Новый порядок проверок операторов персональных данных

Недавно Правительство РФ утвердило новые правила проверок операторов персональных данных1. Прежний Административный регламент (утв. приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 № 312), в котором были установлены правила проверок, утратил силу. Расскажем, как теперь будут проводиться плановые и внеплановые проверки. Поговорим и об ответственности за допущенные нарушения. Тем более что штрафы за нарушение законодательства о персданных немаленькие. За одно нарушение можно лишиться до 75 000 руб., за несколько – ​сотен тысяч рублей. Причем подобные меры могут применить даже к маленькой компании, которая, скажем, сделала небольшую интернет-рассылку.

Кого это касается?

В Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон) используется термин «оператор персональных данных». Это «физик» или компания, которые получают, хранят и обрабатывают информацию о физических лицах. Так, банки собирают данные о заемщиках, страховые компании – о застрахованных, а все работодатели – о своих сотрудниках.

Персональные данные – это любая информация, которая прямо или косвенно относится к конкретному человеку и позволяет его идентифицировать. Например:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата и место рождения;
  • адрес проживания;
  • семейное и социальное положение;
  • сведения об имуществе и доходах;
  • информация об образовании и профессии;
  • специальные данные: раса, национальность, религия, состояние здоровья, политические взгляды. По общему правилу эти данные нельзя обрабатывать (ст. 10 Закона);
  • биометрические данные: фотография, образец голоса, отпечатки пальцев.

Оператор может обрабатывать персональные данные только для достижения конкретных, заранее определенных и законных целей (ч. 2 ст. 5 Закона). Проверять, как организация работает с персональными данными, должен Роскомнадзор. Объем его полномочий достаточно широк. Ведомство может (п. 21 Правил):

  • запрашивать информацию и документы;
  • посещать и обследовать помещения, где работает оператор;
  • выдавать предписания об устранении нарушений;
  • использовать технику и оборудование для проверки и наблюдения;
  • получать доступ к программам и базам оператора, просматривать информацию, которая нужна для проверки условий хранения данных;
  • требовать прекращения обработки и удаления данных, если выявлены нарушения;
  • составлять административные протоколы;
  • обращаться в полицию и прокуратуру, если оператор мешает проверке;
  • запрашивать устные и письменные пояснения в ходе проверки.

Правила предусматривают три формы контрольных мероприятий: плановая и внеплановая проверки, а также наблюдение. Кроме этого, Роскомнадзор может проводить профилактические мероприятия и пресекать выявленные нарушения (п. 3 Правил).

Плановые проверки. Раз в три года

Плановая проверка может быть документарной или выездной. Но в подавляющем большинстве случаев плановые проверки проводятся с выездом «на местность».

Документарная проверка предполагает анализ документов и информации, полученных от оператора по письменному запросу Роскомнадзора. Документы надо передать в течение пяти рабочих дней со дня запроса (п. 27 Правил). Раньше этот срок был в два раза больше. Документы можно представить по старинке (в виде заверенных копий) или через Интернет с усиленной подписью. Датой представления документов является не дата отправки, а дата штампа Роскомнадзора о приемке (п. 28 Правил).

Если Роскомнадзор найдет какие-то противоречия, он может запросить пояснения. Их надо представить в течение трех рабочих дней (раньше на это отводилось 10 дней).

Выездная проверка проводится по месту нахождения оператора или по месту обработки персональных данных.

Роскомнадзор ежегодно составляет и размещает у себя на сайте план проверок 2. Любой желающий может узнать,...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Групповой иск в арбитражном процессе

Институт групповых исков призван повысить гарантии правовой защиты участников спора, которые получили возможность объединять свои усилия в противостоянии с общим ответчиком, допустившим нарушения, послужившие причиной для обращения в суд. Рассказываем, когда удобно обращаться с групповым иском по АПК РФ, каковы условия его принятия, что необходимо предусмотреть в соглашении между участниками группы, какие процессуальные нюансы учитывать. Приводим разъяснения Пленума ВС РФ и практику арбитражных судов, которая поможет сориентироваться при рассмотрении аналогичных дел.

