Все больше контролеров переходят на риск-ориентированный подход при проведении выездных проверок. Сегодня его применяют при 24 видах федерального и 6 видах регионального контроля. Разберемся, в чем суть нового подхода к проверкам, какие органы его используют и как он сказывается на бизнесе.
В законодательстве риск-ориентированный подход к проведению проверок был закреплен в 2015 году. Тогда в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) появилась новая статья 8.1. После этого Правительство РФ подготовило правила отнесения деятельности организации к определенным категориям риска и перечень видов контроля, при которых применяется новый подход (постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806).
Примечательно, что изначально в перечне было всего 3 пункта. Но поскольку опыт использования риск-ориентированного подхода был признан удачным, список постоянно расширялся. Сейчас в нем 30 видов надзора (включая региональный), а со следующего года будет 32. И, скорее всего, эта тенденция продолжится.
Предполагается, что благодаря новому подходу проверяющие органы должны:
- тратить меньше ресурсов на контрольные мероприятия;
- облегчать работу компаниям, которые занимаются не опасной деятельностью;
- уделять больше внимания организациям, нарушения со стороны которых могут повлечь серьезную общественную угрозу.
В нынешнем году из-за пандемии проведение проверок существенно ограничено (Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»). Так, внеплановые проверки проводятся только в 4 случаях (постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля…»):
- по факту причинения (угрозы причинения) вреда жизни, здоровью граждан или возникновения чрезвычайных ситуаций (при условии согласования проверки с прокуратурой);
- для контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан;
- на основании поручения Президента РФ или Правительства РФ, требования прокурора;
- для предоставления или возобновления действия лицензии (разрешения, правового статуса).
Причем большинство проверок – дистанционные. Исключения могут быть установлены Президентом РФ, Правительством РФ или прокурором и только для первых трех пунктов списка.
А в рамках плана проверить могут лишь организацию, которая не относится к субъектам малого (среднего) предпринимательства. И то при условии, что ее деятельность (производственные объекты) отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо к 1 классу (категории) опасности, а также если в организации установлен режим постоянного государственного контроля (надзора). Причем проверка тоже будет дистанционной.
Виды контроля