В современном бизнесе нередко возникает ситуация, когда собственники компании не могут договориться между собой. Например, миноритарные акционеры заинтересованы в поступательном развитии компании и в регулярном получении дивидендов. А вот мажоритарным акционерам, напротив, могут быть интересны не сиюминутные выгоды, а долгосрочное развитие и инвестиционные проекты. Выходом из этой и других спорных ситуаций должно стать заключение корпоративного договора. В нем владельцы компании могут урегулировать вопросы корпоративного управления и контроля. Выясним, какие условия может содержать корпоративный договор, какая ответственность грозит нарушителю этого договора, а также приведем образец его составления.
Для эффективного управления компанией (ООО и АО) и улучшения корпоративного контроля ее владельцы вправе заключить между собой договор. В нем они могут оговорить порядок осуществления своих корпоративных прав, способы разрешения различных спорных ситуаций и корпоративных конфликтов, порядок продажи принадлежащих им акций или долей в компании, а также иные вопросы. Раньше такая возможность была предоставлена им нормами специальных законов о хозяйственных обществах (акционерное соглашение для АО и соглашение об осуществлении прав участников для ООО). Недавно к этим специальным правовым актам добавились общие нормы о корпоративном договоре, которые вступили в силу с 1 сентября 2014 г. В статье мы рассмотрим, что представляет собой корпоративный договор и какие преимущества дает владельцам компаний его заключение.
Зачастую в компании сталкиваются интересы различных групп акционеров, которые не всегда могут договориться между собой. Например, миноритарные акционеры, обладающие небольшими пакетами акций и не имеющие значительного контроля над обществом, заинтересованы в его стабильном развитии и в получении дивидендов за счет прибыли. Им могут быть совсем неинтересны стратегии долгосрочного развития компании, в рамках которых необходимо сокращать дивидендные выплаты и направлять освободившиеся средства на финансирование различных бизнес-проектов.
А вот мажоритарные акционеры, определяющие деятельность компании, наоборот, нацелены на долгосрочное развитие, продвижение позиций фирмы на рынке, увеличение количества реализуемых товаров, работ и услуг. Для них сиюминутная выгода в виде дивидендов не является главной целью. В отсутствие компромисса между ними неизбежны конфликты.
Может возникнуть и такая ситуация: мажоритарные акционеры, пользуясь своим главенствующим положением, могут продвигать в органы управления компанией своих представителей, которые будут отстаивать только их интересы. При этом для «своих людей» могут устанавливаться повышенные вознаграждения и различные компенсации.
Пытаться установить ограничения на этот счет в уставе или внутренних документах общества бессмысленно, поскольку мажоритарные акционеры с учетом своих значительных пакетов могут в любое время созвать собрание акционеров и поменять положения этих бумаг.
Выходом из такой ситуации может стать заключение корпоративного договора, который все или некоторые владельцы компании могут подписать, урегулировав в нем вопросы корпоративного управления и контроля.
Односторонний отказ от исполнения корпоративного договора, как и одностороннее изменение его условий, не допускается (ст. 309 и 310 ГК РФ). Поэтому стороны такого договора могут не опасаться того, что согласованные условия сотрудничества могут быть отменены.
Содержание корпоративного договора
С 1 сентября 2014 г. в ГК РФ появилась отдельная ст. 67.2, которая называется «Корпоративный договор». Там сказано, что такой договор вправе заключить все или отдельные участники хозяйственного общества (ООО и АО). В нем можно предусмотреть следующие обязательства:
- осуществлять корпоративные права определенным образом (например, голосовать определенным образом на общем собрании участников) или воздерживаться (отказаться) от их осуществления. Так, можно предусмотреть обязанность проголосовать на общем собрании за упразднение коллегиального исполнительного органа;
- согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом (например, письменно или путем переговоров согласовывать кандидатуры в органы управления обществом);
- приобретать или отчуждать доли (акции) компании по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения долей (акций) до наступления определенных обстоятельств (например, не продавать акции по цене ниже их номинальной стоимости).
Корпоративный договор не относится к числу внутренних документов общества. Он занимает автономное положение по отношению к уставу и может содержать положения, расходящиеся с его содержанием (например, в уставе может быть закреплено право на получение дивидендов, а в корпоративном договоре может содержаться запрет на этот счет на определенный срок). Более того, стороны корпоративного договора не вправе ссылаться на его недействительность в связи с тем, что он противоречит уставу (п. 7 ст. 67.2 ГК РФ).
Корпоративный договор может объединить отдельные группы акционеров, консолидировав их совместные усилия для достижения общих целей. Согласованный в заключенном между ними корпоративном договоре порядок голосования по различным вопросам может стать эффективным и действенным инструментом в сфере корпоративного управления и контроля.
Вместе с тем корпоративный договор не может определять структуру органов общества и их компетенцию, обязывать его участников голосовать в соответствии с указаниями органов общества (п. 2 ст. 67.2 ГК РФ). Условие об обратном ничтожно. Отметим, что это законоположение основано на сложившейся правоприменительной практике.
Суд установил, что по условиям акционерного соглашения вводится временная администрация, создаваемая его участниками. При этом функции временной администрации возлагаются на совет директоров.
Кроме того, соглашением установлены сроки созыва общих собраний акционеров и порядок подсчета голосов, кворум для правомочности собрания. Соглашением также установлены сроки его действия, порядок выхода из него, обмена сообщениями, разрешения споров и применимое право (Королевства Швеция).
Оценивая данное акционерное соглашение, суд отметил следующее.
При рассмотрении споров, связанных с внутренними взаимоотношениями юридического лица, применяется право страны, где учреждено юридическое лицо (п. 1, подп. 7 п. 2 ст. 1202 ГК РФ). В связи с этим суды при рассмотрении спора должны применять нормы российского права.
Арбитры указали, что соглашение изменяет установленные законодательством порядок и способы управления акционерным обществом. Оно направлено на:
- принятие решений, отнесенных ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) к компетенции общего собрания акционеров;
- создание не предусмотренного уставом органа управления общества – временной администрации.
Суд также указал на нарушение акционерным соглашением п. 4 ст. 32.1 Закона об АО, так как стороны распространили действие соглашения как на само общество, так и на его дочерние и зависимые лица.
В итоге арбитры признали акционерное соглашение ничтожным по основаниям ст. 168 ГК РФ и как противоречащее Закону об АО (постановление ФАС Поволжского округа от 25.05.2011 по делу № А57-7487/2010).