С 1 января 2016 года в НК РФ был введен раздел V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга». Эта новая форма налогового контроля была призвана заменить традиционные проверки правильности исчисления и уплаты налогов на основе удаленного доступа налоговых органов к информационным системам налогоплательщика, его бухгалтерской и налоговой отчетности. Сам по себе налоговый мониторинг не влияет на объем налоговых обязательств компании, однако является инструментом, который позволяет снизить риски нарушения налогового законодательства. В статье практикующий юрист рассказывает, кому доступен налоговый мониторинг, что он собой представляет, какие преимущества дает.

Кто может присоединиться к налоговому мониторингу

Налоговый мониторинг доступен далеко не всем налогоплательщикам. Поскольку процесс перехода на налоговый мониторинг достаточно трудоемкий и затратный, то изначально критерии, при которых организации были вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, позволяли это сделать только крупнейшим налогоплательщикам. Но с 2021 года Законом № 470‑ФЗ 1 требования были понижены, что позволило большему количеству организаций претендовать на такую форму налогового контроля.

Так, на сегодня к налоговому мониторингу могут присоединиться организации при одновременном соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

1) годовой объем полученных доходов по данным бухгалтерской отчетности составляет не менее 1 млрд рублей (ранее – ​не менее 3 млрд);

2) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности – ​не менее 1 млрд рублей (ранее – ​не менее 3 млрд);

3) сумма уплаченных налогов за предыдущий год должна составлять не менее 100 млн рублей (ранее – ​не менее 300 млн).

В результате количество компаний, находящихся в налоговом мониторинге или подавших заявление, существенно увеличилось. Если начиналось все с 7 компаний – ​крупнейших холдингов, то в 2022 году их было уже 340, а в 2023 году – ​448 с присоединением еще 109 компаний из 18 отраслей на 2024 год. При этом более 60 компаний – ​это представители среднего бизнеса 2.

Отметим, что Правительство РФ на общественное обсуждение вынесло законопроект 3, которым предлагается дополнительно снизить критерии для вступления в налоговый мониторинг.

Порядок перехода

Важным отличием налогового мониторинга от иных форм налогового контроля (в том числе налоговых проверок) является возможность его применения только на добровольной основе. Пока налогоплательщик не подаст в налоговый орган по месту нахождения заявление о проведении налогового мониторинга и прилагаемые к нему документы, подтверждающие готовность для перехода к этому режиму, а налоговый орган не примет решения о проведении мониторинга, такая форма контроля невозможна.

Заявление о переходе на мониторинг налогоплательщик должен подать до 1 сентября года, предшествующего году, за который проводится налоговый мониторинг. То есть для перехода на налоговый мониторинг с 2024 года организация должна была подать заявления и документы до 1 сентября 2023 года. Форма заявления о проведении налогового мониторинга утверждена приказом ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@ (далее – ​Приказ № ЕД-7-23/476@). Этим же приказом утверждены формы и форматы иных документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требования к ним.

Вместе с заявлением организация должна предоставить (п. 2 ст. 105.27 НК РФ):

1) регламент информационного взаимодействия. Такой регламент определяет порядок информационного взаимодействия налогового органа и организаций. Он состоит из 4 глав:

  • порядок предоставления налоговому органу документов и информации,
  • раскрытие показателей налоговой отчетности,
  • информация о системе внутреннего контроля,
  • информация о порядке внесения изменений.
    Форма...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Четыре налоговых спора, дошедших до высших судебных инстанций

ФНС России направила в инспекции Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда и Верховного Суда РФ, принятых в I квартале 2025 года. В статье разбираем 4 наиболее интересных спора, касающиеся наименований юридических лиц, ошибок в отображаемой в личном кабинете налогоплательщика – физического лица информации, льготной ставки НДС и уплаты НДФЛ в случае признания отношений с самозанятыми гражданами трудовыми.

Численность работников: списочная, среднесписочная и средняя

Для получения льгот и оформления мер господдержки, подачи отчетности, выбора режима налогообложения, регулирования штата сотрудников и пр. компании может понадобиться среднее количество сотрудников за месяц. Поймете, чем отличается среднесписочная численность работников от средней и списочной, а также когда и какой показатель потребуется. На примерах показываем, как их рассчитать за разные периоды (месяц, квартал, год), в том числе неполные, кого исключить из подсчета, а кого, напротив, включить. Делаем акцент на ситуации, когда показатель численности может привлечь внимание проверяющих.

Действительная налоговая обязанность: свежая практика

Что такое действительные налоговые обязательства (ДНО)? В каких случаях налоговые органы должны прибегать к установлению их размера? Что необходимо учитывать налогоплательщику и на что ссылаться, если налоговые органы определяют недоимку произвольно и отказываются использовать принцип определения ДНО? В чем заключается реконструкция налоговых обязательств? Когда налоговики должны ее применять, а когда отказываются? Анализируем свежие тенденции судебной практики и делаем выводы.

Анализ налоговиками деятельности налогоплательщиков в 2026 г.

С 2026 г. налоговые органы наделяются новыми полномочиями. Они не вносят принципиальных изменений в подходы к проведению налогового контроля, но продолжают общую государственную политику на максимально возможное (с учетом положений о налоговой тайне) раскрытие информации о налогоплательщиках. По новым правилам налоговые органы будут анализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), предоставляя эту информацию всем заинтересованным лицам. Разбираем новые полномочия налоговиков, а также реальные возможности по проверке контрагентов, которые есть уже сейчас.

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Как проверить иностранного контрагента

Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.