Top.Mail.Ru

Новый порядок проверок операторов персональных данных

Недавно Правительство РФ утвердило новые правила проверок операторов персональных данных1. Прежний Административный регламент (утв. приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 № 312), в котором были установлены правила проверок, утратил силу. Расскажем, как теперь будут проводиться плановые и внеплановые проверки. Поговорим и об ответственности за допущенные нарушения. Тем более что штрафы за нарушение законодательства о персданных немаленькие. За одно нарушение можно лишиться до 75 000 руб., за несколько – ​сотен тысяч рублей. Причем подобные меры могут применить даже к маленькой компании, которая, скажем, сделала небольшую интернет-рассылку.

Кого это касается?

В Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон) используется термин «оператор персональных данных». Это «физик» или компания, которые получают, хранят и обрабатывают информацию о физических лицах. Так, банки собирают данные о заемщиках, страховые компании – о застрахованных, а все работодатели – о своих сотрудниках.

Персональные данные – это любая информация, которая прямо или косвенно относится к конкретному человеку и позволяет его идентифицировать. Например:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата и место рождения;
  • адрес проживания;
  • семейное и социальное положение;
  • сведения об имуществе и доходах;
  • информация об образовании и профессии;
  • специальные данные: раса, национальность, религия, состояние здоровья, политические взгляды. По общему правилу эти данные нельзя обрабатывать (ст. 10 Закона);
  • биометрические данные: фотография, образец голоса, отпечатки пальцев.

Оператор может обрабатывать персональные данные только для достижения конкретных, заранее определенных и законных целей (ч. 2 ст. 5 Закона). Проверять, как организация работает с персональными данными, должен Роскомнадзор. Объем его полномочий достаточно широк. Ведомство может (п. 21 Правил):

  • запрашивать информацию и документы;
  • посещать и обследовать помещения, где работает оператор;
  • выдавать предписания об устранении нарушений;
  • использовать технику и оборудование для проверки и наблюдения;
  • получать доступ к программам и базам оператора, просматривать информацию, которая нужна для проверки условий хранения данных;
  • требовать прекращения обработки и удаления данных, если выявлены нарушения;
  • составлять административные протоколы;
  • обращаться в полицию и прокуратуру, если оператор мешает проверке;
  • запрашивать устные и письменные пояснения в ходе проверки.

Правила предусматривают три формы контрольных мероприятий: плановая и внеплановая проверки, а также наблюдение. Кроме этого, Роскомнадзор может проводить профилактические мероприятия и пресекать выявленные нарушения (п. 3 Правил).

Плановые проверки. Раз в три года

Плановая проверка может быть документарной или выездной. Но в подавляющем большинстве случаев плановые проверки проводятся с выездом «на местность».

Документарная проверка предполагает анализ документов и информации, полученных от оператора по письменному запросу Роскомнадзора. Документы надо передать в течение пяти рабочих дней со дня запроса (п. 27 Правил). Раньше этот срок был в два раза больше. Документы можно представить по старинке (в виде заверенных копий) или через Интернет с усиленной подписью. Датой представления документов является не дата отправки, а дата штампа Роскомнадзора о приемке (п. 28 Правил).

Если Роскомнадзор найдет какие-то противоречия, он может запросить пояснения. Их надо представить в течение трех рабочих дней (раньше на это отводилось 10 дней).

Выездная проверка проводится по месту нахождения оператора или по месту обработки персональных данных.

Роскомнадзор ежегодно составляет и размещает у себя на сайте план проверок 2. Любой желающий может узнать,...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала только в мае + 10% по промокоду на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Рекомендовано для вас

Практика применения коллективных административных исков

Возможность подачи коллективных административных исков предусмотрена в сфере административных и иных публичных правоотношений, связанных с оспариванием НПА, решений, действий и бездействия государственных и муниципальных органов, защитой избирательных прав и права на участие в референдуме, а также иных категорий дел, предусмотренных ч. 2 ст. 1 КАС РФ. Рассказываем, что это такое, какие условия подачи и процессуальные особенности установлены в законе, а также приводим примеры подобных дел, дошедших до суда. Узнаете, какие преимущества дает подача коллективного иска.

