Top.Mail.Ru
Практика показывает, что у многих организаций возникает переплата по налогам. Основных причин может быть две: либо организация сама переплатила налоги, либо излишние суммы взыскала налоговая инспекция. И в том и в другом случае компания вправе зачесть переплату в счет предстоящих платежей по этому же или по другим налогам. Узнаем, как это сделать.

Многие компании сталкиваются с ситуацией, когда у них возникает переплата по одному или даже по нескольким налогам. Разумным шагом в такой ситуации будет зачет переплаты в счет этого же или других налогов. Выясним, в каком ­порядке происходит такой зачет и какие документы нужно составить.

Сразу скажем, что правила о зачете переплаты применяются не только к налогам, но и к штрафам, и к пеням (п. 14 ст. 78, п. 9 ст. 79 НК РФ). Поэтому в дальнейшем, говоря о налогах, мы будем иметь в виду все три типа ­платежей.

Итак, переплата налога может возникнуть по двум причинам:

  • организация сама переплачивает налог (например, в результате неправильного определения налоговой базы или неверного указания КБК в платежке). В этом случае налог возвращается в ­порядке, который предусмотрен ст. 78 НК РФ;
  • налоговая инспекция взыскивает излишнюю сумму налога. В такой ­ситуации применяется ст. 79 НК РФ.

К сведению

С 1 января 2015 г. принудительное взыскание налога допускается даже с лицевых счетов. Недосчитаться денег на лицевом счете могут те организации, чья недоимка по налогам составляет не более 5 млн руб. (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ). При возникновении большей задолженности налоговикам придется обращаться в суд.

Организация, переплатившая налог, может выбрать один из трех вариантов действий (глава 12 НК РФ):

  • вернуть переплату (в случае отсутствия задолженности по налогам – п. 1 ст. 79 НК РФ);
  • зачесть переплату в счет платежей по этому налогу;
  • зачесть переплату в счет платежей по некоторым (не по всем!) другим налогам.

Рассмотрим два последних варианта.

Какие налоги можно зачесть?

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ зачет производится по видам налогов: федеральные – в счет федеральных, региональные – в счет региональных, местные – в счет местных (п. 1 ст. 12 НК РФ). При этом не ­имеет значения, в какой бюджет зачисляется тот или иной налог (письмо ­Минфина России от 26.04.2011 № 03-02-07/1-141).

Пример 1

Федеральными налогами являются, в частности, НДС и налог на прибыль (п. 1 и 5 ст. 13 НК РФ). При этом НДС идет в федеральный бюджет полностью (ст. 50 БК РФ), а налог на прибыль (ставка 20%) распределяется между ­федеральным (по ­ставке 2%) и региональным (по ставке 18%) бюджетами (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Тем не менее переплату по НДС можно полностью зачесть в счет налога на ­прибыль (и наоборот).

К сведению

Налоги, уплачиваемые в связи с применением специальных режимов налого­обложения, тоже относятся к числу федеральных (п. 7 ст. 12 НК РФ, письмо ­Минфина России от 20.04.2006 № 03-02-07/2-30).

Если организация переплатила сама

Порядок действий организации будет зависеть от того, кто обнаружил переплату: она сама или налоговая инспекция.

Переплату обнаружила инспекция

В этом случае налоговики обязаны сообщить организации о переплате. На это им отводится 10 рабочих дней с даты обнаружения (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 78 НК РФ). Сообщение направляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ (приложение № 2 к данному приказу). Оно может быть передано представителю компании под расписку, направлено обычной почтой, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет (абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ).

Надо сказать, что на практике налоговики далеко не всегда сообщают об обнаружении переплаты. Поэтому если организация выявила ее самостоятельно, есть смысл подать в инспекцию заявление о зачете, не надеясь на активность инспекторов в этом вопросе. Тем более что НК РФ позволяет это сделать, даже если налоговая инспекция сама обнаружила переплату (абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ).

Если у компании имеется недоимка по налогам, то инспекция должна сама зачесть переплату в счет имеющейся задолженности (п. 5 ст. 78 НК РФ). Разумеется, это относится только к тем случаям, когда возможность принудительного взыскания задолженности не утрачена (п. 32 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Утрата может произойти, например, если инспекция попустила двухмесячный срок (после того, как организация не исполнила требование об уплате налога) на вынесение ­решения о принудительном взыскании задолженности (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Если же долгов нет, то дальнейшую судьбу переплаты может определить только налогоплательщик. В такой ситуации самостоятельно (т.е. без заявления налогоплательщика) проводить зачет переплаты (например, в счет предстоящих платежей по тому же налогу) инспекция не вправе (письмо Минфина России от 25.07.2011 № 03-02-07/1-260).

