Что делать, если компания получила требование об уплате налога

Налоговые инспекции часто выставляют компаниям требования об уплате налога (сбора, пени, штрафа, процентов). Практика показывает, что у налогоплательщиков, которые получают эти документы, возникает немало вопросов. В какой срок нужно исполнить требование и что будет, если этого не сделать? Что делать, если компания не согласна с требованием? Вправе ли инспекция выставлять уточненные и повторные требования? Можно ли не исполнять требование, выставленное с нарушением срока? Ответим на эти и другие распространенные вопросы.

Многим наверняка знаком такой документ, как требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа, процентов). Он направляется компаниям, которые не заплатили налог вовремя. Выясним, в каких случаях налоговая инспекция выставляет требование и что делать компании, которая получила этот документ.

Сразу скажем, что с 2017 г. все правила, касающиеся требования об уплате налога, распространяются на страховые взносы (п. 8 ст. 69 НК РФ). Это связано с тем, что администрированием страховых взносов теперь занимаются налоговые органы (см. Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).

Как оформляется требование

Данные, которые должны быть указаны в требовании, перечислены в п. 4 ст. 69 НК РФ. Вот они:

  • сведения о сумме задолженности;
  • срок, в который нужно погасить задолженность;
  • меры, которые инспекция может применить, если компания не погасит задолженность;
  • подробные данные об основаниях взимания налога;
  • ссылка на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность уплатить налог;
  • предупреждение о том, что в случае неуплаты задолженности материалы будут направлены в следственные органы (если размер недоимки позволяет сделать вывод о совершении преступления).

Форма требования утверждена приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ 7-8/662@.

Практика показывает, что компании часто получают требования, в которых указана не вся информация, перечисленная в п. 4 ст. 69 НК РФ. Бывает и так, что один или несколько реквизитов формы остаются незаполненными. Возникает вопрос: что делать в такой ситуации? Можно ли считать требование недействительным?

Все зависит от того, какая именно информация отсутствует. Рассмотрим наиболее распространенные спорные ситуации.

Ситуация 1. Отсутствует подпись руководителя инспекции

В форме требования такой реквизит, как подпись руководителя, не предусмотрен. Тем не менее некоторые налогоплательщики считают, что она должна быть. По их мнению, отсутствие подписи лишает требование признаков ненормативного правового акта. А значит, компания не может оспорить этот документ в суде. Но при этом она обязана заплатить сумму, указанную в требовании.

Суды с этим аргументом не соглашаются. Они считают, что отсутствие подписи не меняет природу требования как ненормативного правового акта. Следовательно, суд не может отказать в проверке законности требования. Таким образом, право на судебную защиту не ограничивается (решение ВАС РФ от 06.06.2013 № ВАС 3797/13). Налоговики с этим подходом согласны (п. 11 письма ФНС России от 24.12.2013 № СА 4-7/23263).

Ситуация 2. В требовании не указаны (неверно указаны) какие-либо данные

На практике та или иная информация в требовании зачастую указывается неверно или не указывается вовсе. На первый взгляд, нарушение прав налогоплательщика в такой ситуации очевидно. Он просто не сможет проверить, верна ли указанная сумма задолженности. Однако суды такой подход, как правило, не разделяют. Они указывают, что незначительные формальные нарушения сами по себе не являются основанием для признания требования недействительным (постановление ФАС Поволжского округа от 18.01.2013 по делу № А65-15924/2012).

Арбитры анализируют все обстоятельства в совокупности. Так, они признают требование недействительным (полностью или в части), если выяснится, что:

  • в требовании нет ссылок на решения инспекции о взыскании налога (пеней), налоговые декларации, налоговые уведомления (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.03.2014 по делу № А56-33524/2013). Пленум ВАС РФ...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Анализ налоговиками деятельности налогоплательщиков в 2026 г

С 2026 г. налоговые органы наделяются новыми полномочиями. Они не вносят принципиальных изменений в подходы к проведению налогового контроля, но продолжают общую государственную политику на максимально возможное (с учетом положений о налоговой тайне) раскрытие информации о налогоплательщиках. По новым правилам налоговые органы будут анализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), предоставляя эту информацию всем заинтересованным лицам. Разбираем новые полномочия налоговиков, а также реальные возможности по проверке контрагентов, которые есть уже сейчас.

Вклад в имущество от иностранной «мамы»: налоговые риски

Российская организация, получившая в свое время заем от своего иностранного участника, может не иметь возможности его вернуть. И участник может не истребовать эти денежные средства обратно. Более того, он может принять решения оставить эти деньги российской «дочке», оформив, например, это вкладом в ее имущество. Но не все знают, что такая операция влечет за собой налоговые риски. О них и идет речь в статье (со ссылками на позиции Минфина России и судебную практику как в пользу налоговых органов, так и налогоплательщиков).

Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику

Несмотря на четкую процессуальную регламентацию налоговых процедур в НК РФ, на практике возникает большое количество споров и разногласий в трактовке действующих норм со стороны налоговых органов и налогоплательщиков. В особенности когда речь идет о признании незаконными ненормативных (или нормативных) актов налоговых органов, действий (или бездействия) их должностных лиц в результате допущенных нарушений процессуальных сроков. Анализируем судебные тенденции и свежую практику по делам, где фигурируют нарушения сроков со стороны налоговиков при проведении и оформлении результатов налоговых проверок (в том числе, когда это влияет на признание безнадежной ко взысканию суммы налоговой задолженности). Затрагиваем и ряд других часто встречающихся нарушений (например, отсутствие необходимых подписей на акте проверки, необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки).

Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС

ФНС России подготовила для направления нижестоящим инспекциям свой обзор по вопросам, возникающим в рамках проведения и оформления результатов налоговых проверок и связанных с ними мероприятий налогового контроля. А мы подготовили свой экспертный разбор данного документа, сопроводив его, среди прочего, и ссылками на релевантную судебную практику. В статье затрагиваем вопросы истребования документов и сведений налоговиками вне рамок налоговых проверок; законности проведения осмотра на территории третьих лиц и выемки документов, не имеющих отношения к проверяемому лицу, но имеющих отношение к предмету проверки; налоговой базы при налогообложении договоров поручений и агентирования, а также взаимоотношений с сомнительными контрагентами.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Обзор налоговой реформы – 2025

Статья с комментариями эксперта о масштабных изменениях в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 2025 года. В частности, о поправках в отношении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, акцизов, упрощенной системы налогообложения, земельного налога и налога на имущество, государственной пошлины и др. Кроме того, затрагиваем введение нового туристического налога, а также отдельное регулирование налоговой амнистии при дроблении бизнеса и закон о налоговом кешбэке.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Анализ налоговиками деятельности налогоплательщиков в 2026 г

С 2026 г. налоговые органы наделяются новыми полномочиями. Они не вносят принципиальных изменений в подходы к проведению налогового контроля, но продолжают общую государственную политику на максимально возможное (с учетом положений о налоговой тайне) раскрытие информации о налогоплательщиках. По новым правилам налоговые органы будут анализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), предоставляя эту информацию всем заинтересованным лицам. Разбираем новые полномочия налоговиков, а также реальные возможности по проверке контрагентов, которые есть уже сейчас.