Товарный знак – это обозначение, которое индивидуализирует товары, выпускаемые компанией. Для успешного бизнеса товарный знак имеет особую ценность, т. к. именно на него ориентируются покупатели при выборе продукции. Узнаваемый товарный знак может стать хорошим предметом залога (подчас даже лучше недвижимости). Чтобы его не лишиться, залогодатель будет стараться выполнять все условия договора займа. Но компания, которая планирует получить товарный знак в качестве залога, должна учесть несколько важных нюансов. Каких именно – читайте в статье.
Стоимость исключительного права на товарный знак может быть очень высокой. Нередко она сопоставима с ценой недвижимости или даже превосходит ее. Поэтому не удивительно, что исключительные права на товарные знаки все чаще выступают в качестве обеспечения по кредитным договорам. Для кредитора договор привлекателен, поскольку в случае невыплаты долга он может продать товарный знак или оставить его себе. Вместе с тем заключение договора залога порождает немало вопросов, ведь без должной заботливости и осмотрительности кредитор рискует остаться ни с чем. Расскажем о рисках, с которыми он может столкнуться.
Предметом договора залога может выступать только такой товарный знак, в отношении которого допускается отчуждение исключительных прав (п. 1 ст. 358.18 ГК РФ). Во-первых, нельзя заложить коллективный товарный знак (п. 2 ст. 1510 ГК РФ). Во-вторых, при заключении договора залога необходимо проанализировать, не станет ли обращение взыскания на товарный знак причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара или его производителя (п. 2 ст. 1488 ГК РФ). Такая ситуация может возникнуть, когда залогодателю принадлежит серия схожих товарных знаков в отношении однородных товаров и (или) услуг.
Заложить права на товарный знак может как должник по обеспечиваемому обязательству, так и третье лицо (п. 1 ст. 335 ГК РФ). К примеру, в январе 2018 г. «М.Видео» заложило ПАО «ВТБ» все...