Новые веяния в применении законодательства о рекламе

В октябре 2012 года Пленум ВАС РФ издал постановление, касающееся применения Федерального закона «О рекламе». Документ получился достаточно объемным и многогранным. Расскажем о наиболее важных положениях, существенно повлияющих на решения, которые будут принимать арбитражные суды.

Разъяснения, которые дает Пленум ВАС РФ, в ряде случаев способны перевернуть сложившуюся по тому или иному вопросу судебную практику. Именно поэтому эксперты с нетерпением ждали постановления от 08.10.2012 № 58, посвященного некоторым вопросам, возникающим при рассмотрении арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Федерального закона «О рекламе». Надо сказать, что ВАС РФ принял данный документ после длительных дискуссий. Не удивительно, что он имеет далеко идущие последствия.

Определение

В первую очередь Пленум ВАС РФ попытался разъяснить, что же, собственно, является рекламой, а что нет. Вообще, соответствующее определение дано в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Данной нормой установлено, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В связи с этим такая информация должна отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе. Однако на деле не все так просто.

Определяющими в данном случае являются два критерия: аудитория, для которой предназначена информация, и цель ее размещения. Кстати, именно ими «оперируют» представители Минфина России в целях налогообложения при квалификации тех или иных затрат как рекламных.

Напомним, что согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются затраты на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг), деятельности в целом, товарного знака и знака обслуживания. При этом необходимо учитывать положения п. 4 ст. 264 НК РФ. Там сказано, что к расходам на рекламу в целях налогообложения относятся:

  • расходы на рекламные мероприятия в СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению);
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Все перечисленные расходы учитываются при налогообложении прибыли в полном объеме.

А вот иные затраты на рекламу, в т.ч. на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, учитываются лишь в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

Таким образом, в налоговом учете рекламные расходы могут быть учтены как в размере фактически понесенных затрат, так и в пределах указанных норм. Однако прежде все же необходимо определиться, а относятся ли вообще понесенные затраты к расходам на рекламу. Так, контролирующие органы не относят к таковым следующие виды расходов:

  • на размещение информации о товарах (работах, услугах), деятельности и т.п. в целях привлечения внимания к ним на квитанциях по оплате квартир (письмо Минфина России от 10.09.2007 № 03-03-06/1/655);
  • на адресную почтовую рассылку рекламных материалов (письма Минфина России от 24.04.2006 № 03-03-04/1/390 и ФНС России от 11.02.2005 № 02-1-08/24@);
  • на проведение дегустации продовольственных товаров в учреждениях и организациях или на «закрытых» встречах (письма Минфина России от 04.08.2010 № 03-03-06/1/520, УФНС по г. Москве от 19.11.2004 № 26-12/74944);
  • на сувенирную продукцию (в т.ч. содержащую логотип налогоплательщика), которая передается во время проведения деловых встреч (письма Минфина России от 08.10.2008 № 03-03-06/1/567, УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2) и пр.

Во всех указанных случаях информация предназначена для определенного круга лиц. А значит, она по определению не признается рекламой.

Добровольно-принудительная реклама

Между тем Пленум ВАС РФ в постановлении от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Рекомендовано для вас

Как взыскать с оппонента судебную неустойку

Помимо классической неустойки, которая устанавливается договором, кредитор может наказать своего должника и за неисполнение принятого против него судебного акта. Как известно, судебные акты подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ, выполнение этого требования достигается за счет использования различных средств, и взыскание судебной неустойки – ​одно из них. Расскажем о том, когда и, самое главное, в каком размере ее можно взыскать. Приведем образцы различных формулировок для подачи документов в суд в целях взыскания судебной неустойки.

