Бывает, что специалисты налоговой инспекции в ходе проверки или оформления ее результатов сами допускают нарушения. Но если на мелкие недочеты вышестоящее начальство и суды смотрят сквозь пальцы, то крупные «проколы» вполне могут стать основанием для отмены итогового решения по проверке. Разберемся, какие именно нарушения, приводящие к отмене решения, налоговые инспекторы допускают чаще всего.
Как известно, ошибки свойственны всем людям. И проверяющие из налоговой инспекции не исключение. Они нередко нарушают законодательство как в ходе проведения проверок, так и при оформлении их результатов. Некоторые нарушения можно считать незначительными, техническими. Их наличие вряд ли поможет компании оспорить результаты проверки. А вот другие, более серьезные ошибки вполне могут стать основанием для отмены итогового решения. Расскажем, какие именно оплошности налоговиков компания может обернуть в свою пользу.
Ошибка № 1. Компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки
Руководитель налоговой инспекции (или заместитель руководителя) обязан известить компанию о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (абз. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ). Отсутствие такого извещения серьезно ущемляет права фирмы: она лишается возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ) и давать объяснения (абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ).
Ситуации, когда налоговики вообще не извещают компанию о рассмотрении материалов проверки, - большая редкость. Гораздо чаще они делают это несвоевременно или забывают сообщить компании важные для нее сведения.
Извещение составляется по специальной форме (приложение № 25 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@). Налоговики должны внести в нее довольно много сведений. Это, в частности, номер и дата извещения, реквизиты решения о проведении проверки, а главное - адрес (включая номер комнаты), дату, точное время рассмотрения материалов проверки, подпись и Ф.И.О. руководителя налоговой инспекции (или заместителя руководителя). Анализ судебной практики показывает, что основанием для отмены решения по проверке могут стать следующие нарушения:
- в извещении есть дата, но не указано время рассмотрения материалов проверки (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2010 по делу № А19-6580/10, ФАС Поволжского округа от 01.02.2011 по делу № А65-2850/2010);
- в извещении нет подписи должностного лица (постановление ФАС Московского округа от 03.09.2010 № КА-А40/9047-10 по делу № А40-122389/09-114-864);
- на момент рассмотрения материалов проверки у инспекции не было информации о том, что компания получила (или не получила) извещение (постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.12.2012 по делу № А13-9118/2010, ФАС Поволжского округа от 14.12.2012 по делу № А57-3863/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.12.2011 по делу № А33-449/2011). При этом реестр почтовых отправлений не будет доказывать факт получения извещения (постановления ФАС Московского округа от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013 по делу № А41-11771/10, ФАС Центрального округа от 24.02.2011 по делу № А54-2176/2010С3).
Однако если компания будет намеренно уклоняться от получения извещения, суд оставит решение по итогам проверки в силе (постановление ФАС...