Как известно, на страже интересов потребителей стоят не только различные государственные органы (Роспотребнадзор, полиция, прокуратура), но и специализированные общества, которые устраивают свои собственные «проверки». Причем для таких обществ выявление нарушений со стороны компаний – доходный бизнес. Разберемся, можно ли защититься от таких «проверяющих».
Не секрет, что проверки разнообразных контролирующих органов – головная боль для любого бизнеса. Но помимо проверяющих из государственных органов компаниям также приходится иметь дело с обществами по защите прав потребителей, которые устраивают свои собственные «проверки». Расскажем, как компании могут защитить себя от таких «проверяющих».
За счет чего они живут
Для обществ по защите прав потребителей (далее – общества) проведение «проверок» и выявление нарушений со стороны компаний является собственным доходным бизнесом. Чем больше у них выигранных судебных дел, тем больше денег они смогут получить с проигравших компаний. Это связано с тем, что 50% от всех присужденных в пользу потребителей денежных сумм поступают на счет обществ в виде штрафов. Взыскиваются они в случаях, когда компания отказывается удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке (п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее – Закон № 2300-1).
Соответственно, чем выше сумма исковых требований потребителя к компании, тем большую сумму в качестве штрафа общество может отсудить в свою пользу. Базой для его расчета выступают все присужденные в пользу потребителя суммы: предоплата, неустойка, штрафные проценты, компенсация убытков, морального вреда и др.
Общества могут выступать в защиту прав потребителей, которые к ним обращаются за помощью, в самых различных сферах: от мелких бытовых покупок до кредитования и страхования. Иными словами, общества могут «работать» в различных сегментах потребительского рынка. Часто они занимаются защитой прав потребителей не в одной, а сразу в нескольких сферах (разумеется, при наличии необходимых материальных ресурсов, штата сотрудников).
Нет нарушений – нет и расходов
Чтобы избежать начисления штрафа и не давать зарабатывать обществам, компаниям не следует нарушать права потребителей – своих клиентов. Кроме того необходимо реагировать на все их обращения, своевременно предоставлять ответы, не доводить возникающие конфликты и разногласия до суда.
Следует учитывать, что общество может получить с компании только штраф, и ничего больше. Если в ходе рассмотрения дела выяснится, что оснований для взыскания штрафа нет, общество потеряет интерес к делу и, возможно, откажется от иска. В такой ситуации компания сможет взыскать с общества расходы на оплату услуг представителя. На этот счет в судебной практике отмечается, что прекращение производства по делу в связи с отказом от иска дает ответчику право требовать возмещения понесенных им судебных издержек (определение ВС РФ от 26.03.2013 № 53-КГ12-18).
Расходы на юристов не компенсируются
Общество для представления своих интересов в суде может привлечь адвоката или иного представителя, однако расходы на оплату их услуг в состав судебных расходов включить не сможет. Причина в том, что общество, защищая права потребителей, действует бесплатно (ст. 45 Закона № 2300-1).
Наделение обществ правом обращаться в суды для защиты прав потребителей уже...