Top.Mail.Ru

Новый порядок проверок операторов персональных данных

Недавно Правительство РФ утвердило новые правила проверок операторов персональных данных1. Прежний Административный регламент (утв. приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 № 312), в котором были установлены правила проверок, утратил силу. Расскажем, как теперь будут проводиться плановые и внеплановые проверки. Поговорим и об ответственности за допущенные нарушения. Тем более что штрафы за нарушение законодательства о персданных немаленькие. За одно нарушение можно лишиться до 75 000 руб., за несколько – ​сотен тысяч рублей. Причем подобные меры могут применить даже к маленькой компании, которая, скажем, сделала небольшую интернет-рассылку.

Кого это касается?

В Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон) используется термин «оператор персональных данных». Это «физик» или компания, которые получают, хранят и обрабатывают информацию о физических лицах. Так, банки собирают данные о заемщиках, страховые компании – о застрахованных, а все работодатели – о своих сотрудниках.

Персональные данные – это любая информация, которая прямо или косвенно относится к конкретному человеку и позволяет его идентифицировать. Например:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата и место рождения;
  • адрес проживания;
  • семейное и социальное положение;
  • сведения об имуществе и доходах;
  • информация об образовании и профессии;
  • специальные данные: раса, национальность, религия, состояние здоровья, политические взгляды. По общему правилу эти данные нельзя обрабатывать (ст. 10 Закона);
  • биометрические данные: фотография, образец голоса, отпечатки пальцев.

Оператор может обрабатывать персональные данные только для достижения конкретных, заранее определенных и законных целей (ч. 2 ст. 5 Закона). Проверять, как организация работает с персональными данными, должен Роскомнадзор. Объем его полномочий достаточно широк. Ведомство может (п. 21 Правил):

  • запрашивать информацию и документы;
  • посещать и обследовать помещения, где работает оператор;
  • выдавать предписания об устранении нарушений;
  • использовать технику и оборудование для проверки и наблюдения;
  • получать доступ к программам и базам оператора, просматривать информацию, которая нужна для проверки условий хранения данных;
  • требовать прекращения обработки и удаления данных, если выявлены нарушения;
  • составлять административные протоколы;
  • обращаться в полицию и прокуратуру, если оператор мешает проверке;
  • запрашивать устные и письменные пояснения в ходе проверки.

Правила предусматривают три формы контрольных мероприятий: плановая и внеплановая проверки, а также наблюдение. Кроме этого, Роскомнадзор может проводить профилактические мероприятия и пресекать выявленные нарушения (п. 3 Правил).

Плановые проверки. Раз в три года

Плановая проверка может быть документарной или выездной. Но в подавляющем большинстве случаев плановые проверки проводятся с выездом «на местность».

Документарная проверка предполагает анализ документов и информации, полученных от оператора по письменному запросу Роскомнадзора. Документы надо передать в течение пяти рабочих дней со дня запроса (п. 27 Правил). Раньше этот срок был в два раза больше. Документы можно представить по старинке (в виде заверенных копий) или через Интернет с усиленной подписью. Датой представления документов является не дата отправки, а дата штампа Роскомнадзора о приемке (п. 28 Правил).

Если Роскомнадзор найдет какие-то противоречия, он может запросить пояснения. Их надо представить в течение трех рабочих дней (раньше на это отводилось 10 дней).

Выездная проверка проводится по месту нахождения оператора или по месту обработки персональных данных.

Роскомнадзор ежегодно составляет и размещает у себя на сайте план...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как онлайн подать иск в суд общей юрисдикции

Предлагаем пошаговую инструкцию (со скриншотами и прочими рисунками) по подаче иска в суд общей юрисдикции через Интернет. Автор дает советы, как оптимизировать этот процесс и что учесть. С помощью статьи сможете без проблем подать онлайн посредством ГАС «Правосудие» исковое заявление мировому судье или в районный суд общей юрисдикции.

Когда возникает право обратиться в суд о банкротстве

Один из пунктов Обзора Верховного Суда РФ судебной практики разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2023 год (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.05.2024) посвящен теме определения момента, после которого у кредитора возникает право на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника. То есть в буквальном смысле – к азам банкротного права. Чем же вызвано его появление? Анализируем действующее законодательство и делаем выводы, которые пригодятся как кредиторам, так и должникам.

Когда суд не примет отказ истца от иска

Отказ от иска, как и любой процессуальный инструмент, находящийся в распоряжении сторон судебного разбирательства, можно и нужно применять с умом. Бывают ситуации, когда отказ от иска ответчику или третьим лицам становится крайне невыгодным. Рассматриваем, что такое отказ от иска, когда суд может его не принять. Опираемся в первую очередь на судебную практику, т. к. закон перечень таких случаев не устанавливает. В частности, разбираем следующие ситуации: отсутствие у заявителя полномочий на отказ от иска; нарушение требований законодательства, предъявляемых к крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью, либо законодательства о банкротстве; нарушение прав третьих лиц. Показываем на примерах конкретных судебных дел, какими мотивами руководствуются суды, решая, принимать отказ истца от иска или нет.

Наиболее высокий стандарт доказывания в делах о банкротстве

Когда суд обращается к стандартам доказывания? В каком случае необходимо применять наиболее высокий стандарт доказывания (достоверность за пределами разумных сомнений)? Что делать сторонам в такой ситуации? Анализируем судебную практику в делах о банкротстве, приводя аргументы судов, когда они требовали от сторон доказательств, применяя наиболее строгий стандарт доказывания.

Как ознакомиться с материалами дела в арбитражном суде онлайн

Ограничительные меры в период пандемии подтолкнули суды к созданию сервисов по удаленному взаимодействию. Одним из нововведений стало появление возможности ознакомления с материалами дела онлайн. Читайте о том, как получить доступ к аудиопротоколам и другим материалам с пошаговой инструкцией и образцом ходатайства об ознакомлении с материалами дела в электронном виде.

Взыскание судебных расходов в арбитражном процессе

Рассказываем, какие виды судебных расходов бывают, а также на что обращать внимание при их взыскании, чтобы добиться решения в свою пользу. В частности, выделяем различные аспекты, связанные с доказательствами несения расходов, рассматриваем подходы судов к определению их разумного размера и к порядку распределения между сторонами в зависимости от конкретных ситуаций. Приводим образец заявления в арбитражный суд о взыскании судебных расходов.

Скриншот: практика правоприменения

Многие юристы давно привыкли к тому, что доказательства – это или письменные документы (договоры, претензии, счета-фактуры, оплаченные счета и т.п.), или показания (в частности, свидетелей или сторон). Но прогресс не стоит на месте. Все чаще доказательствами становятся переписка по электронной почте (см. № 8’ 2011), SMS-сообщения (см. № 10’ 2011), факсограммы (читайте в следующем номере) и снимки с компьютерного монитора (скриншоты). О том, что и как можно подтвердить скриншотами, какая информация в них должна содержаться и каковы требования к таким снимкам, вы узнаете из статьи.

Подача жалобы в квалификационную коллегию судей

Как пожаловаться на судью, если он ведет себя недостойно, постоянно затягивает дело, благоволит противнику или не выполняет свои обязанности? Рассказываем, куда пожаловаться, в какие сроки, что писать в жалобе и на что может повлиять ее подача. Приводим образец жалобы в квалификационную коллегию судей.