Какие долги можно признать сомнительными и безнадежными

Наличие «дебиторки», срок оплаты которой истек, – явление достаточно распространенное. А получить ее от контрагента порой практически невозможно. Таким образом, компании несут экономические потери. Однако законодательство предоставляет возможность уменьшить их. Суммы сомнительных и безнадежных долгов организации могут учесть в расходах, тем самым снизив уплачиваемый налог на прибыль. Проанализируем практику применения этого механизма.

Наличие дебиторской задолженности – ситуация достаточно неприятная. Ведь она означает не просто неполучение выручки, но и невозможность вкладываться в развитие бизнеса, ограничение свободных оборотных средств организации. А для компаний, работающих по методу начисления, – необходимость платить налоги независимо от фактического получения денег от контрагента. Частично снизить налоговое бремя организациям позволяют правила ст. 266 НК РФ. Благодаря ей налогооблагаемая прибыль может быть уменьшена путем создания резерва по сомнительным долгам, а также списания безнадежной задолженности. На практике применение этих возможностей вызывает достаточное число вопросов юридического характера. Чем сомнительный долг отличается от безнадежного? Как правильно исчислить сроки, с истечением которых задолженность может быть признана сомнительной или безнадежной? Какая задолженность подпадает под действие рассматриваемых норм? Об этих и других спорных моментах и пойдет речь.

Сомнительные долги

За счет задолженности, признанной сомнительной, организации создают соответствующий фонд по правилам ст. 266 НК РФ. Размер долга, относимого в этот фонд, будет зависеть от длительности его просрочки. Если время просрочки более 90 дней – в резерв включится вся сумма долга; если просрочка составила от 45 до 90 дней – 50% от его суммы. Задолженность сроком возникновения менее 45 дней не может быть включена в резерв. Максимальная сумма отчислений в резерв по сомнительным долгам – не более 10% выручки налогоплательщика за отчетный (налоговый) период (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Суммы отчислений в резерв включаются в состав внереализационных расходов. А сам резерв может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.

Если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (абз. 2 п. 5 ст. 266 НК РФ).

К сведению

Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете является для налогоплательщика обязательным. Об этом сказано в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н). В налоговом учете это по-прежнему осталось правом компании (п. 3 ст. 266 НК РФ). Поэтому, если налогоплательщик решит создавать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете, это должно быть закреплено в его налоговой политике. Соответственно, воспользоваться таким правом можно только с начала календарного года.

Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, если она одновременно соответствует следующим условиям:

  • возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • не погашена в сроки, установленные договором;
  • не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Для понимания того, может ли имеющаяся задолженность признаваться сомнительной, необходимо ответить на три вопроса.

1. Была ли реализация?

Реализация товаров (работ, услуг) – это передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). То есть если перехода права собственности (реализации) не произошло, сомнительной задолженности не возникает.

Пример 1

Комитентом по договору комиссии были переданы на реализацию комиссионеру определенные товары. Впоследствии они были реализованы, был предоставлен отчет об исполнении комиссионного поручения, но фактически денежные средства, полученные от покупателей товаров, комиссионером комитенту не перечислены.

Такую задолженность нельзя признать связанной с реализацией и учитывать в качестве сомнительной, потому что непосредственно между сторонами договора комиссии реализации (перехода права собственности на товар от комитента к комиссионеру) не происходило (ст. 996 ГК РФ).

Аналогично не возникает сомнительной задолженности при внесении налогоплательщиком предоплаты за товары (работы, услуги), которые в дальнейшем не были ему переданы, поскольку с реализацией сумма не возвращаемой предоплаты также не будет связана.

Следует обратить внимание и на дополнительный довод, приведенный Минфином России в письме от 08.12.2011 № 03-03-06/1/816. В этом документе чиновники указали, что суммы предоплаты не включаются в состав расходов при определении налоговой базы (п. 14 ст. 270 НК РФ). Следовательно, задолженность по их возврату не может быть включена в резерв по сомнительным долгам.

