Top.Mail.Ru
Достаточно часто налоговые инспекторы пытаются заставить налогоплательщиков погасить задолженность, образовавшуюся перед бюджетом, возможность взыскания которой налоговыми органами была утрачена как во внесудебном так и в судебном порядке. Рассмотрим позицию чиновников и арбитражную практику по следующим вопросам: условия признания налоговой задолженности безнадежной, начисление пени после истечения пресекательного срока требования налога, отражение в справке о состоянии расчетов с бюджетом сумм, на которые инспекция утратила право на взыскание, зачет излишне уплаченного налога в счет погашения просроченной недоимки, наличие в карточках лицевого счета долгов, нереальных к взысканию.
В данной статье рассмотрены случаи признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию и дальнейшее ее списание. Автор обратил особое внимание на следующие спорные вопросы, связанные с истечением пропуска сроков давности взыскания: прекращение обязанности по уплате налогов и сборов, исключение спорных сумм из карточки лицевого счета, правомерность отражения в справке о состоянии расчетов с бюджетом спорной задолженности, зачет излишне уплаченного налога в счет погашения «старой» недоимки.

Порядок списания безнадежных долгов

Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, уплата или взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального либо юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном (п. 1 ст. 59 НК РФ):

  • Правительством Российской Федерации – по федеральным налогам и сборам;
  • Исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями – по региональным и местным налогам.

Аналогичные правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам (п. 2 ст. 59 НК РФ).

Порядок списания безнадежной задолженности утвержден постановлением Правительства от 12.02.2001 г. № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (далее - Постановление № 100).

Итак, признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка, а также задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам в следующих случаях (п. 1 Постановления № 100):

  • ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
  • смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Ранее возникало множество вопросов о правомерности указанного списка. Решение вопроса нашло отражение в определении Конституционного Суда. Арбитры решили, что Правительство было вправе включить в Постановление № 100 исчерпывающий перечень условий для списания безнадежной к взысканию недоимки (определение Конституционного Суда от 19.05.2009 г. № 757-О-О).

Вместе с тем Минфин в письме от 26.12.2008 г. № 03-01-10/5-148 отметил, что нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления могут быть установлены иные основания признания недоимки безнадежной к взысканию.

Порядок принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, в том числе по суммам налоговых санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 01.01.1999 г., а также задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящейся за организациями по состоянию на 01.01.2001 г., был утвержден приказом Минфина от 15.06.2005 г. № 72н (далее - Приказ № 72). В данном приказе подробно указан состав документов, необходимых для признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию.

Для организаций

Минфин в письме от 26.05.2008 г. № 03-01-03/3-63 отметил, что налоговое законодательство не предусматривает возможности списания задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам с действующих компаний. Ведь в соответствии с Постановлением № 100 решение о списании налоговой задолженности принимается только в отношении ликвидированных в соответствии с законодательством организаций.

Отметим, что при ликвидации организации в порядке банкротства безнадежной к взысканию признается задолженность, не погашенная за счет конкурсной массы (п. 2 Приказа № 72).

Между тем многие предприятия воспользовались предоставленной государством возможностью реструктуризации задолженности1 и в настоящее время погасили или значительно сократили свои долги перед бюджетом. Причем при выполнении установленных условий реструктуризации и при досрочном погашении задолженности у организаций возникало право на списание соответствующих сумм по пеням и штрафам. Что же касается предложения о списании...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Налоговые риски выездного мероприятия для партнеров и своего персонала

Если компании проводят за свой счет выездные мероприятия для своих лучших партнеров, дистрибьюторов, контрагентов дистрибьюторов и пр., то приходится учитывать налоговые особенности трат и связанные с ними риски. Причем как в части расходов на сторонних лиц, так и собственного персонала, без участия которого такие торжества, как правило, не обходятся. В статье обсуждаем риски, позиции Минфина России, налоговиков и судов по спорным вопросам. Даем советы, когда можно попытаться отстоять свои интересы по минимизации налогообложения, а когда с этим лучше не связываться.