Как отсрочить или рассрочить исполнение решения арбитражного суда

Экономические последствия пандемии коронавирусной инфекции могут осложнить исполнение судебных решений. Финансовые трудности затрудняют едино­временную выплату долга. Для таких случаев законодательство предусматривает механизм отсрочки или рассрочки исполнения. Но это исключительные меры, которые должны быть подкреплены убедительными доводами и доказательствами. Расскажем, когда их можно применить, как попросить суд об отсрочке или рассрочке исполнения решения, какие обстоятельства суд посчитает достаточными. Дадим формулировки для текстов заявлений о рассрочке и отсрочке, которые вы сможете использовать на практике.

Как на самом деле работают суды во время пандемии. История одного дня из жизни юриста

Пандемия коронавируса, безусловно, повлияла на жизнь каждого из нас и на работу всех организаций. Разумеется, не стали исключением и суды. В условиях пандемии они перешли на особый режим работы. Наша история о том, с какими сложностями приходится сталкиваться юристам при подаче или получении процессуальных документов в судах общей юрисдикции.

Рассмотрение арбитражных дел из дома

Пандемия новой коронавирусной инфекции оказала влияние не только на экономику и способы взаимодействия людей, но и на порядок рассмотрения споров в арбитражных судах. Благодаря карантину суды стали быстрее внедрять новые технологии, в том числе – ​возможность рассмотрения дел онлайн. К системе проведения онлайн-заседаний на дату написания этой статьи подключились 96 судов, в том числе самый загруженный – ​Арбитражный суд г. Москвы. О том, как проходит рассмотрение дел онлайн, с какими трудностями могут столкнуться участники спора, а также в чем отличие нового порядка от уже ставшей многим привычной ранее видео-конференц-связи – ​расскажем в нашей статье.

Скриншот: практика правоприменения

Многие юристы давно привыкли к тому, что доказательства – это или письменные документы (договоры, претензии, счета-фактуры, оплаченные счета и т.п.), или показания (в частности, свидетелей или сторон). Но прогресс не стоит на месте. Все чаще доказательствами становятся переписка по электронной почте (см. № 8’ 2011), SMS-сообщения (см. № 10’ 2011), факсограммы (читайте в следующем номере) и снимки с компьютерного монитора (скриншоты). О том, что и как можно подтвердить скриншотами, какая информация в них должна содержаться и каковы требования к таким снимкам, вы узнаете из статьи.

Рассмотрение арбитражных дел из дома

Пандемия новой коронавирусной инфекции оказала влияние не только на экономику и способы взаимодействия людей, но и на порядок рассмотрения споров в арбитражных судах. Благодаря карантину суды стали быстрее внедрять новые технологии, в том числе – ​возможность рассмотрения дел онлайн. К системе проведения онлайн-заседаний на дату написания этой статьи подключились 96 судов, в том числе самый загруженный – ​Арбитражный суд г. Москвы. О том, как проходит рассмотрение дел онлайн, с какими трудностями могут столкнуться участники спора, а также в чем отличие нового порядка от уже ставшей многим привычной ранее видео-конференц-связи – ​расскажем в нашей статье.

Топ-10 способов затянуть судебный процесс

Во многих случаях одной из сторон судебного спора бывает выгодно затянуть процесс разбирательства. Причин может быть масса: от намерения «избавиться» от спорных активов до банального желания отсрочить уплату долга. Но можно ли это сделать, не преступив закон? И как быть, если дело затягивает вторая сторона спора? Предлагаем ознакомиться с самыми популярными способами «отсрочить» вынесение судебного решения.

ВАС РФ упразднен. Что изменилось в арбитражном процессе?

Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность 5 августа 2014 г. А уже на следующий день вступил в силу закон, который «перекроил» процессуальное законодательство. В числе главных изменений – перестроение арбитражного процесса по аналогии с гражданским, появление второй кассационной инстанции, передача в суды общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов. Разберемся в тонкостях арбитражного процесса по новым правилам.