Как известно, налоговые органы могут проводить выездные и камеральные проверки. И если выездным проверкам подвергаются далеко не все компании и, как правило, раз в несколько лет, то «камералки» не удается избежать никому. Поговорим о том, какие документы инспекторы составляют в ходе камеральных проверок, какие процедуры проводят и какие компании могут оказаться в зоне риска.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны контролировать соблюдение налогового законодательства. По правилам ст. 31 НК РФ эта обязанность может быть реализована ими в форме налоговых проверок. Налоговым кодексом РФ предусмотрены два вида таких проверок – камеральные и выездные. В статье мы поговорим о наиболее распространенном виде проверок – камеральных.
Порядок проведения камеральных проверок установлен в ст. 88 НК РФ. Согласно п. 1 этой статьи проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основании:
- деклараций (расчетов);
- документов, которые представила компания;
- других документов о деятельности фирмы, которые имеются у налогового органа или могут быть им получены.
При этом налоговики не вправе проводить «камералку» без декларации на основе иных документов (письмо Минфина России от 05.05.2010 № 03-02-08/28, постановления Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 № 2662/07 по делу № А19-5641/06-10, ФАС Северо-Западного округа от 25.07.2011 по делу № А56-53498/2010, ФАС Поволжского округа от 11.09.2009 № А65-1368/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 29.07.2008 по делу № А82-11768/2007-20).
Проводят камеральную проверку должностные лица налоговой инспекции в соответствии со своими обязанностями и на основании действующего законодательства. Специального разрешения руководителя инспекции или его заместителя для назначения «камералки» не требуется.
Срок проведения проверки
Для проведения камеральной проверки установлен трехмесячный срок со дня представления декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ). Продление этого периода налоговым законодательством не предусмотрено.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Это значит, что «камералка» начинается со следующего дня после подачи налоговой декларации (расчета), независимо от того, когда поступили документы, которые должны быть к ней приложены.
При представлении декларации (расчета) на бумажном носителе дата определяется по отметке о ее принятии. Инспектор обязан поставить ее на копии декларации (расчета), которая остается у отчитывающейся организации. При отправке отчетности по почте днем представления считается дата отправки письма с описью вложения, проставленная отделением связи. Для отчетности, представляемой по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет, – это дата отправки (п. 4 ст. 80 НК РФ).
Если представляются уточненные декларации (расчеты), то дата начала проверки определяется по дате представления последней из них. Отсчитав от зафиксированной даты представления отчета три месяца, получим дату окончания проверки.
Декларация по НДС за I квартал представлена в установленный срок – 25 апреля.
25 мая компания представила уточненную декларацию по НДС за этот же период. В соответствии с уточненной декларацией НДС подлежит возмещению из бюджета.
1 июня компания получила требование о представлении книги покупок, книги продаж, счетов-фактур и других документов.
6 июня документы представлены в налоговую инспекцию.
В данном случае срок проведения камеральной проверки заканчивается 26 августа, т.к. срок проверки начинает исчисляться с 26 мая.
Фактически камеральная проверка может длиться и более трех месяцев (п. 9 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71)). Президиум ВАС РФ подчеркнул, что срок, установленный в НК РФ, не является пресекательным. Его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты и принятию мер по ее принудительному взысканию. Аналогичные выводы сделаны в постановлениях ФАС Московского округа от 14.05.2014 № Ф05-4090/14 по делу № А40-69362/13-116-151 и от 06.11.2013 по делу № А40-29318/13-115-126, ФАС Северо-Кавказского округа от 31.01.2014 по делу № А53-33617/2012.
Впрочем, иногда суды отменяют решения по итогам «камералок», вынесенные с нарушением сроков (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2013 по делу № А53-33602/2012, ФАС Московского округа от 05.04.2010 № КА-А40/2875-10 по делу № А40-89959/09-76-562, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.11.2010 по делу № А70-1902/2010, ФАС Уральского округа от 22.06.2010 № Ф09-4601/10-С2 по делу № А60-62563/2009-С10).
Какой период могут проверить
Камеральная проверка проводится в отношении всех деклараций (расчетов), представляемых в инспекцию, включая уточненные. При этом законодательство не ограничивает период, за который может быть представлена «уточненка».
Выходит, что в случае представления уточненной декларации (расчета) налоговый орган имеет возможность провести «камералку» за соответствующий период (независимо от того, насколько он отдален от года проведения первоначальной проверки) и принять решение по ее результатам (в т.ч. и о привлечении к налоговой ответственности).
Законодательство не содержит понятия «повторная камеральная проверка». Проведение камеральной проверки за тот же отчетный (налоговый) период возможно только при подаче уточненной декларации (определение КС РФ от 23.04.2015 № 736-О, письма Минфина России от 31.05.2007 № 03-02-07/1-267, УФНС России по г. Москве от 21.02.2011 № 16-15/15881@, постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 по делу № А12-10597/2009).