Top.Mail.Ru

Хорошие налоговые новости – к Новому году

Упрощение системы ведения бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий, новые возможности вычета НДС, оптимизация базы по налогу на прибыль, страховых взносов и других налогов… Об этих и других приятных новостях мы поговорим в статье перед самым Новым годом.
В ближайшее время ожидается много изменений, касающихся упрощения некоторых процедур, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом. Изменения грядут в самом законодательстве, прослеживаются в разъяснениях фискальных органов текущего характера и арбитражной практике. Именно о них автор и расскажет в статье.

Бухгалтерский учет

Начнем с проектов, которые вот-вот должны быть утверждены в отношении самой многочисленной части бизнеса – субъектов малого предпринимательства.

В целях упрощения системы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий (за исключением кредитных организаций) разработан проект приказа Минфина РФ «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету», который предполагается ввести в действие начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г.

Первое изменение касается Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008 от 24.10.2008 г. № 116н. В соответствии с дополняемым в ПБУ пунктом 2.1 субъектами малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, данное положение по бухгалтерскому учету может не применяться вообще. Таким образом, малые предприятия теперь присоединятся к тем организациям-подрядчикам (субподрядчикам), работающим по договорам строительного подряда, длительность выполнения которых составляет менее одного отчетного года, т.е. имеет краткосрочный характер, или сроки начала и окончания которых приходятся на один отчетный год. Они могли не применять положение по бухгалтерскому учету договоров строительного подряда с самого начала его действия 1.

Таблица 1. Планируемые изменения в положениях по бухучету

Упрощенный (обычный) способ отражения строительных договоров предполагает, что бухгалтерия предприятия может не:

  • выводить индивидуальные финансовые результаты по каждому исполняемому договору 2,
  • контролировать наличие технической документации по договорам;
  • считать количество договоров, заключенных организацией с одним или несколькими заказчиками по одному проекту;
  • менять рабочий план счетов, добавляя туда для учета виртуальных доходов по каждому договору, например, на счет 47;
  • изучать степень вероятности возмещения расходов заказчиком;
  • определять степень завершенности работ по договору на отчетную дату и т.д.

В результате упрощенного подхода формирование финансового результата по строительным договорам будет осуществляться по данным первичных документов, а не на основе расчетных оценок исходя из общей рентабельности проекта.

В соответствии с изменениями ПБУ 9/99 субъекты малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) будут вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков), т.е. применять кассовый метод: доходы будут отражаться в период фактического поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, или погашения задолженности перед иным способом. Таким образом, и в этом случае предприятия будут иметь возможность уйти от виртуального учета по отгрузке.

Поскольку в целях исчисления налога на прибыль организации тоже имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, нововведение в ПБУ 9/99 будет выгодно прежде всего микропредприятиям, работающим без предоплаты или с отсрочкой платежа.

Если организацией-субъектом малого предпринимательства будет принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров после поступления денежных средств (иной формы оплаты), то и расходы должны признаваться после погашения задолженности по расходам. Именно это и предусмотрено в обновленном пункте 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 от 06.05.1999 г. № 33н.

Напомним, что это означает отсутствие в расходах текущего периода сумм предварительной оплаты (авансов), перечисленных в счет оказания работ, услуг и непогашенных приобретений.

Приятным будет и дополнение в пункт 7 ПБУ 15/2008. С этим изменением субъекты малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) будут вправе признавать все расходы по займам в составе прочих расходов. То есть проценты за кредит им не придется распределять между стоимостью инвестиционного объекта (счет 08) и прочими расходами текущего периода (счет 91-2) 3.

Вспомним, что под инвестиционным активом понимаются объекты незавершенного производства, незавершенного строительства, земельные участки, нематериальные активы, НИОКР и т.д. При этом главными признаками такого объекта будут являться длительная подготовка к использованию в будущем, существенные расходы на приобретение, сооружение и (или) изготовление. Таким образом, к инвестиционному активу не могут быть отнесены транспортные средства и готовые здания, которые не требуют выполнения всех этих операций.

Пример 1

Малое предприятие заключило кредитный договор на строительство производственного здания. Срок действия договора – 2 года (с 01.03.2010 г. по 28.02.2012 года). Деньги поступили на счет предприятия 5 марта.

К строительству объекта приступили лишь в конце августа. Чтобы полноценнее задействовать полученные средства, предприятие само заключило договор о предоставлении во временное пользование денежных средств до конца декабря 2010 года. Бухгалтерские проводки:

  • Дебет 76 Кредит 67, субсчет «Кредиты» – отражена сумма кредитования по договору,
  • Дебет 51 Кредит 76 – получены кредитные средства,
  • Дебет 58 Кредит 76 – отражены краткосрочные финансовые вложения в виде предоставленного займа,
  • Дебет 76 Кредит 51 – перечислены средства по договору займа.

За период с марта по июль:

  • Дебет 76 Кредит 91-1 – начислены проценты по договору займа,
  • Дебет 51 Кредит 76 – получены проценты по договору займа,
  • Дебет 91-2 Кредит 67, субсчет «Проценты по кредитам» – отражены проценты по кредиту в полном объеме, причитающемся к выплате банку,
  • Дебет 76 Кредит 51 – перечислены проценты по кредитному договору.

