Top.Mail.Ru

Озеленяем территорию: особенности учета

После многочисленных пожаров и жаркого лета, в результате которых во многих местах исчезли не только водоемы, но и красивые, ухоженные газоны, деревья, цветы и кустарники, дающие чистый воздух и защиту от солнца, благоустройством территорий наверняка займутся многие предприятия и организации. К таким мероприятиям, чтобы избежать «пожарных» ситуаций из-за этих расходов уже с налоговиками, в прямом и переносном смысле важно подготовиться заранее.
На сегодня существует множество вариантов озеленения помещений или близлежащих территорий. Если ваша компания специализируется на ландшафтных работах, т.е. выращивает, продает, сажает, а потом еще и ухаживает за посадками постоянно или периодически, то ваш учет будет достаточно специфичен. А потому потребует детального отражения порядка учета в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета. Если же организация является лишь заказчиком озеленительных работ, вопрос принятия всех расходов в учете будет отражен в коллективном договоре, формирующем социальную политику фирмы. В этом случае порядок отражения расходов должен быть зафиксирован, прежде всего в учетной политике для целей налогообложения. Рассмотрим все варианты отражения этих расходов в учете. Термин «благоустройство территорий» включает в себя разные виды работ, в частности: проектирование, исполнение проектов, снабжение посадочным материалом, посадки, создание водоемов, изготовление фонтанов, малых архитектурных форм, мощение, ландшафтное освещение и т.п. В этой статье подробно будут рассмотрены только озеленительные работы.

Организации, постоянно живущие в зелени

Организации, занимающиеся ландшафтными работами, пожалуй, единственные виды организаций-налогоплательщиков, которые могут не просматривать письма Минфина и сводки из арбитражных судов по расходам на благоустройство. Это связано с тем, что «заготовка» насаждений – их главный источник доходов. Поэтому все доходы и расходы, связанные с растительностью, конечно, будут отражены в финансовой и налоговой отчетности организации.

Доходы таких организаций будут складываться из следующих составляющих:

  • выручки от реализации в виде доходов от продажи (посадки) растений, семян, деревьев и от оказания услуг по посадке и уходу за растениями;
  • прочие доходы (в бухгалтерском учете) и внереализационные доходы (в налоговом учете) в виде растений (другого имущества), которые организация может получить в процессе подготовки территории к проведению в будущем озеленительных работ.

Пример 1

Ландшафтная организация, приступившая к реализации проекта на территории производственного предприятия, в соответствии с проектом проводит работы по очистке территории для последующих посадок, в процессе которых удаляет 20 деревьев.

В ходе работ стволы деревьев были распилованы на 1- и 2-метровые отрезки, а ветви обрублены для последующей утилизации. В результате были получены дрова.

Как оценить и отразить в учете полученные от спиленного дерева материальные результаты?

В заключенном договоре условия о распределении полученных в результате удаления деревьев дров, хвороста или других пиломатериалов не оговорены. Поэтому полученные дрова должны быть отражены в составе доходов ландшафтной организации по цене возможного использования или продажи.

По рыночной цене колотые дрова естественной влажности стоят от 1 300 до 2 000 рублей за 1 м2. Полученные вышеописанным образом дрова не перевозились и не хранились. Другими словами, стандартную наценку специализирующейся на дровах фирмы учитывать не обязательно.

Ландшафтная организация принимает решение учесть полученные дрова по цене 700 рублей за 1 м2. Сумма доходов от дров составила 15 000 руб. Бухгалтерские проводки следующие:

  • Дебет счета 23 «Вспомогательное производство» Кредит счетов 02, 10, 69, 70 – отражены расходы по раскорчевке, удалению и распилу деревьев.
  • Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» – отражена стоимость дров.

В соответствии с п. 8 ст. 250 Налогового кодекса РФ стоимость безвозмездно полученного имущества в налоговом учете также формируется исходя из рыночных цен и отражается в составе внереализационных доходов. А расходы на удаление деревьев и вывоз дров являются расходами, связанными с производством и реализацией проекта, которые можно учесть в налоговой базе по налогу на прибыль в полном объеме.

Текущие расходы ландшафтной организации (подразделения) в общем-то типовые. Это – заработная плата, посадочный материал, амортизация используемых основных средств и т.д. Подробнее остановимся на самих насаждениях.

