Top.Mail.Ru

Теория поколений. Поколения – ​современники

Общие принципы теории поколений мы рассмотрели в прошлом номере. Теперь подробно изучим те поколения, с которыми имеем дело в настоящее время либо помним их на примере реальных личностей (родных, например). В ходе обсуждения каждого из поколений будем параллельно применять его описание к российским реалиям. Расскажем о сильных и слабых сторонах, адаптации к работе и жизни, интересах.
Окончание статьи. Начало в № 07 / 2022
Окончание статьи. Начало в № 07 / 2022

Великое поколение (осень, спад, 1901–1927)

Иначе это поколение называют «выжившие», «поколение победителей», «поколение GI», «поколение героев» 1. Вполне возможно, вы еще помните своих прабабушек и прадедушек или бабушек и дедушек – ​представителей этого поколения. Период формирования их ценностей продолжался примерно до 1930-х годов, а это означает, что на их восприятие действительности наложили отпечаток три революции (1905 г., Февральская и Октябрьская 1917 г.), Гражданская война, голод 1920-х, три серьезных пандемии (холера, так часто сейчас вспоминаемая «испанка» и сыпной тиф), НЭП, пятилетки и стахановское движение, коллективизация, репрессии 1920-х годов, а также электрификация.

Это поколение, а точнее те, кто пережил все тяжелые годы, действительно выжившие. Более того, если понимать, что и дальше на их жизнь пришлись тяжелейшие исторические события, о которых всем нам хорошо известно, становится понятно, какой внутренний стержень был у этих людей.

Что помогло им выжить? Несокрушимая вера в светлое будущее и невероятный оптимизм, несмотря на все выпавшие им горести. Этих людей отличало трудолюбие, высокое чувство ответственности, идеализм в картинах будущего. Для представителей Великого поколения вся жизнь – ​это борьба и поле боя (за Родину, урожай, социалистический идеал, награды и т. д.). В ситуациях отсутствия того, за что нужно бороться, они чувствовали себя дискомфортно, поэтому сразу придумывали себе новые сверхзадачи, пусть и бытового характера. Деньги для этого поколения не являлись ценностью, так как слишком много раз на их веку они обесценивались либо приносили одни только проблемы (вспомнить хотя бы раскулачивание). А вот идеология и верность неким идеалам (которые еще недавно казались наивными) имела первостепенное значение.

Молчаливое поколение (зима, кризис, 1928–1942)

Для кого-то это родители, для кого-то бабушки и дедушки, для кого-то прабабушки и прадедушки. Многие представители этого поколения ныне здравствуют, поэтому вы легко можете себе представить этих людей. Вспоминаем, на какие исторические события лег период формирования их жизненных ценностей. Коллективизация, массовые сталинские репрессии, индустриализация, Вторая мировая война, голод, смерти близких людей, страх, ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, послевоенная разруха. Молчаливое поколение крайне терпеливо и исполнительно.

Если учитывать ситуацию, в которой проходило их взросление и становление личности, становятся понятными и их внутренние установки. Они до крайности уважают закон, а также должность и статус. Начальник для них всегда прав, просто потому что он наделен правом быть правым. Подчинение тому, кто находится выше по служебной лестнице, для представителей этого поколения норма. Поэтому прежде чем в следующий раз решить завязать с ними спор на эту тему, вспомните все, что знаете про репрессии, и поймите, что других ценностей тогда не могло быть, они являлись прямой угрозой для жизни всей семьи.

Много работать – ​это совершенно нормально в парадигме этого поколения. Они восстанавливали страну после войны. Жертвовать собой ради общего дела – ​еще более понятно для них, это их жизнь, жизнь того общества, в котором они сформировались. Незначимость единицы вопреки значению общества. Человек – ​лишь винтик в большой машине.

Вспоминаем историю дальше. Во времена взросления этого поколения были изобретены антибиотики, побеждены многие болезни, считавшиеся до этого смертельными. А еще вспомните о роли врачей и медсестер на фронте, спасавших бойцов под ливнем пуль. Врачи для этого поколения – ​это особая каста, это уважаемые люди, почти святые. Слово врача – ​непреложно, ему абсолютно верят. И врач – ​это больше, чем просто врач. Это спаситель жизни. Поэтому поликлиника становится особым местом, а не просто медучреждением. Туда можно и за врачебной помощью прийти, и просто зайти поговорить, пожаловаться на жизнь.

