Как создать обособленное подразделение компании

Компании, которые активно развивают свой бизнес, рано или поздно сталкиваются с необходимостью создания обособленных подразделений: новых офисов, магазинов и т.п. объектов, где оборудуются стационарные рабочие места. Выясним, какими бывают обособленные подразделения, кто должен принять решение об их создании и какие документы следует оформить при создании филиала, представительства или другого подразделения.

Законодательство предусматривает два способа организации удаленных рабочих мест, находящихся вне контроля работодателя, и три способа - под контролем работодателя. Первые два - это надомная и дистанционная работа (главы 49 и 49.1. ТК РФ). Оставшиеся три способа - создание филиалов, представительств и других обособленных подразделений. О них и пойдет речь.

Начнем с определений. Обособленным считается любое подразделение, территориально обособленное от организации, по месту нахождения которого оборудованы стационарные (т.е. созданные на срок больше месяца) рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). Подразделение признается обособленным независимо от того, отражено ли его создание в документах организации, и от полномочий, которыми оно наделяется.

Представительство - это обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения компании и представляет (защищает) ее интересы (п. 1 ст. 55 ГК РФ).

Филиал - это обособленное подразделение компании, которое расположено вне места нахождения компании и осуществляет (полностью или частично) его функции, включая представительские (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Как видно, филиал и представительство всегда являются обособленными подразделениями. При этом не все обособленные подразделения - это представительства и филиалы. Основное отличие филиалов и представительств от других обособленных подразделений состоит в порядке их создания и постановки на учет.

Чтобы избежать путаницы, в дальнейшем под обособленными подразделениями мы будем иметь в виду все прочие подразделения, кроме филиалов и представительств.

Обособленное подразделение

Обособленные подразделения обычно создает организация в лице единоличного исполнительного органа: директора, генерального директора и т.п. (далее - директор компании). Отметим, что речь идет о случаях, когда полномочия руководителя по созданию обособленных подразделений не ограничены и не требуется длительного согласования бюджетов с вышестоящими органами.

По своей сути обособленное подразделение - это просто удаленный отдел или служба самой организации. Соответственно, и порядок действий должен быть таким же, как при создании внутреннего структурного подразделения. Просто издается приказ о создании обособленного подразделения и вносятся изменения в штатное расписание организации. Разница лишь в том, что в приказе о создании необходимо акцентировать внимание на месте размещения подразделения: указать адрес.

После издания приказа подразделение ставится на налоговый учет и набирается персонал (или в подразделение переводятся уже работающие сотрудники). Чтобы поставить обособленное подразделение на налоговый учет, в инспекцию нужно представить сообщение по форме № С-09-3-1 (утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@). Этот документ направляется по месту нахождения самой организации (п. 2 ст. 23 НК РФ):

  • в течение месяца со дня создания обособленного подразделения;
  • в течение трех дней с даты изменения сведений об обособленном подразделении или даты прекращения деятельности через подразделение.

Образец оформления приказа приведен в Примере 1.

Пример 1. Приказ о создании обособленного подразделения

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Документируем дистанционное участие в заседании общего собрания АО

Анализируем новые требования к проведению заседаний общих собраний акционеров АО с дистанционным участием. Какие требования установлены к средствам, используемым для их проведения, как и где хранить записи трансляций заседаний, каковы сроки хранения документов, связанных с проведением указанных заседаний.

Новые правила принятия решений общим собранием в ООО

Рассказываем, какие изменения необходимо учесть при принятии решений общими собраниями участников ООО с 01.03.2025. Узнаете про формулировки, которые теперь следует использовать, какие способы принятия решений возможны, какие изменения надо вносить в документы, связанные с проведением заседания или заочного голосования на общих собраниях участников. Приводим 5 образцов протоколов по итогам заседаний и заочных голосований общих собраний участников.

Новые правила проведения заседаний общих собраний акционеров

Годовые заседания общих собраний акционеров проводятся в этом году, как и раньше, с 1 марта по 30 июня. Однако с 1 марта 2025 года вступили в силу изменения в закон об АО, которые затрагивают порядок и формы проведения заседаний общего собрания акционеров, а также полномочия органов управления. Комментируем наиболее важные аспекты изменений в корпоративном законодательстве, касающиеся подготовки и проведения заседаний общего собрания акционеров. Особое внимание уделяем годовым заседаниям. Снабжаем образцами документов: требованием о проведении внеочередного заседания общего собрания акционеров АО, протоколом годового заседания общего собрания акционеров АО.

Внешнее управление должником в ходе банкротства

Каков порядок введения процедуры внешнего управления при банкротстве, какова ее цель. На какой срок она вводится, может ли она быть сокращена или продлена. Какие ограничения накладывает, в какой момент прекращаются полномочия руководителя должника и возлагаются на внешнего управляющего, какие решения вправе принимать органы управления и собственник должника. Какие меры должен реализовывать внешний управляющий с целью обеспечения восстановления платежеспособности должника, когда заканчиваются его полномочия. Что может включать план внешнего управления. По каким основаниям суд может отказать во введении внешнего управления.

Новые правила принятия решений общим собранием в ООО

Рассказываем, какие изменения необходимо учесть при принятии решений общими собраниями участников ООО с 01.03.2025. Узнаете про формулировки, которые теперь следует использовать, какие способы принятия решений возможны, какие изменения надо вносить в документы, связанные с проведением заседания или заочного голосования на общих собраниях участников. Приводим 5 образцов протоколов по итогам заседаний и заочных голосований общих собраний участников.

Корпоративные споры. Проблемы оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью

В продолжение нашего цикла статей о корпоративных спорах мы затронем важную тему о порядке заключения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Вопросы наследования долей в ООО или ситуация выхода из дедлока (о них мы говорили в предыдущих статьях) – ​случаи интересные, но касаются не всех организаций. А вот вопрос о том, является ли заключаемая сделка крупной и нужно ли получать согласие на ее совершение, возникает в практике большинства компаний. В статье мы рассмотрим, какие сделки относятся к крупным и сделкам с заинтересованностью, какого рода проблемы могут возникнуть при квалификации сделок как крупных. Разберем порядок заключения подобных сделок, а также посвятим вас в тонкости оспаривания.

Подписание документов управляющей компанией

Законодательство предусматривает особый способ передачи управляющей организации или управляющему полномочий руководителя компании. Чтобы оформить все по правилам, необходимо учесть множество нюансов и составить ряд документов. Поговорим о том, в соответствии с какими бумагами управляющая организация будет осуществлять свои полномочия; какие документы следует составить и что в них записать. Приведем примеры составления приказов, образец доверенности и фрагмент договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации.

Исключение акционера из общества

Как защитить общество от недобросовестного акционера? Исключить его из состава акционеров! Однако тут есть свои особенности. Исключение возможно только из непубличного акционерного общества и только в судебном порядке. Причем сделать это не так просто. Рассказываем, в каких случаях возможно исключение акционера из общества в судебном порядке, когда суд может отказать, какова процедура исключения, как оценить стоимость пакета акций исключенного акционера. Даем ответы на связанные с такими действиями вопросы, возникающие на практике.