Многолетние насаждения, растущие на улицах или находящиеся на территории предприятия, могут учитываться как в составе материальных запасов, так и в составе основных средств: если деревья, кустарники, ягодные культуры используются в течение длительного периода, то они могут быть отнесены к основным средствам; однолетние цветы, также используемые для оказания услуг, не могут быть внеоборотными активами, и учитываются исключительно в составе запасов.

Для целей бухгалтерского учета основных средств следует учитывать нормы ПБУ 6/01 «Учет основных средств», в соответствии с которым объекты внешнего благоустройства, к которым относятся и живые растения, рассматриваются как разновидность основных средств и по ним начисляется амортизация1. При этом необходимо верно определить расходы на закладку и выращивание многолетних насаждений, которые группируются по следующим статьям затрат: оплата труда с отчислениями на социальные нужды, семена и посадочный материал, удобрения, средства защиты многолетних насаждений, содержание основных средств.

Кроме ПБУ 6/01 в учетной работе применяется и Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-942 (далее – ОКОФ). В нем насаждения числятся под кодом 18 000 000 00. Поскольку ОКОФ разработан в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, то все российские предприятия при отражении в составе основных фондов многолетних насаждений должны учитывать еще один фактор: если деревья высаживаются не для получения доходов в будущем, то их и не следует включать в состав основных фондов (основных средств). Следовательно, и многолетние растения могут оказаться в учете рядом с однолетними.

Пример 2

Основными видами деятельности организации является продажа садово-огородного инвентаря, цветов и растений, а также выращивание деревьев как для их продажи в качестве саженцев, так и для получения от них плодов.

В январе 2010 года было закуплено четыре десятка взрослых деревьев (код по ОКОФ 18 01602506), из которых:

  • десять деревьев были высажены перед собственным магазином,
  • двадцать деревьев выставлены в качестве товара для продажи,
  • а десять деревьев были высажены в подсобном хозяйстве для получения плодов с целью получения доходов в последующих сезонах.

Стоимость каждого дерева составляет 22 000 руб. (без НДС).

Первые десять деревьев в соответствии с ОКОФ не могут быть признаны основными фондами, т.к. в момент оприходования они не предполагаются для непосредственного использования в качестве готовой продукции или товаров. В будущем, если деревья приживутся, организация решила использовать их в качестве рекламы.

Для отражения в бухгалтерском учете можно воспользоваться инструкциями для сельскохозяйственных производителей3 и выбрать один из вариантов:

Вариант 1:

    Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 9 «Закладка и выращивание многолетних насаждений» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками» – отражены вложения в многолетние насаждения.

Затраты по закладке и выращиванию многолетних насаждений списываются на счет 01 «Основные средства» по итогам года на основании промежуточного акта приема многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию. Они присоединяются к стоимости молодых насаждений, еще не принятых в эксплуатацию:

    Дебет 01 «Основные средства в запасе», субсчет 5 «Многолетние насаждения» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 9 «Закладка и выращивание многолетних насаждений» – многолетние насаждения переведены в резервный запас. На каждый вид и породу многолетних насаждений, принятых в эксплуатацию, бухгалтерия открывает инвентарную карточку учета многолетних насаждений, в которой указывают местоположение, площадь, схему посадки, количество деревьев, возраст (год) посадки, дату и номер акта приемки, год сдачи в эксплуатацию, балансовую стоимость и другие необходимые показатели.

Амортизация по молодым насаждениям начисляется после смыкания крон в возрасте не менее 5 лет согласно итоговому акту приема многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию:

    Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация в качестве расходов на рекламу.

Вариант 2:

Если организация не хочет платить налог на имущество, то, конечно, «рекламные» деревья лучше отразить не по счету 01, а по счету 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу» или 97 «Расходы будущих периодов».

Двадцать деревьев, переданных в магазин, – это, конечно, обычный товар. Поэтому они будут оприходованы по дебету счета 41 «Товары», субсчет «Покупные изделия».

Последние десять деревьев, полностью соответствующие требованиям ОКОФ ОК 013-94 и ПБУ 6/01, будут отражены в составе основных средств в обычном порядке по дебету 01 «Основные средства», субсчет 5 «Многолетние насаждения».

