Какие долги можно признать сомнительными и безнадежными

Наличие «дебиторки», срок оплаты которой истек, – явление достаточно распространенное. А получить ее от контрагента порой практически невозможно. Таким образом, компании несут экономические потери. Однако законодательство предоставляет возможность уменьшить их. Суммы сомнительных и безнадежных долгов организации могут учесть в расходах, тем самым снизив уплачиваемый налог на прибыль. Проанализируем практику применения этого механизма.

Наличие дебиторской задолженности – ситуация достаточно неприятная. Ведь она означает не просто неполучение выручки, но и невозможность вкладываться в развитие бизнеса, ограничение свободных оборотных средств организации. А для компаний, работающих по методу начисления, – необходимость платить налоги независимо от фактического получения денег от контрагента. Частично снизить налоговое бремя организациям позволяют правила ст. 266 НК РФ. Благодаря ей налогооблагаемая прибыль может быть уменьшена путем создания резерва по сомнительным долгам, а также списания безнадежной задолженности. На практике применение этих возможностей вызывает достаточное число вопросов юридического характера. Чем сомнительный долг отличается от безнадежного? Как правильно исчислить сроки, с истечением которых задолженность может быть признана сомнительной или безнадежной? Какая задолженность подпадает под действие рассматриваемых норм? Об этих и других спорных моментах и пойдет речь.

Сомнительные долги

За счет задолженности, признанной сомнительной, организации создают соответствующий фонд по правилам ст. 266 НК РФ. Размер долга, относимого в этот фонд, будет зависеть от длительности его просрочки. Если время просрочки более 90 дней – в резерв включится вся сумма долга; если просрочка составила от 45 до 90 дней – 50% от его суммы. Задолженность сроком возникновения менее 45 дней не может быть включена в резерв. Максимальная сумма отчислений в резерв по сомнительным долгам – не более 10% выручки налогоплательщика за отчетный (налоговый) период (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Суммы отчислений в резерв включаются в состав внереализационных расходов. А сам резерв может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.

Если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (абз. 2 п. 5 ст. 266 НК РФ).

К сведению

Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете является для налогоплательщика обязательным. Об этом сказано в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н). В налоговом учете это по-прежнему осталось правом компании (п. 3 ст. 266 НК РФ). Поэтому, если налогоплательщик решит создавать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете, это должно быть закреплено в его налоговой политике. Соответственно, воспользоваться таким правом можно только с начала календарного года.

Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, если она одновременно соответствует следующим условиям:

  • возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • не погашена в сроки, установленные договором;
  • не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Для понимания того, может ли имеющаяся задолженность признаваться сомнительной, необходимо ответить на три вопроса.

1. Была ли реализация?

Реализация товаров (работ, услуг) – это передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). То есть если перехода права собственности (реализации) не произошло, сомнительной задолженности не возникает.

Пример 1

Комитентом по договору комиссии были переданы на реализацию комиссионеру определенные товары. Впоследствии они были реализованы, был предоставлен отчет об исполнении комиссионного поручения, но фактически денежные средства, полученные от покупателей товаров, комиссионером комитенту не перечислены.

Такую задолженность нельзя признать связанной с реализацией и учитывать в качестве сомнительной, потому что непосредственно между сторонами договора комиссии реализации (перехода права собственности на товар от комитента к комиссионеру) не происходило (ст. 996 ГК РФ).

Аналогично не возникает сомнительной задолженности при внесении налогоплательщиком предоплаты за товары (работы, услуги), которые в дальнейшем не были ему переданы, поскольку с реализацией сумма не возвращаемой предоплаты также не будет связана.

Следует обратить внимание и на дополнительный довод, приведенный Минфином России в письме от 08.12.2011 № 03-03-06/1/816. В этом документе чиновники указали, что суммы предоплаты не включаются в состав расходов при определении налоговой базы (п. 14 ст. 270 НК РФ). Следовательно, задолженность по их возврату не может быть включена в резерв по сомнительным долгам.

