Многие считают кавычки ни на что не влияющим знаком препинания. Дескать, их наличие или отсутствие в официальных документах (договорах, актах, накладных, платежках и т. п.) не имеет юридического значения. Однако анализ практики рассмотрения дел в судах показывает, что это совсем не так. Мы изучили судебные акты, касающиеся использования кавычек. Расскажем, чем может обернуться пренебрежительное отношение к этому знаку препинания.
Ситуация 1. Налоговый спор
Кавычки – обязательный элемент наименования компании. Если их не использовать, например, в официальных бумагах или на печати, могут возникнуть проблемы с налоговой инспекцией.
ИФНС провела проверку компании, по результатам которой пришла к выводу о нереальности операций с отдельными контрагентами. Проверяющие обратили внимание на, казалось бы, незначительный нюанс: отсутствие кавычек на оттисках печатей контрагентов. На первый взгляд в этом нет ничего страшного. Вот только в банковских досье на тех же контрагентов были документы, на которых стояла печать с кавычками. Этот факт, наряду с прочими, стал основанием для снятия расходов по сделкам и доначисления НДС (решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.04.2019 по делу № А42-762/2018).
От подобных неприятностей может защитить преддоговорная проверка контрагента. Особое внимание – к уставу. Если печать у компании есть, она проставляется на этом документе. Причем ее оттиск должен быть подлинным.
Еще одно требование налоговой касается использования кавычек в сокращенном наименовании компании. Инспекторы считают, что эти знаки препинания обязательны. Суды поддерживают налоговиков. Например, нельзя указать без кавычек сокращенное наименование ЗАО ЦМА (решение Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2018 по делу № А55-26171/2018).
Ситуация 2. Спор о защите прав потребителей
Наряду с налоговой есть еще два госоргана, которые могут заинтересоваться кавычками в названии компании. Это ФАС России и Роспотребнадзор. Повод для проявления интереса – п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Там сказано, что продавец (исполнитель) обязан иметь вывеску. В ней, среди прочего, должно быть указано его наименование. В кавычках или нет – не уточняется. Но если кавычек не будет, у проверяющих могут возникнуть вопросы.
Антимонопольная служба провела проверку компании. Было установлено, что на вывесках во всех филиалах название организации было указано без кавычек. Проверяющие посчитали это нарушением. Компании выдали предписание: «довести до сведения потребителей наименование организации, соответствующее закрепленному фирменному наименованию». Однако у суда насчет кавычек на вывеске было другое мнение. Арбитры указали, что отсутствие кавычек в наименовании «не влияет на признание указанного наименования неверным, не соответствующим учредительным документам юридического лица и данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с чем, не свидетельствует о нарушении прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации» (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2013 по делу № А73-16071/2012).
Аналогичные претензии могут быть и у Роспотребнадзора (см., например, решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.03.2013 по делу № А73-16071/2012).
Учитывая имеющуюся практику, в случае спора суд, скорее всего, не найдет нарушения в отсутствии кавычек на вывеске. Но стоит ли рисковать и доводить дело до суда?
Ситуация 3. Спор о недобросовестной рекламе
Спор о недобросовестной рекламе – еще одна ситуация, когда антимонопольная служба может заинтересоваться кавычками в тексте. Правда, речь идет об этих знаках препинания не в названии компании, а в ее рекламных текстах. Рассмотрим характерный пример.
Потребительский кооператив разместил у себя в офисе рекламу вкладов. Клиентам предлагалось внести деньги под 13,95% годовых. Вот только право привлекать вклады есть лишь у финансовых организаций (ч. 14 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38‑ФЗ «О рекламе», далее – Закон о рекламе). В свое оправдание кооператив заявил: «В спорных рекламных объявлениях слово ВКЛАД указано в кавычках, тем самым имелось в виду иносказание. Вклады кооператив никогда не принимал и не принимает, поэтому рекламирование услуг по договорам вклада у кооператива не имелось и не осуществлялось». Однако суд с такой логикой не согласился: кооператив рекламировал именно вклады и даже указывал процентную ставку. А значит, налицо реклама финансовых услуг и, как следствие, нарушение Закона о рекламе (решение Арбитражного суда Курганской области от 09.10.2019 по делу № А34-2088/2019).