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Налоговые риски выездного мероприятия для партнеров и своего персонала

Если компании проводят за свой счет выездные мероприятия для своих лучших партнеров, дистрибьюторов, контрагентов дистрибьюторов и пр., то приходится учитывать налоговые особенности трат и связанные с ними риски. Причем как в части расходов на сторонних лиц, так и собственного персонала, без участия которого такие торжества, как правило, не обходятся. В статье обсуждаем риски, позиции Минфина России, налоговиков и судов по спорным вопросам. Даем советы, когда можно попытаться отстоять свои интересы по минимизации налогообложения, а когда с этим лучше не связываться.

Последствия приостановки договоров об избежании двойного налогообложения

Указом Президента РФ от 08.08.2023 № 585 было приостановлено действие отдельных положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения. Всего приостановлено 38 соглашений с «недружественными» странами, среди которых практически все страны Евросоюза, США, Южная Корея, Япония и другие. Анализируем, как это влияет на предпринимательскую деятельность. Даем ответы на наиболее часто возникающие вопросы: что означает приостановление соглашений об избежании двойного налогообложения? когда оно начало действовать? есть ли послабления для налогоплательщиков в связи с таким приостановлением? на что обратить внимание при выплате доходов иностранным организациям? и пр.

Вещи с логотипом компании: учет для целей налогообложения

В целях поддержания положительного имиджа компания может выдавать своим сотрудникам для обязательного ношения предметы с логотипом компании (например, значки, галстуки, платки и пр.). Можно ли учесть затраты на их приобретение в расходах по налогу на прибыль и будут ли при передаче таких аксессуаров сотрудникам возникать объекты обложения НДС, НДФЛ и страховыми взносами? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Три новые позиции ФНС России: реконструкция, дробление бизнеса, вычет по НДС

ФНС России продолжает анализировать противоречивую практику территориальных налоговых органов по актуальным вопросам, готовя обзоры, которые не только обязательны для нижестоящих налоговиков, но и полезны для налогоплательщиков. На этот раз мы разберем три вопроса, которые вызывают довольно много споров, – ​это расчет недоимки по НДС и налогу на прибыль при приобретении товаров у реальных продавцов (поставщиков), но через сомнительных контрагентов; учет налогов, уплаченных участниками схемы дробления бизнеса, у основного налогоплательщика; а также особенности расчета трехлетнего срока на заявление налогового вычета по НДС в случае гражданского спора.

Налоговые риски выездного мероприятия для партнеров и своего персонала

Если компании проводят за свой счет выездные мероприятия для своих лучших партнеров, дистрибьюторов, контрагентов дистрибьюторов и пр., то приходится учитывать налоговые особенности трат и связанные с ними риски. Причем как в части расходов на сторонних лиц, так и собственного персонала, без участия которого такие торжества, как правило, не обходятся. В статье обсуждаем риски, позиции Минфина России, налоговиков и судов по спорным вопросам. Даем советы, когда можно попытаться отстоять свои интересы по минимизации налогообложения, а когда с этим лучше не связываться.

Как составить жалобу в вышестоящий налоговый орган. Работающий образец

Не секрет, что компании редко бывают довольны работой налоговых инспекций. Задвоение налогов и объектов обложения, завышение налоговой базы, неприменение положенных по закону льгот – ​вот далеко не полный перечень нарушений, которые допускают налоговики. В частных беседах наиболее откровенные инспекторы подтверждают, что подобные нарушения далеко не единичны. Дескать, всему виной некорректная работа программного обеспечения. При этом не каждый юрист, руководитель или бухгалтер знает, что делать в такой ситуации. Разъясняем, как действовать, если налоговая инспекция нарушила права компании. Спойлер: самый эффективный способ – ​составить жалобу (по нашему образцу) в управление ФНС России.

ТОП-10 обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика

Налоговый кодекс РФ не содержит исчерпывающего перечня смягчающих обстоятельств. В нем есть положение, в соответствии с которым суд или налоговый орган, рассматривающие дело, могут признать смягчающими «иные обстоятельства». В связи с этим между компаниями и налоговыми инспекциями возникает немало споров по поводу того, являются ли те или иные обстоятельства смягчающими. Мы подобрали наиболее популярные основания, которые позволяют снизить штраф как минимум вдвое, а порой даже в сотни и в тысячи раз.

Переплата по налогам. Правила зачета

Практика показывает, что у многих организаций возникает переплата по налогам. Основных причин может быть две: либо организация сама переплатила налоги, либо излишние суммы взыскала налоговая инспекция. И в том и в другом случае компания вправе зачесть переплату в счет предстоящих платежей по этому же или по другим налогам. Узнаем, как это сделать.