Последствия приостановки договоров об избежании двойного налогообложения

Указом Президента РФ от 08.08.2023 № 585 было приостановлено действие отдельных положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения. Всего приостановлено 38 соглашений с «недружественными» странами, среди которых практически все страны Евросоюза, США, Южная Корея, Япония и другие. Анализируем, как это влияет на предпринимательскую деятельность. Даем ответы на наиболее часто возникающие вопросы: что означает приостановление соглашений об избежании двойного налогообложения? когда оно начало действовать? есть ли послабления для налогоплательщиков в связи с таким приостановлением? на что обратить внимание при выплате доходов иностранным организациям? и пр.

Вещи с логотипом компании: учет для целей налогообложения

В целях поддержания положительного имиджа компания может выдавать своим сотрудникам для обязательного ношения предметы с логотипом компании (например, значки, галстуки, платки и пр.). Можно ли учесть затраты на их приобретение в расходах по налогу на прибыль и будут ли при передаче таких аксессуаров сотрудникам возникать объекты обложения НДС, НДФЛ и страховыми взносами? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Три новые позиции ФНС России: реконструкция, дробление бизнеса, вычет по НДС

ФНС России продолжает анализировать противоречивую практику территориальных налоговых органов по актуальным вопросам, готовя обзоры, которые не только обязательны для нижестоящих налоговиков, но и полезны для налогоплательщиков. На этот раз мы разберем три вопроса, которые вызывают довольно много споров, – ​это расчет недоимки по НДС и налогу на прибыль при приобретении товаров у реальных продавцов (поставщиков), но через сомнительных контрагентов; учет налогов, уплаченных участниками схемы дробления бизнеса, у основного налогоплательщика; а также особенности расчета трехлетнего срока на заявление налогового вычета по НДС в случае гражданского спора.

Налоговые риски выездного мероприятия для партнеров и своего персонала

Если компании проводят за свой счет выездные мероприятия для своих лучших партнеров, дистрибьюторов, контрагентов дистрибьюторов и пр., то приходится учитывать налоговые особенности трат и связанные с ними риски. Причем как в части расходов на сторонних лиц, так и собственного персонала, без участия которого такие торжества, как правило, не обходятся. В статье обсуждаем риски, позиции Минфина России, налоговиков и судов по спорным вопросам. Даем советы, когда можно попытаться отстоять свои интересы по минимизации налогообложения, а когда с этим лучше не связываться.

Как составить жалобу в вышестоящий налоговый орган. Работающий образец

Не секрет, что компании редко бывают довольны работой налоговых инспекций. Задвоение налогов и объектов обложения, завышение налоговой базы, неприменение положенных по закону льгот – ​вот далеко не полный перечень нарушений, которые допускают налоговики. В частных беседах наиболее откровенные инспекторы подтверждают, что подобные нарушения далеко не единичны. Дескать, всему виной некорректная работа программного обеспечения. При этом не каждый юрист, руководитель или бухгалтер знает, что делать в такой ситуации. Разъясняем, как действовать, если налоговая инспекция нарушила права компании. Спойлер: самый эффективный способ – ​составить жалобу (по нашему образцу) в управление ФНС России.

ТОП-10 обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика

Налоговый кодекс РФ не содержит исчерпывающего перечня смягчающих обстоятельств. В нем есть положение, в соответствии с которым суд или налоговый орган, рассматривающие дело, могут признать смягчающими «иные обстоятельства». В связи с этим между компаниями и налоговыми инспекциями возникает немало споров по поводу того, являются ли те или иные обстоятельства смягчающими. Мы подобрали наиболее популярные основания, которые позволяют снизить штраф как минимум вдвое, а порой даже в сотни и в тысячи раз.

Переплата по налогам. Правила зачета

Практика показывает, что у многих организаций возникает переплата по налогам. Основных причин может быть две: либо организация сама переплатила налоги, либо излишние суммы взыскала налоговая инспекция. И в том и в другом случае компания вправе зачесть переплату в счет предстоящих платежей по этому же или по другим налогам. Узнаем, как это сделать.