Переплату обнаружила организация

Налогоплательщик, обнаруживший переплату, может подать в инспекцию заявление о ее зачете. Форма этого документа утверждена приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ (приложение № 9 к данному приказу).

К сведению

Подать заявление о зачете можно в течение трех лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Налоговая инспекция сверит информацию из заявления со своими данными о поступивших платежах. В случае выявления расхождений налоговики могут предложить провести сверку расчетов (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Если все вопросы будут сняты, то инспекция примет решение о зачете сумм налога, если нет – об отказе в зачете. И в том, и в другом случае на принятие решения у инспекции есть 10 рабочих дней. Этот срок отсчитывается либо с даты получения заявления от организации, либо с даты подписания акта сверки расчетов (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ). Нередко налоговики нарушают этот срок. В такой ситуации можно пожаловаться на их бездействие в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 138 НК РФ), но потребовать уплаты процентов за просрочку нельзя. Такая мера предусмотрена при просрочке возврата (а не ­зачета) излишне уплаченного налога (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Еще пять рабочих дней у инспекции есть на то, чтобы сообщить организации о принятом решении (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ).

Заявление о зачете

Порядок заполнения заявления о зачете рассмотрим в Примере 2.

Пример 2. Образец заполнения заявления о зачете переплаты НДС в счет предстоящих платежей по этому же налогу.

ООО «Актив» имеет переплату по НДС за III квартал 2015 г. в сумме 100 000 руб. Недоимка по другим федеральным налогам отсутствует. В связи с этим ­компания ­хочет зачесть переплату в счет предстоящих платежей по этому же налогу.

Заявление будет заполнено так:

заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога

Если излишние суммы взыскала налоговая инспекция

Зачесть излишне взысканный налог инспекция может только в счет имеющейся недоимки. Причем зачет инспекция проведет самостоятельно, без каких-либо заявлений от налогоплательщика (п. 1 ст. 79 НК РФ). А вот зачет в счет будущих платежей в данном случае невозможен (письмо ­Минфина России от 23.11.2012 № 03-02-07/1-293).

В соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ излишне взысканная сумма налога подлежит возврату с процентами, которые рассчитываются по ставке рефинансирования. При этом специалисты налоговой службы подчеркивают один очень важный момент: «для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога – путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета» (письмо ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431). Суды с таким подходом согласны (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.2013 по делу № А32-14781/2012, ФАС Московского округа от 26.04.2013 по делу № А40-85167/12-107-453 и от 16.03.2011 № ­КА-А40/1301-11 по делу № А40-82943/10-35-416).

К сведению

Проценты начисляются со дня, следующего за датой взыскания, по день фактического возврата (абз. 2 п. 5 ст. 79 НК РФ).

На практике часто возникает вопрос: по какой формуле считать такие проценты? По мнению чиновников, исходить следует из того, что в году 360 дней (письма Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7, ФНС России от 08.02.2013 № НД-4-8/1968@). При этом они ссылаются на п. 2 постановления Пленума ВС РФ № 13, Пленума ВАС РФ № 14 от 08.10.1998 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами». Однако как постановление, разъясняющее ­применение ГК РФ, ­связано с налоговыми отношениями, понять сложно.

Именно поэтому Президиум ВАС РФ выпустил постановление, в котором указал, что при расчете следует использовать фактическое количество дней в году: 365 или 366 (постановление от 21.01.2014 № 11372/13 по делу № А53-31914/2012).

Пример 3

Предположим, что инспекция 26 октября 2015 г. излишне взыскала налог в сумме 1 000 000 руб. Решением суда взыскание было признано незаконным. Налог был зачтен 25 декабря 2015 г. Таким образом, период, за который должны быть начислены проценты, составляет 60 дней. Ставка рефинансирования в течение этого периода составляла 8,25% годовых.

Если рассчитывать проценты по формуле, предлагаемой чиновниками, то в качестве процентов организация должна получить 13 750 руб. (1 000 000 руб. × 8,25% / 360 дней × 60 дней).

