Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает несколько видов наказаний. Одним из них является дисквалификация. Что представляет собой это наказание? Кто и за что может быть дисквалифицирован? На какой срок? Можно ли «обойти» судебное решение о дисквалификации? И, главное, стоит ли бояться этого наказания? Ответы на перечисленные и на многие другие вопросы вы найдете в статье.
Любое юридическое лицо по своей природе – правовая фикция. Его воля представляет собой волю лиц, «владеющих» и управляющих данной организацией. Именно они, действуя от имени (и хорошо, если в интересах) юридического лица, и допускают нарушения законодательства. Поэтому КоАП РФ предусматривает не только ответственность для юридических лиц, которая по своей экономической сути является наказанием собственников бизнеса, снижая прибыль компании, ее капитализацию и т.п. Он также предусматривает наказания для должностных лиц. Наиболее серьезное из них – дисквалификация. Действительно, если, заплатив штраф, можно еще заработать, тем более что в большинстве случаев наказанный продолжает работать на прежней должности, то дисквалификация влечет необходимость изменения всего сложившегося уклада жизни.
В настоящей статье мы рассмотрим основания и особенности применения данного вида административной ответственности. Определим порядок действий для организации, сотрудники которой подверглись подобному наказанию, и рассмотрим все чаще встречающуюся ситуацию приема на работу сотрудника, имеющего запрет на занятие определенных должностей.
Кого?
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать определенные должности. На наш взгляд, можно выделить три категории лиц (должностей), в отношении которых действующее законодательство предусматривает возможность применения дисквалификации.
В первую категорию можно выделить должности государственной гражданской службы, органов управления субъектов РФ и муниципальных органов. Вторая – должности в исполнительном органе управления юридического лица; должности, входящие в совет директоров (наблюдательный совет); лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также те, кто управляет компанией в иных случаях, предусмотренных законодательством. Третья – индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся частной практикой (арбитражный управляющий).
Как видим, всех этих лиц объединяет одна общая черта – высокая степень самостоятельности при принятии решений и либо потенциальная возможность «административного произвола» (для служащих и сотрудников на руководящих должностях организаций), либо потенциальная опасность принятых ими решений для третьих лиц (предприниматели и лица, ведущие частную практику). Из данных категорий в контексте нашей статьи нам интересна только вторая. Но какие должностные лица находятся под ударом?
В ст. 3.11 КоАП РФ сказано о применении дисквалификации «к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета)». Определение и перечень лиц, осуществляющих такие функции, содержи ст. 2.4 КоАП РФ. Однако она раскрывает эти понятия прежде всего по отношению к должностям государственной и муниципальной службы, оставляя достаточно большие пробелы в отношении должностных лиц организаций. В качестве субъектов ответственности данная статья четко выделяет только:
- членов советов директоров (наблюдательных советов);
- членов коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций);
- членов счетных комиссий;
- членов ревизионных комиссий (ревизоры);
- членов ликвидационных комиссий юридических лиц;
- руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций (руководители управляющих компаний).
В отношении же остальных лиц указано: руководители и другие работники, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Такая размытость часто приводит к серьезным проблемам при определении круга лиц, которых можно привлечь к ответственности. Пленум ВС РФ в постановлении от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» определил, что организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и деньгами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций, а также совершение иных действий (принятие решений о начислении зарплаты, премий, контроль движения материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.).
На наш взгляд, данные определения для коммерческих организаций, по сути, ограничивают круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, занимающими «первую» должность (генеральные директоры, директоры, президенты, руководители филиалов) и главными бухгалтерами. В отношении других лиц применение дисквалификации требует дополнительно доказать наличие у данного лица полномочий и возможностей для совершения административного проступка. Например, директор по персоналу может рассматриваться как субъект ответственности, только если на него приказом возложены соответствующие полномочия и ему переданы права по управлению коллективом.
За что?
КоАП РФ предусматривает серьезное ограничение случаев, когда может быть применена дисквалификация. Необходимо заметить, что последние несколько лет число правонарушений, за которые может быть применено это наказание, значительно выросло. Однако большая часть из них относится к специфическим случаям. Так, есть ряд специальных составов для лиц, осуществляющих управление электростанциями, есть перечень административных нарушений, за которые могут быть дисквалифицированы лица, управляющие депозитариями или участниками рынка ценных бумаг (РЦБ). Большинство организаций не могут столкнуться с обвинениями по данным статьям КоАП РФ. Наиболее вероятно, что их могут привлечь к ответственности по следующим основаниям:
Как?
Административную дисквалификацию может назначить только суд. Срок наказания может варьироваться от шести месяцев до трех лет. Однако что касается порядка исполнения решения суда, то не всегда все оказывается гладко.
В соответствии со ст. 32.11 КоАП РФ постановление о дисквалификации должно быть исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, немедленно после вступления постановления в законную силу. При этом исполнить постановление о дисквалификации – значит прекратить договор (контракт) с дисквалифицированным лицом. Если вчитаться в формулировки закона, то нельзя не озадачиться. Дисквалифицированное лицо должно само исполнить постановление, да еще и путем прекращения договора. Но договор – это соглашение более чем одного лица, и порядок его расторжения регулируется...