Сейчас уже мало найдется тех, кто ни разу не слышал понятия «поколения X, Y, Z», «альфа», «зумеры» и еще ряд подобных. Все эти термины пришли из теории поколений, которую можно использовать как удобный инструмент в самых различных точках приложения: от управления персоналом до воспитания ребенка, от понимания геополитических событий до объяснения экономических реалий. В статье познакомим вас с теорией поколений. Узнаете, каким образом ее применять на практике и как с помощью нее понять глобальные изменения, которые происходят в мире.
Теорию поколений создали американские исследователи Уильям Штраус и Нил Хау еще в далеком 1991 году. Они выпустили книгу «Поколения», где эту теорию и изложили, основываясь на серии биографий разных поколений, начиная с 1584 года. Нужно заметить, что исследование строилось исключительно на материале американской истории. Позже, в 1997 году, книга была дополнена и переиздана под названием «Четвертое превращение: Американское пророчество». Именно в этом издании и появилась та самая теория четырехчастного поколенческого цикла, которая столь популярна сейчас и находит свое отражение во многих сферах. Ее используют и для выстраивания маркетинговых коммуникаций с потребителями, и для объяснения ценностей и психологических особенностей, и для понимания поведения подростков в конфликте «отцы и дети», и для определения типов мотиваций персонала. Эти две книги – не единственные, принадлежащие творческому союзу Штрауса и Хау. Есть еще «Тринадцатое поколение» (1993 год, посвящена поколению X) и «Восхождение поколения Миллениума: следующее Великое поколение» (2000 год).
У вас может возникнуть вопрос, можно ли применять американскую теорию поколений в России, если она создана на базе американской истории? Отметим, что эту теорию уже позитивно встретили во многих странах мира. Сначала ее проверили в ЮАР, потом в азиатских странах, затем в Европе, а уже после – в России. Оказалось, что описанные Штраусом и Хау ценности поколений практически совпадают, соответственно и деление на поколения аналогичны. Тем более что крупные события и явления в мире происходили и происходят (за редким исключением), по сути, одновременно (например, мировые войны, появление Интернета, активное покрытие мобильной связью и т. п.).
Важно лишь понимать, что адаптируют теорию к странам уже в основном не историки, а те эксперты, которым она интересна для применения на практике: маркетологи, специалисты по связям с общественностью, HR-менеджеры. Существуют и российские школы теории поколений. Они занимаются исследованиями относительно поведенческих особенностей разных поколений и внедряют теории поколений в бизнес-процессы. Например, для привлечения и удержания работников поколения Y, мотивации миллениалов и пр.
Поколения и поколенческие ценности
Согласно теории Штрауса и Хау, система ценностей закладывается у любого человека в возрасте до 12–14 лет. А непосредственное влияние на ее формирование имеет то, в каких условиях он до этого возраста жил и воспитывался. Позже эту систему ценностей индивид проносит через всю жизнь. Поколенческие ценности являются глубинными, зачастую сами представители поколения их не осознают, но при этом их влияние на жизнь, поведение и принятие решений...