За период с августа по декабрь то же, за исключением:

  • Дебет 08 и 91-2 Кредит 67, субсчет «Проценты по кредитам» – отражены проценты по кредиту. При этом проценты включаются в стоимость инвестиционного актива за вычетом той доли, которая была отнесена в прочие расходы (в сумме полученных процентов по договору займа).

В случае принятия в пункт 7 ПБУ 15/2008 дополнений малое предприятие при подготовке годовой отчетности сможет упростить расчеты: проценты, начисляемые с августа на счет 08, сторнировать и отнести в состав прочих расходов.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Налоговые риски выездного мероприятия для партнеров и своего персонала

Если компании проводят за свой счет выездные мероприятия для своих лучших партнеров, дистрибьюторов, контрагентов дистрибьюторов и пр., то приходится учитывать налоговые особенности трат и связанные с ними риски. Причем как в части расходов на сторонних лиц, так и собственного персонала, без участия которого такие торжества, как правило, не обходятся. В статье обсуждаем риски, позиции Минфина России, налоговиков и судов по спорным вопросам. Даем советы, когда можно попытаться отстоять свои интересы по минимизации налогообложения, а когда с этим лучше не связываться.

Последствия приостановки договоров об избежании двойного налогообложения

Указом Президента РФ от 08.08.2023 № 585 было приостановлено действие отдельных положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения. Всего приостановлено 38 соглашений с «недружественными» странами, среди которых практически все страны Евросоюза, США, Южная Корея, Япония и другие. Анализируем, как это влияет на предпринимательскую деятельность. Даем ответы на наиболее часто возникающие вопросы: что означает приостановление соглашений об избежании двойного налогообложения? когда оно начало действовать? есть ли послабления для налогоплательщиков в связи с таким приостановлением? на что обратить внимание при выплате доходов иностранным организациям? и пр.

Вещи с логотипом компании: учет для целей налогообложения

В целях поддержания положительного имиджа компания может выдавать своим сотрудникам для обязательного ношения предметы с логотипом компании (например, значки, галстуки, платки и пр.). Можно ли учесть затраты на их приобретение в расходах по налогу на прибыль и будут ли при передаче таких аксессуаров сотрудникам возникать объекты обложения НДС, НДФЛ и страховыми взносами? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Три новые позиции ФНС России: реконструкция, дробление бизнеса, вычет по НДС

ФНС России продолжает анализировать противоречивую практику территориальных налоговых органов по актуальным вопросам, готовя обзоры, которые не только обязательны для нижестоящих налоговиков, но и полезны для налогоплательщиков. На этот раз мы разберем три вопроса, которые вызывают довольно много споров, – ​это расчет недоимки по НДС и налогу на прибыль при приобретении товаров у реальных продавцов (поставщиков), но через сомнительных контрагентов; учет налогов, уплаченных участниками схемы дробления бизнеса, у основного налогоплательщика; а также особенности расчета трехлетнего срока на заявление налогового вычета по НДС в случае гражданского спора.

Налоговые риски выездного мероприятия для партнеров и своего персонала

Если компании проводят за свой счет выездные мероприятия для своих лучших партнеров, дистрибьюторов, контрагентов дистрибьюторов и пр., то приходится учитывать налоговые особенности трат и связанные с ними риски. Причем как в части расходов на сторонних лиц, так и собственного персонала, без участия которого такие торжества, как правило, не обходятся. В статье обсуждаем риски, позиции Минфина России, налоговиков и судов по спорным вопросам. Даем советы, когда можно попытаться отстоять свои интересы по минимизации налогообложения, а когда с этим лучше не связываться.

Как составить жалобу в вышестоящий налоговый орган. Работающий образец

Не секрет, что компании редко бывают довольны работой налоговых инспекций. Задвоение налогов и объектов обложения, завышение налоговой базы, неприменение положенных по закону льгот – ​вот далеко не полный перечень нарушений, которые допускают налоговики. В частных беседах наиболее откровенные инспекторы подтверждают, что подобные нарушения далеко не единичны. Дескать, всему виной некорректная работа программного обеспечения. При этом не каждый юрист, руководитель или бухгалтер знает, что делать в такой ситуации. Разъясняем, как действовать, если налоговая инспекция нарушила права компании. Спойлер: самый эффективный способ – ​составить жалобу (по нашему образцу) в управление ФНС России.

ТОП-10 обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика

Налоговый кодекс РФ не содержит исчерпывающего перечня смягчающих обстоятельств. В нем есть положение, в соответствии с которым суд или налоговый орган, рассматривающие дело, могут признать смягчающими «иные обстоятельства». В связи с этим между компаниями и налоговыми инспекциями возникает немало споров по поводу того, являются ли те или иные обстоятельства смягчающими. Мы подобрали наиболее популярные основания, которые позволяют снизить штраф как минимум вдвое, а порой даже в сотни и в тысячи раз.

Переплата по налогам. Правила зачета

Практика показывает, что у многих организаций возникает переплата по налогам. Основных причин может быть две: либо организация сама переплатила налоги, либо излишние суммы взыскала налоговая инспекция. И в том и в другом случае компания вправе зачесть переплату в счет предстоящих платежей по этому же или по другим налогам. Узнаем, как это сделать.