Упрощение системы ведения бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий, новые возможности вычета НДС, оптимизация базы по налогу на прибыль, страховых взносов и других налогов… Об этих и других приятных новостях мы поговорим в статье перед самым Новым годом.
В ближайшее время ожидается много изменений, касающихся упрощения некоторых процедур, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом. Изменения грядут в самом законодательстве, прослеживаются в разъяснениях фискальных органов текущего характера и арбитражной практике. Именно о них автор и расскажет в статье.
Бухгалтерский учет
Начнем с проектов, которые вот-вот должны быть утверждены в отношении самой многочисленной части бизнеса – субъектов малого предпринимательства.
В целях упрощения системы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий (за исключением кредитных организаций) разработан проект приказа Минфина РФ «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету», который предполагается ввести в действие начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г.
Первое изменение касается Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008 от 24.10.2008 г. № 116н. В соответствии с дополняемым в ПБУ пунктом 2.1 субъектами малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, данное положение по бухгалтерскому учету может не применяться вообще. Таким образом, малые предприятия теперь присоединятся к тем организациям-подрядчикам (субподрядчикам), работающим по договорам строительного подряда, длительность выполнения которых составляет менее одного отчетного года, т.е. имеет краткосрочный характер, или сроки начала и окончания которых приходятся на один отчетный год. Они могли не применять положение по бухгалтерскому учету договоров строительного подряда с самого начала его действия 1.
Таблица 1. Планируемые изменения в положениях по бухучету
Упрощенный (обычный) способ отражения строительных договоров предполагает, что бухгалтерия предприятия может не:
- выводить индивидуальные финансовые результаты по каждому исполняемому договору 2,
- контролировать наличие технической документации по договорам;
- считать количество договоров, заключенных организацией с одним или несколькими заказчиками по одному проекту;
- менять рабочий план счетов, добавляя туда для учета виртуальных доходов по каждому договору, например, на счет 47;
- изучать степень вероятности возмещения расходов заказчиком;
- определять степень завершенности работ по договору на отчетную дату и т.д.
В результате упрощенного подхода формирование финансового результата по строительным договорам будет осуществляться по данным первичных документов, а не на основе расчетных оценок исходя из общей рентабельности проекта.
В соответствии с изменениями ПБУ 9/99 субъекты малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) будут вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков), т.е. применять кассовый метод: доходы будут отражаться в период фактического поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, или погашения задолженности перед иным способом. Таким образом, и в этом случае предприятия будут иметь возможность уйти от виртуального учета по отгрузке.
Поскольку в целях исчисления налога на прибыль организации тоже имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, нововведение в ПБУ 9/99 будет выгодно прежде всего микропредприятиям, работающим без предоплаты или с отсрочкой платежа.
Если организацией-субъектом малого предпринимательства будет принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров после поступления денежных средств (иной формы оплаты), то и расходы должны признаваться после погашения задолженности по расходам. Именно это и предусмотрено в обновленном пункте 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 от 06.05.1999 г. № 33н.
Напомним, что это означает отсутствие в расходах текущего периода сумм предварительной оплаты (авансов), перечисленных в счет оказания работ, услуг и непогашенных приобретений.
Приятным будет и дополнение в пункт 7 ПБУ 15/2008. С этим изменением субъекты малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) будут вправе признавать все расходы по займам в составе прочих расходов. То есть проценты за кредит им не придется распределять между стоимостью инвестиционного объекта (счет 08) и прочими расходами текущего периода (счет 91-2) 3.
Вспомним, что под инвестиционным активом понимаются объекты незавершенного производства, незавершенного строительства, земельные участки, нематериальные активы, НИОКР и т.д. При этом главными признаками такого объекта будут являться длительная подготовка к использованию в будущем, существенные расходы на приобретение, сооружение и (или) изготовление. Таким образом, к инвестиционному активу не могут быть отнесены транспортные средства и готовые здания, которые не требуют выполнения всех этих операций.
Малое предприятие заключило кредитный договор на строительство производственного здания. Срок действия договора – 2 года (с 01.03.2010 г. по 28.02.2012 года). Деньги поступили на счет предприятия 5 марта.
К строительству объекта приступили лишь в конце августа. Чтобы полноценнее задействовать полученные средства, предприятие само заключило договор о предоставлении во временное пользование денежных средств до конца декабря 2010 года. Бухгалтерские проводки:
-
Дебет 76 Кредит 67, субсчет «Кредиты» – отражена сумма кредитования по договору,
-
Дебет 51 Кредит 76 – получены кредитные средства,
-
Дебет 58 Кредит 76 – отражены краткосрочные финансовые вложения в виде предоставленного займа,
-
Дебет 76 Кредит 51 – перечислены средства по договору займа.
За период с марта по июль:
-
Дебет 76 Кредит 91-1 – начислены проценты по договору займа,
-
Дебет 51 Кредит 76 – получены проценты по договору займа,
-
Дебет 91-2 Кредит 67, субсчет «Проценты по кредитам» – отражены проценты по кредиту в полном объеме, причитающемся к выплате банку,
-
Дебет 76 Кредит 51 – перечислены проценты по кредитному договору.
За период с августа по декабрь то же, за исключением:
-
Дебет 08 и 91-2 Кредит 67, субсчет «Проценты по кредитам» – отражены проценты по кредиту. При этом проценты включаются в стоимость инвестиционного актива за вычетом той доли, которая была отнесена в прочие расходы (в сумме полученных процентов по договору займа).
В случае принятия в пункт 7 ПБУ 15/2008 дополнений малое предприятие при подготовке годовой отчетности сможет упростить расчеты: проценты, начисляемые с августа на счет 08, сторнировать и отнести в состав прочих расходов.