Печать как инструмент выявления экономических преступлений

Печать является необязательным реквизитом документа уже более 10 лет. Однако до сих пор многие организации ее используют. Автор – полковник полиции в отставке – делится практическим опытом, как наличие печати в организации могут использовать злоумышленники. Поймете, на что надо обратить внимание, чтобы не упустить контроль над финансами и не дать нечистоплотным на руку сотрудникам компании воспользоваться неурегулированностью в законодательстве, какие признаки могут свидетельствовать об отсутствии контроля и возможном осуществлении работниками незаконных действий с денежными и материальными ценностями.

Печать организации уже давно воспринимается как не основной реквизит документа. Сейчас, в отличие от советского периода, ей не уделяют особого внимания. Значение печати еще более понизилось с принятием Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» 1, который сделал владение печатью не обязанностью, а правом организации (за исключением случаев, предусмотренных законом).

На практике потребность в печати обычно определяется корпоративными традициями и сводится к проставлению оттиска печати на бланках / формах документов, где он предусмотрен, или к заверению подписей руководителей и отдельных работников на документах из-за соображений «солидности».

Однако с 18.08.2025 вступил в силу новый ГОСТ Р 7.0.97-2025 2, который описывает порядок проставления печати, что дает нам основание еще раз вернуться к рассмотрению роли печати в организации и разобраться, может ли неправильное оформление и использование печатей создать условия для мошеннических схем хищения собственности организации.

По сравнению с ранее действовавшим ГОСТ Р 7.0.97-2016 3 правила нового ГОСТ Р 7.0.97-2025 в части применения организациями печатей по сути не изменились (см. Фрагмент документа ниже).

Фрагмент документа

ГОСТ Р 7.0.97-2025 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»

5.24 Печать заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подписи печатью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации, имеющие право использовать гербовые печати, руководствуются при их изготовлении ГОСТ Р 51511.

Печать проставляется на свободном от текста месте, или захватывая часть наименования должности, так чтобы оставались видны имеющиеся на печати надписи и изображения. Печать проставляется, не захватывая собственноручной подписи лица, подписавшего документ.

Допускается обозначать место для печати на документе отметкой «МП» («Место печати»).

Напомним, что названный ГОСТ имеет рекомендательный характер, его нарушение законом не карается 4. При этом для правоприменителей наиболее важным моментом является положение Закона № 82-ФЗ, предусматривающее обязательное внесение сведений о наличии печати в устав организации. Соответствующие изменения внесены в п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Одновременно в качестве нововведения ГОСТ Р 7.0.97-2025 можно отметить ссылку на то, что организации, имеющие право использовать гербовые печати, руководствуются при их изготовлении ГОСТ Р 51511-2001 «Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования» 5. Организации, имеющие право использовать гербовые печати, определяются согласно Федеральному конституционному закону от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», и обычные юридические лица, ведущие предпринимательскую деятельность, к ним не относятся.

Получается, что владение печатью является не ...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Мошенничество и электронные подписи

Использование электронной подписи другими лицами не освобождает ее владельца от ответственности за неблагоприятные последствия, наступившие в результате таких действий. Поэтому правильная организация работы с электронной подписью защитит бизнес от финансовых махинаций. Ведь, как показывает практика, вариантов попадания ЭП в руки преступников всего два. Анализируем судебную практику, на основании которой разбираем проблемы, связанные с использованием электронной подписи в предпринимательстве. Делаем акцент на ситуациях, которые могут создать работники компании (по незнанию или даже со злым умыслом) или третьи (неустановленные) лица. В частности, предупреждаем о рисках возложения ответственности за причиненные организации убытки на генерального директора, который передал свою ЭП сотрудникам бухгалтерии или другим подчиненным и не осуществляет должного контроля за их действиями с ЭП. Даем советы, как такие риски минимизировать.

Печати на документах

Несмотря на то что печати стали не обязательны уже более 8 лет назад, мало организаций от них отказалось. Разбираем подробно, на каких документах и как ставить оттиск печати, какие виды печатей существуют, а также какие организации какие виды печатей имеют право использовать. Выясняем, может ли быть несколько основных печатей, как изготовить максимально защищенную печать, как навести порядок в использовании разных видов печатей в организации (основной, для договоров, для кадров и т. д.). Приводим образцы оформления приказов о вводе печати в оборот и выводе из него, журнала выдачи (учета) печатей, акта об уничтожении печати комиссией.

