Идеального налогоплательщика не существует. Даже самая законопослушная компания не застрахована от просрочек платежей. Нередко масштабы «наказания», наложенного инспектором, не соответствуют тяжести «преступления». К чему может привести образовавшаяся недоимка? Как противостоять излишне суровым требованиям инспекции?
Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса недоимка – это сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Налоговый орган вправе применять принудительные меры взыскания недоимок самостоятельно без обращения в суд. Это следует из подп. 9 п. 1 ст. 31 и ст. 46 Налогового кодекса. Поговорим об особенностях принудительного взыскания налоговой задолженности.

С какого момента начинается взыскание

Сначала разберемся, какое действие налоговой инспекции инициирует принудительное взыскание недоимки.

Судебно-арбитражная практика

Для ответа на этот вопрос приведем выдержку из постановления Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 г. № 13592/04:

«Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования – это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации. При проведении налоговым органом налоговой проверки по соблюдению законодательства о налогах и сборах выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налого плательщиком обязанностей по уплате налогов или сборов. По результатам проверки выносится решение. На основании ст. 69, 70, 101 Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику при наличии у него недоимки выставляется требование об уплате налога и соответствующих пеней.

Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора. Следовательно, перечисление обществом денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки. Взыскание налога – длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные ст. 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно п. 4 ст. 79 названного Кодекса сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. При этом ст. 79 Кодекса не ограничивает возможности начисления процентов только в случае принудительного взыскания».

К каким выводам пришел суд?

Во-первых, взыскание налога – это длящийся процесс.

Во-вторых, моментом начала этого процесса следует считать дату направления налогоплательщику требования об уплате налогов.

В-третьих, причиной направления налогоплательщику требования является неуплата им налогов в добровольном порядке, то есть невыполнение обязанностей, возложенных на налогоплательщика ст. 23 Налогового кодекса. Таким образом, в заявлении в суд о признании требования налоговой недействительным следует писать не «инспекция выставила требование…», а «организацией не был уплачен налог…».

В-четвертых, уплата денежных средств по требованию инспекции не является добровольным действием, а представляет собой итог применения мер принудительного характера.

Рассмотрим этапы взыскания недоимки.

Этап 1. Выставление требования

Требование – это письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить ее в установленный срок (п. 1 ст. 69 НК РФ).

Факт выставления налогоплательщику требования никак не связан с нарушением им законодательства о налогах и сборах. Он свидетельствует только о наличии недоимки. Разумеется, это не исключает возможности привлечения фирмы к ответственности по ст. 122 Налогового кодекса за неуплату и неполную уплату сумм налога. Но эти два явления не взаимосвязаны.

Требование должно содержать сведения, установленные в п. 4 ст. 69 Налогового кодекса, а именно:

  • сумму задолженности по налогу;
  • размер пеней, начисленных на момент направления требования;
  • срок уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;
  • срок исполнения требования;
  • меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком;
  • основания взимания налога;
  • ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС

ФНС России подготовила для направления нижестоящим инспекциям свой обзор по вопросам, возникающим в рамках проведения и оформления результатов налоговых проверок и связанных с ними мероприятий налогового контроля. А мы подготовили свой экспертный разбор данного документа, сопроводив его, среди прочего, и ссылками на релевантную судебную практику. В статье затрагиваем вопросы истребования документов и сведений налоговиками вне рамок налоговых проверок; законности проведения осмотра на территории третьих лиц и выемки документов, не имеющих отношения к проверяемому лицу, но имеющих отношение к предмету проверки; налоговой базы при налогообложении договоров поручений и агентирования, а также взаимоотношений с сомнительными контрагентами.

Оплата за граждан-подрядчиков сопутствующих расходов: налоговые особенности

Некоторые компании привлекают граждан-подрядчиков по договорам гражданско-правового характера. При этом в договоре может быть предусмотрено условие, что если работы выполняются в другом регионе, компания-заказчик берет на себя бремя расходов по проезду и проживанию подрядчиков. Нужно ли начислять НДФЛ со страховыми взносами и можно ли относить указанную оплату на расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций? Позиции Минфина и ФНС России, а также судов по этим вопросам смотрите в статье.

Налоговые риски при продаже имущества по цене ниже рыночной

Если компания, имеющая в собственности имущество, уже не актуальное для использования (техника, авто, мебель и т. п.), решит продать его по символической цене своим же (учредитель, директор, рядовой сотрудник) или даже сторонним лицам, такая продажа при налоговой проверке может вызвать пристальное внимание со стороны налоговых органов и повлечь за собой доначисления налогов, другие неблагоприятные последствия. Однако надо помнить, что само по себе многократное отличие примененной цены от рыночного уровня не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на уклонение от налогообложения. Для вывода об этом необходимо также наличие иных обстоятельств, порочащих деловую цель сделки. Немаловажное значение имеет и собранная налоговиками доказательственная база (а собрать ее им удается не всегда). В нюансах разбираемся в статье, опираясь на позиции ФНС и Минфина России и судебную практику (как с отрицательными, так и с положительными для налогоплательщиков результатами). С нашей помощью сможете оценить риски налоговых последствий подобных сделок и (при необходимости) вооружиться аргументами в свою защиту в суде.

Обязанности контролирующих иностранные компании лиц

Объясняем, какие иностранные компании подпадают под контроль и кто именно их контролирует, а также какие обязанности по отчетности и уплате налогов придется выполнять. Наша подборка судебной практики подскажет, в каких случаях можно добиться снижения штрафных санкций.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС

ФНС России подготовила для направления нижестоящим инспекциям свой обзор по вопросам, возникающим в рамках проведения и оформления результатов налоговых проверок и связанных с ними мероприятий налогового контроля. А мы подготовили свой экспертный разбор данного документа, сопроводив его, среди прочего, и ссылками на релевантную судебную практику. В статье затрагиваем вопросы истребования документов и сведений налоговиками вне рамок налоговых проверок; законности проведения осмотра на территории третьих лиц и выемки документов, не имеющих отношения к проверяемому лицу, но имеющих отношение к предмету проверки; налоговой базы при налогообложении договоров поручений и агентирования, а также взаимоотношений с сомнительными контрагентами.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Обзор налоговой реформы – 2025

Статья с комментариями эксперта о масштабных изменениях в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 2025 года. В частности, о поправках в отношении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, акцизов, упрощенной системы налогообложения, земельного налога и налога на имущество, государственной пошлины и др. Кроме того, затрагиваем введение нового туристического налога, а также отдельное регулирование налоговой амнистии при дроблении бизнеса и закон о налоговом кешбэке.