Также не возникнет сомнительной задолженности в следующих ситуациях (письмо Минфина России от 12.05.2009 № 03-03-06/1/318):

  • при реализации имущественных прав (например, при уступке прав (требований)), поскольку имущественные права не относятся к имуществу в понимании НК РФ (п. 2 ст. 38 НК РФ);
  • при возникновении задолженности в связи с невозвратом займа, т.к. эти суммы не включаются в расходы компании-займодавца (п. 12 ст. 270 НК...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС

ФНС России подготовила для направления нижестоящим инспекциям свой обзор по вопросам, возникающим в рамках проведения и оформления результатов налоговых проверок и связанных с ними мероприятий налогового контроля. А мы подготовили свой экспертный разбор данного документа, сопроводив его, среди прочего, и ссылками на релевантную судебную практику. В статье затрагиваем вопросы истребования документов и сведений налоговиками вне рамок налоговых проверок; законности проведения осмотра на территории третьих лиц и выемки документов, не имеющих отношения к проверяемому лицу, но имеющих отношение к предмету проверки; налоговой базы при налогообложении договоров поручений и агентирования, а также взаимоотношений с сомнительными контрагентами.

Оплата за граждан-подрядчиков сопутствующих расходов: налоговые особенности

Некоторые компании привлекают граждан-подрядчиков по договорам гражданско-правового характера. При этом в договоре может быть предусмотрено условие, что если работы выполняются в другом регионе, компания-заказчик берет на себя бремя расходов по проезду и проживанию подрядчиков. Нужно ли начислять НДФЛ со страховыми взносами и можно ли относить указанную оплату на расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций? Позиции Минфина и ФНС России, а также судов по этим вопросам смотрите в статье.

Налоговые риски при продаже имущества по цене ниже рыночной

Если компания, имеющая в собственности имущество, уже не актуальное для использования (техника, авто, мебель и т. п.), решит продать его по символической цене своим же (учредитель, директор, рядовой сотрудник) или даже сторонним лицам, такая продажа при налоговой проверке может вызвать пристальное внимание со стороны налоговых органов и повлечь за собой доначисления налогов, другие неблагоприятные последствия. Однако надо помнить, что само по себе многократное отличие примененной цены от рыночного уровня не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на уклонение от налогообложения. Для вывода об этом необходимо также наличие иных обстоятельств, порочащих деловую цель сделки. Немаловажное значение имеет и собранная налоговиками доказательственная база (а собрать ее им удается не всегда). В нюансах разбираемся в статье, опираясь на позиции ФНС и Минфина России и судебную практику (как с отрицательными, так и с положительными для налогоплательщиков результатами). С нашей помощью сможете оценить риски налоговых последствий подобных сделок и (при необходимости) вооружиться аргументами в свою защиту в суде.

Обязанности контролирующих иностранные компании лиц

Объясняем, какие иностранные компании подпадают под контроль и кто именно их контролирует, а также какие обязанности по отчетности и уплате налогов придется выполнять. Наша подборка судебной практики подскажет, в каких случаях можно добиться снижения штрафных санкций.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС

ФНС России подготовила для направления нижестоящим инспекциям свой обзор по вопросам, возникающим в рамках проведения и оформления результатов налоговых проверок и связанных с ними мероприятий налогового контроля. А мы подготовили свой экспертный разбор данного документа, сопроводив его, среди прочего, и ссылками на релевантную судебную практику. В статье затрагиваем вопросы истребования документов и сведений налоговиками вне рамок налоговых проверок; законности проведения осмотра на территории третьих лиц и выемки документов, не имеющих отношения к проверяемому лицу, но имеющих отношение к предмету проверки; налоговой базы при налогообложении договоров поручений и агентирования, а также взаимоотношений с сомнительными контрагентами.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Обзор налоговой реформы – 2025

Статья с комментариями эксперта о масштабных изменениях в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 2025 года. В частности, о поправках в отношении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, акцизов, упрощенной системы налогообложения, земельного налога и налога на имущество, государственной пошлины и др. Кроме того, затрагиваем введение нового туристического налога, а также отдельное регулирование налоговой амнистии при дроблении бизнеса и закон о налоговом кешбэке.