Опять же здесь хорошо бы еще достать из памяти тот факт, что это поколение на этапе его становления в полной мере лишили права веры в Бога. Свято место пусто не бывает. Люди нашли, чем заменить религию: вера в светлое будущее, в социалистические идеалы и правильность данного свыше правителями пути, вождь, генсек или президент в качестве ставленников высшей силы, начальники и врачи – ​сонм святых помощников. Постарайтесь воспринять информацию максимально серьезно, потому что это не ирония, а то, что позволило поколению выжить, не было у них тогда других вариантов.

Есть и еще кое-что святое для молчаливого поколения – ​это семья. Именно в ней представитель этого поколения чувствует себя относительно свободно и может более открыто говорить на разные темы, потому что в других местах он очень сильно контролирует сказанное, боясь допустить лишнее слово. Кроме того, вспоминаем, сколько жизней унесла война, как тяжело дался мир. Близкие живые люди становятся особой ценностью. Это поколение не поощряет разводы, даже если в семье разлад, то они предпочитают «сор из избы не выносить».

Еще одна интересная особенность этого поколения – ​это трепетное отношение к еде. Они даже активный отдых предпочитают сочетать с пополнением запасов еды: собрать грибы и ягоды на зиму, налепить пельменей в морозилку, законсервировать овощей побольше. Опять же достаточно вспомнить их детство, голод, через который они прошли. Ценность каждой корочки хлеба в военные годы, как меняли дорогие сердцу вещи на хоть что-то съестное, счастье от куска сахара в послевоенное время. И тогда отношение к тому, что ваша бабушка или мама ругается, если вы не доедаете с тарелки или выкидываете хлеб, наполнится совершенно другим значением. А постоянные попытки дать вам с собой еды, накормить, напечь пирогов для внуков приобретет иное звучание. Еда для них – ​больше, чем еда. Это гарант жизни и здоровья. Поэтому главное вложение средств – ​это холодильник и погреб.

Молчаливое поколение в большей степени интровертно. Они ориентированы на созерцание. Это то поколение, которое от внешнего мира предпочитало уходить в мир книг. Приключения, романтизированная победа добра над злом (так прекрасно накладывающаяся на их личный опыт, когда они видели победу своих родителей в ВОВ), счастливые и красивые истории. «Книжные дети» – ​это молчаливое поколение. Это они собирали библиотеки. Это за счет многих из них СССР называли самой начитанной страной. Многие представители молчаливого поколения обращены к внутреннему миру, не зря их архетип «художник». Если вы сейчас начнете вспоминать тех ярких и глубоких деятелей культуры, которыми гордится наша страна, то окажется, что многие были именно представителями этого поколения: Майя Плисецкая, Роберт Рождественский, Андрей Миронов, Владимир Высоцкий, Людмила Гурченко, Юрий Никулин, братья Стругацкие, Евгений Евтушенко и другие. Если вы начнете вспоминать время расцвета советской науки и здравоохранения, то тоже это будет сплошь список из представителей молчаливого поколения.

И, наверное, вы уже сами понимаете, что мотиваторами для представителей этого поколения являются признание начальством и коллективом (а значит, письма благодарности, грамоты, доски почета, награждение орденами, медалями, значками, присвоение званий), а лучшие подарки – ​это книги и продукты питания (особенно те, которые они сами себе не позволяют).

Бэби-бумеры (весна, пророки, 1943–1962)

И вот мы подошли к описанию поколения, с представителями...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Гендерные праздники: мальчики налево, девочки направо!

Рассказываем об истории возникновения праздников – ​Дня защитника Отечества (23 Февраля) и Международного женского дня (8 Марта), а также как они перестали нести изначально заложенную в них цель и стали чисто гендерными; как это связано с мизогинией и мизандрией. Приводим аргументы тех, кто поддерживает необходимость отмечать праздники, и тех, кто против. Будет о чем поговорить за чашкой чая с родными, коллегами и друзьями! А еще даем советы, как нетривиально отметить оба праздника в рабочем коллективе, чтобы сохранить и приумножить хорошие отношения.