Также не возникнет сомнительной задолженности в следующих ситуациях (письмо Минфина России от 12.05.2009 № 03-03-06/1/318):

  • при реализации имущественных прав (например, при уступке прав (требований)), поскольку имущественные права не относятся к имуществу в понимании НК РФ (п. 2 ст. 38 НК РФ);
  • при возникновении задолженности в связи с невозвратом займа, т.к. эти суммы не включаются в расходы компании-займодавца (п. 12 ст. 270 НК...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Анализ налоговиками деятельности налогоплательщиков в 2026 г

С 2026 г. налоговые органы наделяются новыми полномочиями. Они не вносят принципиальных изменений в подходы к проведению налогового контроля, но продолжают общую государственную политику на максимально возможное (с учетом положений о налоговой тайне) раскрытие информации о налогоплательщиках. По новым правилам налоговые органы будут анализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), предоставляя эту информацию всем заинтересованным лицам. Разбираем новые полномочия налоговиков, а также реальные возможности по проверке контрагентов, которые есть уже сейчас.

Вклад в имущество от иностранной «мамы»: налоговые риски

Российская организация, получившая в свое время заем от своего иностранного участника, может не иметь возможности его вернуть. И участник может не истребовать эти денежные средства обратно. Более того, он может принять решения оставить эти деньги российской «дочке», оформив, например, это вкладом в ее имущество. Но не все знают, что такая операция влечет за собой налоговые риски. О них и идет речь в статье (со ссылками на позиции Минфина России и судебную практику как в пользу налоговых органов, так и налогоплательщиков).

Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику

Несмотря на четкую процессуальную регламентацию налоговых процедур в НК РФ, на практике возникает большое количество споров и разногласий в трактовке действующих норм со стороны налоговых органов и налогоплательщиков. В особенности когда речь идет о признании незаконными ненормативных (или нормативных) актов налоговых органов, действий (или бездействия) их должностных лиц в результате допущенных нарушений процессуальных сроков. Анализируем судебные тенденции и свежую практику по делам, где фигурируют нарушения сроков со стороны налоговиков при проведении и оформлении результатов налоговых проверок (в том числе, когда это влияет на признание безнадежной ко взысканию суммы налоговой задолженности). Затрагиваем и ряд других часто встречающихся нарушений (например, отсутствие необходимых подписей на акте проверки, необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки).

Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС

ФНС России подготовила для направления нижестоящим инспекциям свой обзор по вопросам, возникающим в рамках проведения и оформления результатов налоговых проверок и связанных с ними мероприятий налогового контроля. А мы подготовили свой экспертный разбор данного документа, сопроводив его, среди прочего, и ссылками на релевантную судебную практику. В статье затрагиваем вопросы истребования документов и сведений налоговиками вне рамок налоговых проверок; законности проведения осмотра на территории третьих лиц и выемки документов, не имеющих отношения к проверяемому лицу, но имеющих отношение к предмету проверки; налоговой базы при налогообложении договоров поручений и агентирования, а также взаимоотношений с сомнительными контрагентами.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Обзор налоговой реформы – 2025

Статья с комментариями эксперта о масштабных изменениях в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 2025 года. В частности, о поправках в отношении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, акцизов, упрощенной системы налогообложения, земельного налога и налога на имущество, государственной пошлины и др. Кроме того, затрагиваем введение нового туристического налога, а также отдельное регулирование налоговой амнистии при дроблении бизнеса и закон о налоговом кешбэке.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Анализ налоговиками деятельности налогоплательщиков в 2026 г

С 2026 г. налоговые органы наделяются новыми полномочиями. Они не вносят принципиальных изменений в подходы к проведению налогового контроля, но продолжают общую государственную политику на максимально возможное (с учетом положений о налоговой тайне) раскрытие информации о налогоплательщиках. По новым правилам налоговые органы будут анализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), предоставляя эту информацию всем заинтересованным лицам. Разбираем новые полномочия налоговиков, а также реальные возможности по проверке контрагентов, которые есть уже сейчас.