Если же пользоваться формулой, предложенной Президиумом ВАС РФ, то сумма ­процентов окажется меньше – 13 562 руб. (1 000 000 руб. × 8,25% / 365 дней × 60 дней).

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 1

Анонимный гость
15.02.2017, 08:29

Очень хороший журнал. Все комментарии по данному вопросы даны четко, дана ссылка на нормативную базу, НК РФ, ГК РФ, письма Минфина России, Постановления Пленума ВС РФ. Отлично. Спасибо.

Рекомендовано для вас

Оплата за граждан-подрядчиков сопутствующих расходов: налоговые особенности

Некоторые компании привлекают граждан-подрядчиков по договорам гражданско-правового характера. При этом в договоре может быть предусмотрено условие, что если работы выполняются в другом регионе, компания-заказчик берет на себя бремя расходов по проезду и проживанию подрядчиков. Нужно ли начислять НДФЛ со страховыми взносами и можно ли относить указанную оплату на расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций? Позиции Минфина и ФНС России, а также судов по этим вопросам смотрите в статье.

НДС и налоговая реформа – 2025: восстановление, возмещение, искажение налоговой базы (часть 4)

В заключительной части цикла статей об НДС, с учетом последних законодательных изменений, в том числе распространяющихся на «упрощенцев», рассматриваем вопросы восстановления и возмещения НДС, а также исправления ошибок при искажении налоговой базы по НДС. В частности, порядок восстановления НДС у покупателя в наиболее часто встречающихся ситуациях (при получении отгрузки в счет ранее внесенной предоплаты, возврате предоплаты продавцом полностью или частично в связи с изменением условий или расторжением договора, при уменьшении стоимости отгрузки, использовании покупок в не облагаемых НДС операциях, получении освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС, списании безнадежной «дебиторки» в виде внесенной предоплаты, внесении неденежной доли в уставный капитал общества). Поймете, какие нюансы надо учесть при восстановлении НДС при переходе на УСН с 2025 года. Приводим примеры, когда НДС подлежит возврату из бюджета (возмещению), а также подсказываем, что делать в случае ошибочного занижения или завышения налоговой базы по НДС.

Обязанности контролирующих иностранные компании лиц

Объясняем, какие иностранные компании подпадают под контроль и кто именно их контролирует, а также какие обязанности по отчетности и уплате налогов придется выполнять. Наша подборка судебной практики подскажет, в каких случаях можно добиться снижения штрафных санкций.

НДС и налоговая реформа – 2025: обязанности налогового агента и вычеты (часть 3)

В этой части статьи подробно на примерах рассматриваем обязанности налогового агента по НДС и вычет НДС при реализации (с особенностями уплаты НДС для упрощенцев, которые не освобождены от обязанностей налогоплательщиков НДС с 2025 года). Объясняем, когда у организации возникает обязанность налогового агента по НДС, какой объект налогообложения применять, какие правила используются при определении налоговой ставки в зависимости от объекта налогообложения, как определяется налоговая база, каков порядок исчисления НДС налоговыми агентами, могут ли налоговые агенты, применяющие УСН, применять по таким операциям специальные ставки НДС, в какие сроки налоговый агент оплачивает НДС. Поймете, когда возникает право на вычет у покупателя (при отгрузке, увеличении стоимости покупки после отгрузки или при внесении предоплаты), у продавца (при получении предоплаты, в случае ее возврата, при возврате покупателем товаров или отказе от работ, услуг, уменьшении стоимости отгрузки) и налогового агента.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Обзор налоговой реформы – 2025

Статья с комментариями эксперта о масштабных изменениях в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 2025 года. В частности, о поправках в отношении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, акцизов, упрощенной системы налогообложения, земельного налога и налога на имущество, государственной пошлины и др. Кроме того, затрагиваем введение нового туристического налога, а также отдельное регулирование налоговой амнистии при дроблении бизнеса и закон о налоговом кешбэке.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Налоговая амнистия: дробление бизнеса с 2025 года

До сих пор в НК РФ отсутствует понятие «дробление бизнеса». Вместе с тем налоговые и правоохранительные органы регулярно им оперируют и доначисляют организациям налоги по причине умышленного занижения налогооблагаемой базы в случаях создания нескольких формально независимых компаний. В статье анализируем, что предлагает новый законопроект (№ 639663-8) в части амнистии для бизнеса, применяющего специальные (льготные) режимы налогообложения и решившего от них отказаться.