Какие аргументы помогут в суде для снятия требования неустойки в полном объеме

Со взысканием неустойки может столкнуться каждая организация, причем как в качестве кредитора-взыскателя, так и должника. Последнее особенно неприятно, когда требования о неустойке необоснованны и несоразмерны допущенному нарушению. Однако закон и судебная практика содержат механизмы защиты против злоупотреблений подобными требованиями, и об этом стоит знать не только должникам, но и кредиторам. Поговорим о двух основных аргументах, которые можно привести против требований кредитора по неустойке, – ​когда для ее выплаты нет оснований и когда ее размер несоразмерен допущенному нарушению, вследствие чего кредитор может получить необоснованную выгоду. В этом номере приведем аргументы, которые убеждали суд в отсутствии оснований для взыскания неустойки.

Какие аргументы помогут в суде для уменьшения неустойки

В первой части статьи мы рассмотрели аргументы, которые позволят убедить суд в отсутствии оснований для взыскания неустойки. Однако не всегда это возможно, и тогда остается лишь шанс на уменьшение ее размера. Проанализируем судебную практику, отметив, какие условия должны быть соблюдены, чтобы должник мог требовать снижения размера неустойки. Расскажем, что необходимо включить в ходатайство об уменьшении неустойки, что в принципе может сыграть на руку должнику, обращающемуся к суду с просьбой снизить неустойку. А также поделимся информацией, какие обстоятельства суд не убедят. В статье приведена судебная практика как в пользу должников, так и кредиторов, поэтому полезна всем участникам гражданских правоотношений.

Когда к ответственности привлекут и организацию, и должностное лицо

Одной из самых неприятных ситуаций для любого предпринимателя является внимание к его персоне со стороны проверяющих, которые обязательно находят в его деятельности нарушения и карают по всей строгости закона. На практике некоторые пытаются уходить от административной ответственности, свалив все на своих должностных лиц. Однако получается это не всегда, более того, зачастую проверяющие наказывают и тех и других. Почему так происходит, можно ли этого избежать, расскажем в статье.

Если подпись оказалась поддельной

К сожалению, подделка подписей – ​распространенное явление нашей действительности. Для многих из нас поставить автограф «за того парня» – ​обычное дело. Конечно, многие фальсификации относительно безобидны (вспомним подделки подписей учителей в бумажных школьных дневниках). Но в некоторых случаях подделка подписи может довести до тюрьмы. Выясним, когда это может произойти; как самому определить, что подпись фальшивая; и главное – ​что делать при обнаружении подделки.

Когда к ответственности привлекут и организацию, и должностное лицо

Одной из самых неприятных ситуаций для любого предпринимателя является внимание к его персоне со стороны проверяющих, которые обязательно находят в его деятельности нарушения и карают по всей строгости закона. На практике некоторые пытаются уходить от административной ответственности, свалив все на своих должностных лиц. Однако получается это не всегда, более того, зачастую проверяющие наказывают и тех и других. Почему так происходит, можно ли этого избежать, расскажем в статье.

Перерасход ГСМ? За счет водителя!

Большинство средних и крупных компаний располагает собственными транспортными средствами. На их эксплуатацию неизбежно приходится тратить деньги, причем немалые. А если еще и нерадивый работник решит переливать бензин из служебной машины в личную, то содержание автомобиля станет поистине золотым. Как выявить хищение ГСМ? Что нужно знать, чтобы доказать вину водителя? Наконец, какова процедура его привлечения к материальной ответственности и существуют ли альтернативные варианты компенсации перерасходованного топлива? Ответы на эти, а также многие другие вопросы вы найдете в статье.

Малозначительность: когда получится «уйти» от ответственности

КоАП РФ содержит несколько оснований для освобождения от административной ответственности, одно из которых – ​малозначительность административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ). В 8 из 10 просматриваемых судебных дел привлекаемое к ответственности лицо пытается прямо или косвенно сослаться на малозначительность правонарушения. Однако суды в основном такие доводы отклоняют. Почему так происходит и что в действительности следует понимать под малозначительностью – ​расскажем в этой статье. С помощью нашей подборки судебной практики вы сможете сориентироваться при схожих с рассмотренными обстоятельствах и не упустите шанс избежать ответственности, когда это возможно.