойного назначения (быт-производство).

Итог: возникают финансовые дыры, а в случае выявления спорных ситуаций руководителю бывает трудно или даже невозможно доказать, что взятые со счетов или из кассы денежные средства были потрачены в интересах компании.

Руководители организаций, особенно небольших, и собственники (учредители) нередко самостоятельно занимаются покупками для организации. Чаще всего так поступают, если требуется сделать все быстро, качественно, бизнес-процессы «горят», а сотрудников не хватает. И далеко не всегда это «канцелярские мелочи» для офиса. К сожалению, спешка, пресловутый авось или недостаточное понимание важности официального оформления документов нередко приводят к печальным последствиям. Если со счетов организации ушли крупные суммы и в бухгалтерской отчетности нет сведений о том, на что конкретно, то с руководителя организации могут потребовать возместить причиненный компании ущерб. Причем в подобных ситуациях бывает недостаточно просто подтвердить расходы, может еще и потребоваться обоснование, что они произведены именно на нужды организации, а не на личные.

Суды тут руководствуются обязанностью руководителя организации действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно. В случае нарушения этой обязанности директор по требованию юридического лица и/или его учредителей (участников), которым законом предоставлено право на предъявление соответствующего требования, должен возместить убытки, причиненные компании нарушением с его стороны (п. 1, 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» 1). И чтобы отбиться от претензий, потребуется доказать верность своих действий.

Судебная практика

В рамках дела о банкротстве конкурсный управляющий обратилась с иском к бывшему директору общества о взыскании в конкурсную массу более 2,5 млн руб. Ранее эту сумму директор брала со счетов компании, но доказательства встречного представления отсутствовали, не было подтверждения, что эти средства потрачены на нужды компании или возвращены в кассу и на счета. По мнению управляющего, спорная сумма – ​причиненный ответчиком ущерб обществу.

Суды согласились с этим: именно руководитель обязан доказать, что при исполнении обязанностей действовал законно и разумно, не причинил вменяемого ущерба организации (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ № 62). Снятие спорной суммы со счетов ответчица не отрицала, но и не привела доказательств расходования средств на нужды организации. Суду она предоставила авансовые отчеты на сумму почти 1,8 млн руб. с приложенными к ним документами (чеками, накладными и т.п.). Однако из них не следовало, что приобретенные товары и понесенные расходы не были направлены на личные нужды. Тем более закупки носили двойственный характер: например, приобретение автомобильного топлива, таблеток для посудомоечных машин, клея, фанеры и других товаров, приобретение которых для нужд общества не было очевидно.

Не предоставила директор и подтверждение возврата денежных средств на счета общества или получение их в связи с иными обстоятельствами, в т.ч. в качестве дивидендов как участник общества. При таких обстоятельствах и при отсутствии доказательств встречного предоставления снятую со счета общества сумму суды квалифицировали как убытки, причиненные директором обществу, поскольку утрата должником ликвидного актива (денежных средств) явилась следствием неразумных и недобросовестных действий руководителя (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.07.2023 № Ф07-7905/2023 по делу № А56-22933/2022).

Мы не можем сейчас судить о том, зачем закупались товары...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Топ-3 рисков при планировании корпоративного праздника

Совсем скоро наступит пора новогодних корпоративов, а значит, и время повышенных рисков, связанных с организацией праздников. Мы отобрали три ошибки, часто допускаемые при планировании корпоративов, на которые не все руководители и юристы обращают внимание, но которые в итоге могут привести к серьезным проблемам. Три слабых места, о которых говорим в статье, – ​это обеспечение безопасности в ходе празднования, документальное оформление понесенных расходов и формулировки условий договоров на случай досрочного расторжения и по другим спорным вопросам. Даем рекомендации, какие меры стоит предпринять, чтобы избежать рисков, оградить себя, руководство и компанию от неблагоприятных последствий и со спокойной душой насладиться праздником.

Кто заплатит за ремонт автомобиля, на который упало дерево?

В управляющую компанию поступило заявление гражданина о возмещении ущерба автомобилю, на который в ветреную погоду упал обломок дерева. Автомобиль находился на придомовой территории многоквартирного дома, а аварийное дерево – на территории муниципального земельного участка, а обязанность следить за деревьями и содержать их возложена именно на управу района. Кто должен возместить ущерб владельцу автомобиля? Какова судебная практика по данной теме?

Особенности замещающей сделки

Если контрагент нарушил обязательства по договору, например, поставки или подряда, второй стороне приходится заключать замещающую сделку. При этом нередко возникают убытки, которые можно взыскать с нарушившего обязательства партнера. Выясняем, при каких условиях, по мнению судов, сделка становится замещающей и когда на ее основе можно предъявить претензии об убытках.

Какие особенности при сотрудничестве с ИП – гражданином Белоруссии?

Установлены ли ограничения или особенности при заключении договора оказания услуг с индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в РФ, но являющимся гражданином Республики Белоруссия?

Коммерческий кредит с процентами: как прописать в договоре

В гражданском обороте обычной практикой является предоставление поставщиками и исполнителями своим клиентам отсрочки или рассрочки платежа за реализуемые по договорам товары, работы или услуги с фиксацией общего лимита финансирования, а также срока или графика, в рамках которых покупатель или заказчик могут не вносить оплату. Покупатель со своей стороны тоже может проавансировать поставщика, перечислив ему всю или часть оплаты до момента отгрузки товара, в результате чего поставщик оперативно получает средства для пополнения своих оборотных активов. По общему правилу такое пользование деньгами является бесплатным, однако в своем договоре стороны могут предусмотреть и иное. Расскажем, что представляет собой коммерческий кредит, когда он возможен и на каких условиях, а также дадим советы, как прописать его в договоре, чтобы вторая сторона не могла оспорить взыскание с нее процентов. Тем более что сейчас в условиях, когда партнеры сплошь и рядом просят отсрочку и рассрочку по оплате, кредиторам стоит заранее позаботиться о своих интересах и заложить в договоры выгодные для них условия. А покупателям, перечислившим аванс, желательно подстраховаться на случай недобросовестности поставщиков.

Как проверить иностранного контрагента

Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Когда к ответственности привлекут и организацию, и должностное лицо

Одной из самых неприятных ситуаций для любого предпринимателя является внимание к его персоне со стороны проверяющих, которые обязательно находят в его деятельности нарушения и карают по всей строгости закона. На практике некоторые пытаются уходить от административной ответственности, свалив все на своих должностных лиц. Однако получается это не всегда, более того, зачастую проверяющие наказывают и тех и других. Почему так происходит, можно ли этого избежать, расскажем в статье.