Мы же делаем вывод: юридическим терминам вряд ли можно придать иносказательный смысл, заключив их в кавычки. Суды могут не воспринять аллегорию и истолковать все слова и выражения буквально.
Ситуация 4. Спор при госзакупках
Еще одна сфера, где наличие или отсутствие кавычек в названии компании может иметь значение, – государственные (муниципальные) закупки. В заявках на участие в контрактных процедурах нужно указывать максимально точные сведения о компании, включая кавычки в наименовании. Иначе другие участники могут попытаться оспорить результаты процедуры.
Компания участвовала в электронном аукционе. По его результатам заняла «почетное» третье место. Но не смирилась с поражением и решила оспорить результаты торгов. В суде она заявила, что победитель представил о себе недостоверные сведения. Среди прочего, проставил лишние кавычки в своем названии: по две открывающих и по две закрывающих. На счастье победителя аукциона, суд посчитал лишние кавычки «технической ошибкой», которая «не свидетельствует о предоставлении участниками размещения заказа недостоверных сведений о своих фирменных наименованиях» (решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.04.2013 по делу № А12-3614/2013).
Здесь, как и в предыдущей ситуации, суд нарушений не нашел. Но из-за обычных кавычек победителю аукциона пришлось тратить средства, силы и время на судебную тяжбу. Куда проще просто не давать повода для подобных претензий.
Ситуация 5. Спор с контрагентом
Наличие или отсутствие кавычек на той же печати может сыграть важную роль и в споре с контрагентом.
Компания решила взыскать с контрагента задолженность по договору, а также неустойку за просрочку платежа. Всего более 500 000 руб. В суде выяснилось, что договор и сопроводительные документы к нему – липовые. Директор контрагента пояснила, что подписи на бумагах не ее. Оттиски печати тоже не те: на оригинальных в названии компании кавычки есть, а на тех, что стоят на документах по сделке, – нет. Итог: в иске было отказано (решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2019 по делу № А56-11100/2019).
Наша рекомендация: при рассмотрении спора в суде обращать внимание на все, даже самые маленькие нюансы. Это поможет отбиться от претензий контрагента. Или, наоборот, взыскать с него какие-то суммы.
Ситуация 6. Спор о перечислении денег
Отсутствие кавычек при указании наименования компании в расчетных документах тоже может обернуться проблемами. Примечательно, что в положении Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» про кавычки не сказано ни слова. Зато на практике при их отсутствии есть вероятность, что платеж не пройдет. А это, вполне возможно, приведет к спору.
Компания заключила договор страхования. В соответствии с ним организация была обязана перечислить страховую премию в течение пяти дней. И фирма попыталась перечислить деньги. Однако в квитанции на оплату наименование получателя было указано без кавычек. Из-за этого банк не провел платеж. Страховую премию компания заплатила позже: спустя несколько месяцев. А когда произошел страховой случай, страховщик заявил: договор не действует, т. к. компания пропустила срок платежа. На счастье организации, суд с этим доводом не согласился. Арбитры напомнили, что в общем случае договор страхования начинает действовать с момента уплаты страховой премии или первого ее взноса. Об этом сказано в ст. 957 ГК РФ (решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.12.2016 по делу № А72-4815/2016).
Конечно, вероятность возникновения аналогичного спора не велика. Но стоит ли рисковать? Не проще ли в расчетных документах расставить все кавычки на свои места?
Ситуация 7. Спор о деловой репутации
Правильное использование кавычек может помочь в споре с конкурентом, который посчитает, что ваша компания опорочила его деловую репутацию. Если расставить кавычки в нужных местах текста, можно будет отбиться от претензий.