Слово – честное купеческое

Автор делится историческими фактами, которые иллюстрирую принципы, на которых раньше заключались сделки в купеческой среде в России. Тут есть над чем задуматься и современникам-коммерсантам, особенно в части формирования имиджа и деловой репутации.

Как загадать желание, чтобы оно сбылось

Новый год – ​теплый и семейный праздник. Хочется волшебства, доброты, исполнения желаний. Тем более так удобно что-то планировать на будущий год и потом претворять это в жизнь. Почему мы верим, что новогоднее желание исполнится? Как формулировать желания, чтобы они претворились в жизнь? Нужно ли что-то для этого делать, а не только посылать мысли в космос? Поговорим о том, как самому воплотить в жизнь новогоднюю сказку.

Имидж и репутация: как сформировать и управлять

Поговорим об имидже и репутации человека и компании, об их значении в бизнесе и обычной жизни. К чему может на практике привести разрыв между пропагандируемыми ценностями и пропагандируемым имиджем и поведением сотрудников на местах. С чего начинать, если вы решили заняться имиджем (хоть своим, хоть компании). Как осуществлять управление имиджем компании и своим собственным (и как в результате от этого может измениться не только отношение к вам со стороны, но и ваше внутреннее самоощущение). Почему важно привести в соответствие внутренний и внешний имидж. Что представляет собой неосязаемый имидж и на что он влияет. Когда можно говорить про множественные репутации. Узнаете, какие шаги стоит предпринять для формирования своих собственных имиджа и репутации; почему именно сейчас значение невербального языка одежды существенно возросло; может ли репутация находиться на таком высоком уровне, что уже можно не заботиться об имидже; как сознательно созданный и сформированный имидж позволит быстрее достигать стоящих перед вами целей; что важнее – ​личный бренд или репутация; к какому идеалу стоит стремиться.

Имущественные последствия супружеской неверности: заключаем брачный договор

Закон предоставляет супругам возможность изменить действующий по умолчанию режим совместной собственности путем заключения брачного договора в соответствии со ст. 42 СК РФ. По условиям контракта они вправе установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из них, а также предусмотреть такой режим в отношении будущего имущества. В т. ч. предусмотреть определенные имущественные последствия на случай недобросовестного поведения одного из супругов или каждого из них (измены, пьянство, хулиганские действия и пр.). А еще можно заключить с одним и тем же лицом не один брачный договор, а два. Но тогда могут возникнуть сложности. Рассказываем, как их преодолеть.

Как правильно назвать процессуальный документ?

Читатели нередко интересуются, как правильно назвать тот или иной процессуальный документ. Просьба перед судом – ​это ходатайство или заявление? А как именовать документ об отзыве ходатайства? Как называется документ, уточняющий или дополняющий иск? Как правильно оформить письменное несогласие с позицией противной стороны и можно ли подать «возражение на возражение»? Давайте разбираться.

Гендерные праздники: мальчики налево, девочки направо!

Рассказываем об истории возникновения праздников – ​Дня защитника Отечества (23 Февраля) и Международного женского дня (8 Марта), а также как они перестали нести изначально заложенную в них цель и стали чисто гендерными; как это связано с мизогинией и мизандрией. Приводим аргументы тех, кто поддерживает необходимость отмечать праздники, и тех, кто против. Будет о чем поговорить за чашкой чая с родными, коллегами и друзьями! А еще даем советы, как нетривиально отметить оба праздника в рабочем коллективе, чтобы сохранить и приумножить хорошие отношения.

Ремонт и возврат сломанного автомобиля в автосалон

Сравниваем плюсы и минусы покупки автомобиля гражданами в кредит и организациями в лизинг. Рассказываем, какие преимущества дает генеральному директору и собственнику бизнеса покупка автомобиля в личную собственность в качестве потребителя вместо покупки на юрлицо. В частности, в какой суд в случае чего можно обратиться, каков будет размер госпошлины, каким образом рассчитываются сроки возврата и гарантийного ремонта, есть ли возможность вернуть потраченные средства в 100% размере и даже больше. Приводим образец требования гражданина в адрес компании-продавца о безвозмездном устранении существенного недостатка товара, которым можно воспользоваться на практике.