Закон, благодаря которому конфликтующие стороны получили возможность урегулировать спор без обращения в суд, действует уже более трех лет. За это время сформировалась определенная практика его применения и накопился некоторый судебный опыт. Подведем предварительные итоги применения процедуры медиации.
С развитием предпринимательства растет и количество поводов для конфликтов с контрагентами, работниками и партнерами по бизнесу. Нередки споры между собственниками бизнеса, которые, как правило, заканчиваются разделом или банкротством предприятия, увольнением сотрудников, экономическими потерями. При этом использование для разрешения подобных конфликтов консервативных способов имеет ряд очевидных недостатков. Но с недавнего времени появилась официальная возможность урегулировать спор альтернативным способом, прибегнув к медиации. Рассмотрим накопившийся опыт применения этой процедуры.
Прошло уже более трех лет с тех пор, как вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Закон о медиации), предоставивший сторонам официальную возможность обратиться к медиации. Конечно, закон требует доработок. Еще при его принятии было очевидно, что едва ли он будет работать в первоначальном виде. Так и получилось. За время действия закона количество споров, завершившихся примирением с участием медиатора, составило менее 1%. Но сделать некоторые обобщения о практике применения закона судами можно уже сегодня.
Эффективность проведения процедуры досудебной медиации несколько выше, чем во время арбитражного процесса, который требует хорошей подготовки, большего количества сессий, массы подписанных соглашений и предельной судебной эффективности. При этом разногласия сторон (в первую очередь собственников бизнеса) зачастую требуют участия не только медиаторов-юристов, но и медиаторов не юристов (например, психологов, конфликтологов), поэтому наибольший эффект можно получить с помощью ко-медиации, проводимой сразу несколькими медиаторами. Нужно заметить, что в некоторых судах активно внедряется институт медиации. Например, при судах в Ивановской области работают посредники с психологическим образованием. Медиатор помогает снизить степень конфликтности, привести контрагентов к соглашению. Хотя медиаторы привлечены далеко не во все суды, они уже помогли людям заключить не один десяток соглашений.
Примечательно, что сами арбитры отмечают следующие достоинства альтернативной процедуры урегулирования споров:
- гарантии правовой защищенности субъектов экономического оборота;
- гармонизация отношений;
- снижение конфликтности;
- высокая социальная значимость.
Кроме того, одним из преимуществ процедуры медиации является ее конфиденциальность. Стороны могут быть уверены, что посредник не раскроет информацию, ставшую известной ему в ходе проведения примирительной процедуры, без их согласия. Медиатора нельзя допросить в качестве свидетеля об информации, ставшей ему известной в ходе проведения примирительной процедуры. Впрочем, посредническим соглашением могут быть установлены другие правила.
Первые шаги
Первый опыт применения Закона о медиации связан с рассмотрением корпоративного спора 14 января 2011 года в Арбитражном суде Омской области. Слушалось дело № А46-16046/2010 о признании недействительным решения общего собрания по заявлению акционера ЗАО. По предложению ответчика были привлечены профессиональные медиаторы для проведения процедуры медиации. Рассмотрев документы, подписанные после альтернативного урегулирования спора, суд впервые в России утвердил в качестве мирового медиативное соглашение, которого стороны достигли в результате медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда.
Через год после вступления в силу закона был принят Кодекс медиаторов России. Он определил нравственно-этические нормы деятельности медиаторов и медиативных организаций. В своей деятельности медиаторы и саморегулируемые организации медиаторов должны руководствоваться правилами этого кодекса. Его так называемые нормы «мягкого права» помогают обеспечивать действенный механизм регулирования и контроля качества услуг, предоставляемых медиаторами. В сущности, они не относятся к разрешению споров. Но в европейских странах такие системы играют все большую роль в сфере исполнения законов, изменения мышления и поведения. Таким образом, они повышают уровень культуры в сфере разрешения споров и способствуют предотвращению новых конфликтов.
Практическое применение
Как разъяснил Минэкономразвития России в письме от 12.05.2011 № Д06-2472, медиативное соглашение, заключенное сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без...