В целях поддержания положительного имиджа компания может выдавать своим сотрудникам для обязательного ношения предметы с логотипом компании (например, значки, галстуки, платки и пр.). Можно ли учесть затраты на их приобретение в расходах по налогу на прибыль и будут ли при передаче таких аксессуаров сотрудникам возникать объекты обложения НДС, НДФЛ и страховыми взносами? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходы должны отвечать условиям, предусмотренным в п. 1 ст. 252 НК РФ, т. е. должны быть документально подтверждены, оправданы и направлены на получение дохода.
В перечне расходов, которые изначально не могут относиться к расходам, учитываемым в целях налога на прибыль (которые приведены в ст. 270 НК РФ), значатся расходы в виде:
- стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав)
- и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если их получение не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (п. 2 ст. 248 НК РФ). Поскольку рассматриваемые предметы (значки, галстуки и пр.) сотрудники получают не во временное пользование и без обязанности оплатить их, то можно утверждать, что они передаются работникам безвозмездно. Соответственно, при отнесении их стоимости в состав расходов, учитываемых при налогообложении, высоки риски признания их налоговыми органами неправомерно учтенными.
В то же время считаем необходимым рассмотреть возможность признания данных расходов в налоговом учете в качестве рекламных (принимая во внимание тот факт, что на значках размещен логотип компании). Согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и/или реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.
В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся издержки:
- на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
- световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и/или о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные не указанные выше виды рекламы, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
При отнесении расходов к рекламным необходимо учитывать положения Федерального закона от 13.03.2006 № 38‑ФЗ «О рекламе» 1. Так, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение...