Top.Mail.Ru

Персональные данные потребителя: новые правила

В условиях глобализации мировой экономики и проникновения Интернета во все сферы жизни особое значение приобретает защита персональных данных. Доверяя государству и бизнесу свою персональную информацию, человек получает более удобный и качественный сервис, а также комфортную коммуникацию. Однако повсеместное и избыточное собирание персональной информации чревато серьезными рисками (незаконная передача персональных данных субъекта третьему лицу, их обработка в противоречии с заявленными целями или с превышением допустимых пределов, хищение и др.). В связи с этим были приняты изменения, направленные на защиту персональных данных потребителей, в т. ч. от их необоснованного сбора, которые вступят в силу в сентябре 2022 года. Рассказываем о новеллах, ведь многие их них коммерсантам нужно учесть в работе уже сейчас. А потребителям будет интересно узнать, на что они могут рассчитывать по новым правилам в случае нарушения их прав, какие возможности для них несут поправки.

Коммерческая ценность

В условиях цифровизации мировой экономики и расширения международного сотрудничества защита персональных данных приобретает особую значимость, поскольку люди ежедневно и неосознанно открывают к ним доступ широкому кругу лиц (например, заполняя анкеты для получения дисконтных карт, бонусов и скидок). Сбор и обработка большого объема персональной информации, характеризующей целые группы людей и их поведенческие особенности, позволяет предприимчивым коммерсантам монетизировать полученные данные, а также делать свои продукты более востребованными за счет извлекаемых конкурентных преимуществ.

Не секрет, что накапливание и анализ больших объемов данных (big data), включая персональную информацию, дает компаниям возможность продавать их на рынке, выстраивать и применять скоринговые модели, анализировать поведение клиентов, их запросы и предпочтения и благодаря этому делать адресные предложения, наращивая выручку. Информация давно превратилась в полноценный товар, пользующийся высоким спросом на рынке со стороны покупателей, работающих в разных сегментах.

Базовые требования к обработке персданных

Порядок получения статуса оператора по обработке персональных данных и его обязанности предусмотрены ст. 1, п. 2 ст. 3, ст. 5–6, 18–22.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152‑ФЗ «О персональных данных» 1. Указанный статус должен быть присвоен любым федеральным, региональным и муниципальным органам власти, юридическим и физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей, если они выполняют обработку персональных данных с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, либо без такого использования, если по своему характеру это соответствует автоматической обработке.

Оператор обязан направить уведомление в Роскомнадзор о своем намерении осуществлять обработку персданных. Направлять уведомления не требуется, если обработка персданных осуществляется:

  • в соответствии с трудовым законодательством РФ либо на основании договора с субъектом, при этом они не передаются третьим лицам;
  • в иных случаях, предусмотренных п. 2 ст. 22 Закона № 152‑ФЗ.

При прекращении обработки оператор также сообщает Роскомнадзору, направляя уведомление.

Оператор должен утвердить документы, связанные с обработкой перс­данных, назначить ответственное лицо, которое подчиняется непосредственно исполнительному органу оператора, что позволяет обеспечить независимость такого сотрудника от руководителей иных структурных подразделений компании-оператора.

Оператор должен самостоятельно определить состав и содержание организационных, технических и правовых мер для обеспечения защиты персональных данных, осуществлять внутренний контроль и/или аудит, знакомить работников с принятыми правилами работы, оценивать возможный вред, который он может причинить субъектам персональных данных. На своем сайте оператор должен разместить политику обработки персональных данных с указанием в ней всех необходимых параметров, которые представляют интерес для неопределенного круга лиц, использующих его товары или услуги. В таком документе оператор...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Как правильно составить согласие на обработку персональных данных

С декабря 2023 года штрафы за обработку персональных данных без согласия субъекта или с неверно составленным согласием выросли до 700 000 рублей. А за год до этого изменились и требования к самим согласиям на обработку персональных данных. Рассказываем, какие согласия и в каких случаях необходимо составлять, почему лучше оформлять разные согласия на обработку персданных, а не включать все в одно, приводим образцы согласий для наиболее типичных ситуаций, даем советы по оптимизации документооборота.

Типичные ошибки в работе с персональными данными

Изменение законодательства в сфере персональных данных и огромные штрафы за нарушения стимулируют еще раз проверить, все ли с персданными в организации в порядке. Автор выделяет 5 ошибок, которые чаще всего допускают организации в этой области.

Что можно скрыть при раскрытии отчетности

Федеральные стандарты позволяют раскрывать информацию об отчетности в ограниченном объеме, а контролирующие органы соглашаются ограничить доступ к ней на государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (bo.nalog.ru). Объясняем, что можно скрыть от пользователей отчетности и как это сделать законно. Приводим наглядную таблицу о том, как можно сократить пояснения к отчетности; образцы документов: приказа об ограничении раскрытия информации, заявления в Минфин России о предоставлении выписки из перечня подпадающих под ограничительные меры лиц, заявления в ИФНС России о сокрытии информации, содержащейся в ГИРБО.

Какие аргументы помогут в суде для снятия требования неустойки в полном объеме

Со взысканием неустойки может столкнуться каждая организация, причем как в качестве кредитора-взыскателя, так и должника. Последнее особенно неприятно, когда требования о неустойке необоснованны и несоразмерны допущенному нарушению. Однако закон и судебная практика содержат механизмы защиты против злоупотреблений подобными требованиями, и об этом стоит знать не только должникам, но и кредиторам. Поговорим о двух основных аргументах, которые можно привести против требований кредитора по неустойке, – ​когда для ее выплаты нет оснований и когда ее размер несоразмерен допущенному нарушению, вследствие чего кредитор может получить необоснованную выгоду. В этом номере приведем аргументы, которые убеждали суд в отсутствии оснований для взыскания неустойки.

Что смягчит административную ответственность

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности и назначении наказания согласно ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются не только характер совершенного правонарушения, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, но и наличие обстоятельств, отягчающих и (или) смягчающих ответственность. И последние особенно интересны, поскольку их можно самостоятельно «генерировать» даже на стадии рассмотрения дела, в отличие, скажем, от популярных оснований освобождения от административной ответственности – малозначительности правонарушения (ст. 2.9) и крайней необходимости (ст. 2.7) – которые «цементируются» в момент совершения правонарушения. Расскажем, что такое смягчающие обстоятельства, когда нарушитель может к ним апеллировать, на что упирать в ходе судебного заседания. Поясним, какие действия суды признают содействием в рассмотрении дела об административном правонарушении.

Какие аргументы помогут в суде для уменьшения неустойки

В первой части статьи мы рассмотрели аргументы, которые позволят убедить суд в отсутствии оснований для взыскания неустойки. Однако не всегда это возможно, и тогда остается лишь шанс на уменьшение ее размера. Проанализируем судебную практику, отметив, какие условия должны быть соблюдены, чтобы должник мог требовать снижения размера неустойки. Расскажем, что необходимо включить в ходатайство об уменьшении неустойки, что в принципе может сыграть на руку должнику, обращающемуся к суду с просьбой снизить неустойку. А также поделимся информацией, какие обстоятельства суд не убедят. В статье приведена судебная практика как в пользу должников, так и кредиторов, поэтому полезна всем участникам гражданских правоотношений.

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.