Печать является необязательным реквизитом документа уже более 10 лет. Однако до сих пор многие организации ее используют. Автор – полковник полиции в отставке – делится практическим опытом, как наличие печати в организации могут использовать злоумышленники.
Поймете, на что надо обратить внимание, чтобы не упустить контроль над финансами и не дать нечистоплотным на руку сотрудникам компании воспользоваться неурегулированностью в законодательстве, какие признаки могут свидетельствовать об отсутствии контроля и возможном осуществлении работниками незаконных действий с денежными и материальными ценностями.
Печать организации уже давно воспринимается как не основной реквизит документа. Сейчас, в отличие от советского периода, ей не уделяют особого внимания. Значение печати еще более понизилось с принятием Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» 1, который сделал владение печатью не обязанностью, а правом организации (за исключением случаев, предусмотренных законом).
На практике потребность в печати обычно определяется корпоративными традициями и сводится к проставлению оттиска печати на бланках / формах документов, где он предусмотрен, или к заверению подписей руководителей и отдельных работников на документах из-за соображений «солидности».
Однако с 18.08.2025 вступил в силу новый ГОСТ Р 7.0.97-2025 2, который описывает порядок проставления печати, что дает нам основание еще раз вернуться к рассмотрению роли печати в организации и разобраться, может ли неправильное оформление и использование печатей создать условия для мошеннических схем хищения собственности организации.
Правила оформления и использования печатей
По сравнению с ранее действовавшим ГОСТ Р 7.0.97-2016 3 правила нового ГОСТ Р 7.0.97-2025 в части применения организациями печатей по сути не изменились (см. Фрагмент документа ниже).
Фрагмент документа
ГОСТ Р 7.0.97-2025 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»
5.24 Печать заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подписи печатью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организации, имеющие право использовать гербовые печати, руководствуются при их изготовлении ГОСТ Р 51511.
Печать проставляется на свободном от текста месте, или захватывая часть наименования должности, так чтобы оставались видны имеющиеся на печати надписи и изображения. Печать проставляется, не захватывая собственноручной подписи лица, подписавшего документ.
Допускается обозначать место для печати на документе отметкой «МП» («Место печати»).
Напомним, что названный ГОСТ имеет рекомендательный характер, его нарушение законом не карается 4. При этом для правоприменителей наиболее важным моментом является положение Закона № 82-ФЗ, предусматривающее обязательное внесение сведений о наличии печати в устав организации. Соответствующие изменения внесены в п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Одновременно в качестве нововведения ГОСТ Р 7.0.97-2025 можно отметить ссылку на то, что организации, имеющие право использовать гербовые печати, руководствуются при их изготовлении ГОСТ Р 51511-2001 «Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования» 5. Организации, имеющие право использовать гербовые печати, определяются согласно Федеральному конституционному закону от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», и обычные юридические лица, ведущие предпринимательскую деятельность, к ним не относятся.
Получается, что владение печатью является не ...