На региональном информационном сайте была опубликована негативная статья о компании. Заголовок статьи гласил: «Саратовские мусорные контракты утонули в “Днепре”: регоператор “подарил” накосячившему подрядчику еще 6 млрд рублей». Истец утверждал, что ничего никому не дарил. Ответчик возражал: слово «подарил» взято в кавычки. А значит, его нельзя «трактовать в прямом значении, как подарок или иное безвозмездное действие». Суд с таким доводом согласился. Но признал порочащей другую фразу из статьи: «с задачей своей подрядчик категорически не справился» (решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.12.2019 по делу № А62-4044/2019).
Похожий спор рассмотрел Арбитражный суд Удмуртской Республики. Там в кавычках было слово «заработал». И суд посчитал его оценочным (решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.10.2019 по делу № А71-20198/2017).
Если организация все-таки решит написать что-то негативное (но правдивое!) о других фирмах, нужно учитывать не только нормы о деловой репутации, но и правила русского языка. Согласно Д.Э. Розенталю, выделяются кавычками следующие слова:
- непривычные, малоупотребительные, на которые автор хочет обратить внимание: Петушков «стрепенулся», а солдат вытянулся;
- употребленные в необычном, особом значении: Мне объявили, что я должен прожить тут еще три дня, ибо «оказия» из Екатеринодара еще не проходила;
- представляющие собой малоизвестные термины: Вечером мы с охотником Ермолаем отправились на «тягу»… Но, может быть, не все мои читатели знают, что такое «тяга»;
- устарелые или, наоборот, совсем новые, если подчеркивается эта их особенность: На открытие коммуны собрался весь актив районной «комсы»;
- сказанные иронически: Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух о «высоких персонах»;
- из чужого текста;
- разъясняющие термины, выражения: Хороший в смысле «добрый»;
- употребленные в условном значении (применительно к ситуации или контексту): «Противник» применил «атомное оружие».
В качестве заключения можно дать просто совет: не пренебрегать кавычками при указании наименования организации. Это не сложно и не отнимет много времени. Зато убережет от возможных неприятностей, в т.ч. и рисков споров с госорганами.
Мнение эксперта
Наталья Свистунова, главный редактор журнала «Юридический справочник руководителя»
В ЕГРЮЛ можно встретить самые разные наименования организаций с кавычками, которые далеко не всегда следуют нормам русского языка.
Посмотрим, какие примеры встречаются (обратите внимание на расстановку кавычек и их отсутствие в некоторых примерах):
Вариант 1. ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "УНИВЕРСАЛ"".
Вариант 2. ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "СТРОИМ ДОМ".
Вариант 3. ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ РУССКИЙ ОСЁТР".
Вариант 4. ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ "КАРАТ-ТРЕЙД".
Вариант 5. ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ ДИАМОНД.
В русском языке традиционно используются французские «елочки». Если же надо поставить кавычки внутри кавычек, то используются немецкие “лапки”. Если поставить разные кавычки невозможно, то рядом кавычки одного рисунка не ставятся (как в варианте 1), а оставляют лишь одни закрывающиеся кавычки (как в варианте 2).
Правила эти не жесткие, и отвечая на многочисленные вопросы о правильности проставления кавычек в наименованиях организаций, специалисты с Грамоты.ру отмечают, что проблема эта не пунктуационная, а скорее типографской эстетики.
Если обратиться к правилам русского языка, то когда наименование организации идет с родовым словом (общество с ограниченной ответственностью, публичное акционерное общество и пр.), то употребление кавычек обязательно. Например: ПАО «Сбербанк России», ПАО «Аэрофлот – Российские авиалинии». Поэтому варианты 4 и 5, где отсутствуют кавычки перед словами «ТОРГОВЫЙ ДОМ», также являются неправильными.
Идеальным с точки зрения русской грамматики является вариант ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ “УНИВЕРСАЛ”». Однако этот пример в ЕГРЮЛ вы не встретите. Там используются только немецкие “лапки”. Поэтому при проверке контрагента, составлении документов и пр. на первый план выходят не правила русского языка, а то начертание наименования, которое внесено в ЕГРЮЛ. Не поленитесь и проверьте, как правильно, а потом во всех документах вносите название организации (свое или партнера) именно в таком виде.