Как ознакомиться с материалами дела в арбитражном суде онлайн

Ограничительные меры в период пандемии подтолкнули суды к созданию сервисов по удаленному взаимодействию. Одним из нововведений стало появление возможности ознакомления с материалами дела онлайн. Читайте о том, как получить доступ к аудиопротоколам и другим материалам с пошаговой инструкцией и образцом ходатайства об ознакомлении с материалами дела в электронном виде.

Сложности применения правил об исковой давности на практике

Исковая давность – ​это срок для защиты по иску лица, право которого нарушено. Об этом знает практически любой предприниматель и юрист. И в теории, когда этот срок истекает, никакие иски уже не страшны. Конечно, за исключением случаев, когда суд восстанавливает пропущенный по уважительной причине срок. Однако автор статьи столкнулся с экзотичной ситуацией, когда суд начал рассмотрение дела по существу и его даже не смутило, что истец подал иск по сделке десятилетней давности, а ответчику пришлось заявлять о пропуске срока несколько раз, чтобы добиться выполнения требований закона. И теперь автор статьи – ​практикующий юрист – ​делится своим опытом с читателями журнала. В том числе приводит образец заявления о применении исковой давности, который подойдет для многих случаев и поможет избежать взысканий и других неблагоприятных последствий предъявления иска.

Особенности группового иска в сфере гражданского судопроизводства

За границей институт групповых исков довольно успешно используется. У нас же он появился не так давно и поэтому к нему только начинают приглядываться заинтересованные лица и суды. Расскажем о повышенных требованиях к численности группы, правилах присоединения к ней и условиях подачи заявления и иска. Выясним, кому разрешено обращаться в суд с групповым иском по ГПК РФ, а также насколько может затянуться рассмотрение дела. Наш анализ судебой практики поможет избежать ошибок и выработать правильную стратегию поведения в суде.

Как ознакомиться с материалами дела в арбитражном суде онлайн

Ограничительные меры в период пандемии подтолкнули суды к созданию сервисов по удаленному взаимодействию. Одним из нововведений стало появление возможности ознакомления с материалами дела онлайн. Читайте о том, как получить доступ к аудиопротоколам и другим материалам с пошаговой инструкцией и образцом ходатайства об ознакомлении с материалами дела в электронном виде.

Топ-10 способов затянуть судебный процесс

Во многих случаях одной из сторон судебного спора бывает выгодно затянуть процесс разбирательства. Причин может быть масса: от намерения «избавиться» от спорных активов до банального желания отсрочить уплату долга. Но можно ли это сделать, не преступив закон? И как быть, если дело затягивает вторая сторона спора? Предлагаем ознакомиться с самыми популярными способами «отсрочить» вынесение судебного решения.

Скриншот: практика правоприменения

Многие юристы давно привыкли к тому, что доказательства – это или письменные документы (договоры, претензии, счета-фактуры, оплаченные счета и т.п.), или показания (в частности, свидетелей или сторон). Но прогресс не стоит на месте. Все чаще доказательствами становятся переписка по электронной почте (см. № 8’ 2011), SMS-сообщения (см. № 10’ 2011), факсограммы (читайте в следующем номере) и снимки с компьютерного монитора (скриншоты). О том, что и как можно подтвердить скриншотами, какая информация в них должна содержаться и каковы требования к таким снимкам, вы узнаете из статьи.

Как изменить предмет или основание иска

Судебный процесс начинается с искового заявления. В нем излагаются фактические обстоятельства, требования истца и доводы в их поддержку. На языке закона это называется предмет и основание иска. В статье расскажем, как их определять, а также научим правильно изменять в ходе судебного разбирательства, когда это необходимо. Важно не путать эти понятия и не допускать одновременного изменения предмета и основания иска.