Три ошибки, которые приводят компанию и директора к убыткам

Во многих компаниях годами повторяются одни и те же организационные ошибки, которые в итоге способны привести к убыткам и даже банкротству. А с руководителя организации за это, как с ответственного лица, могут по суду взыскать причиненный ущерб; он также рискует быть привлеченным к субсидиарной ответственности по долгам компании. Мы проанализировали наиболее распространенные ситуации и комментируем 3 ошибки, которые на деле приводят к проблемам для фирмы и/или директора. Зная их «в лицо», сможете от них избавиться, снизить риски убытков и улучшить работу компании. А наш разбор судебной практики подскажет правильный вариант действий и поможет отстоять свои интересы. Среди прочего узнаете, как на гендира могут «повесить» убытки, связанные с бездействием в части взыскания просроченной дебиторской задолженности, или предъявить ему претензии по поводу отсутствия документального подтверждения направленности расходов на цели, связанные с деятельностью компании.

Особенности проведения торгов при банкротстве

Конкурсное производство – ​кульминация любой процедуры банкротства, а торги имуществом – ​кульминация конкурсного производства. Именно на торгах решается, насколько успешно удастся превратить конкурсную массу в «живые» деньги. И торги при банкротстве – ​это всегда столкновение интересов – ​кредиторов должника (они хотят получить за реализуемое имущество как можно больше) и потенциальных покупателей (они хотят заплатить за это имущество как можно меньше). Расскажем, как устроена процедура реализации имущества должника при банкротстве, как правильно проводить торги на электронных торговых площадках и как успешно в них участвовать.

Судебная доверенность: правила оформления и отмены

Как руководители организаций, так со своей стороны и юристы регулярно сталкиваются в работе с оформлением доверенностей: на получение товарно-материальных ценностей, представление интересов компании в различных госорганах, в том числе судах и др. В этой статье рассказываем, что учесть при составлении текста судебной доверенности, как сформулировать полномочия для разных судебных дел, отменить доверенность в случае конфликта с представителем и пр. В статье приводится 12 образцов документов, а также формулировок в доверенности и иные связанные с ними документы.

Мошенничество и электронные подписи

Использование электронной подписи другими лицами не освобождает ее владельца от ответственности за неблагоприятные последствия, наступившие в результате таких действий. Поэтому правильная организация работы с электронной подписью защитит бизнес от финансовых махинаций. Ведь, как показывает практика, вариантов попадания ЭП в руки преступников всего два. Анализируем судебную практику, на основании которой разбираем проблемы, связанные с использованием электронной подписи в предпринимательстве. Делаем акцент на ситуациях, которые могут создать работники компании (по незнанию или даже со злым умыслом) или третьи (неустановленные) лица. В частности, предупреждаем о рисках возложения ответственности за причиненные организации убытки на генерального директора, который передал свою ЭП сотрудникам бухгалтерии или другим подчиненным и не осуществляет должного контроля за их действиями с ЭП. Даем советы, как такие риски минимизировать.

Печати на документах

Несмотря на то что печати стали не обязательны уже более 8 лет назад, мало организаций от них отказалось. Разбираем подробно, на каких документах и как ставить оттиск печати, какие виды печатей существуют, а также какие организации какие виды печатей имеют право использовать. Выясняем, может ли быть несколько основных печатей, как изготовить максимально защищенную печать, как навести порядок в использовании разных видов печатей в организации (основной, для договоров, для кадров и т. д.). Приводим образцы оформления приказов о вводе печати в оборот и выводе из него, журнала выдачи (учета) печатей, акта об уничтожении печати комиссией.

Особенности проведения торгов при банкротстве

Конкурсное производство – ​кульминация любой процедуры банкротства, а торги имуществом – ​кульминация конкурсного производства. Именно на торгах решается, насколько успешно удастся превратить конкурсную массу в «живые» деньги. И торги при банкротстве – ​это всегда столкновение интересов – ​кредиторов должника (они хотят получить за реализуемое имущество как можно больше) и потенциальных покупателей (они хотят заплатить за это имущество как можно меньше). Расскажем, как устроена процедура реализации имущества должника при банкротстве, как правильно проводить торги на электронных торговых площадках и как успешно в них участвовать.