Top.Mail.Ru
Продолжаем цикл статей, посвященных ежегодному очередному оплачиваемому отпуску. На этот раз рассмотрим порядок предоставления отдыха за второй и последующие годы работы. Какие документы необходимо составить, в какие сроки, как ознакомить с ними работника, когда можно предоставить сам отпуск, как его перенести, как отозвать сотрудника с отдыха и пр.

Продолжим разговор, начатый в прошлом номере журнала об отпусках за первый год работы у работодателя. Теперь нам предстоит разобраться в том, как оформляется отпуск за второй и последующие годы работы. Вы узнаете, как составить все необходимые документы. Должное внимание мы уделим графику отпусков, извещению работника о начале его отпуска, приказам. Остановимся на вопросах документального оформления перенесения отпуска, его продления и отзыва сотрудника из отпуска.

После отработки первого года отпуск предоставляется в любое время, в т.ч. авансом. Главное, чтобы отпуск не оформлялся ранее наступления того рабочего года, за который он полагается.

В отпуск – по графику

В целях упорядочения предоставления ежегодного времени отдыха работающим по трудовому договору законодательство предусматривает, что очередность отпусков устанавливается специальным документом, который в обязательном порядке должен быть в любой организации, использующей наемный труд, – графиком отпусков. Причем закон предписывает утверждать данный график не позднее чем за 2 недели до наступления каждого календарного года (ч. 1 ст. 123 ТК РФ).

К сведению

График отпусков на 2013 год должен был утверждаться не позднее 17.12.2012.

Если новый сотрудник поступил на работу в конце года, то работодатель может отразить и его отпуск в графике на следующий календарный год.

Сколько и когда «гуляем»?

О том, в каких документах устанавливается продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и сколько она может составлять, мы говорили в прошлом номере. Сейчас обратим внимание на следующее. Так как отпуск исчисляется по ТК РФ в календарных днях, обычные выходные дни (суббота и воскресенье) в число календарных дней отпуска включаются всегда. А вот если на период ежегодного основного отпуска попадут нерабочие праздничные дни 1, то они в число календарных дней отпуска войти не должны (ч. 1 ст. 120 ТК РФ).

Пример 1

Ведущему специалисту отдела кадров Карееву П.О. за второй рабочий год с 29.07.2012 по 28.07.2013 в ЗАО «Торговый дом «МИР» полагается ежегодный основной оплачиваемый отпуск минимальной продолжительности – 28 календарных дней. Кареев П.О. выразил желание отгулять весь отпуск с 03.06.2013, и работодатель согласился предоставить отпуск в июне 2013 года.

Однако согласно ч. 1 ст. 120 ТК РФ 12 июня празднуется День России. Поэтому Кареев П.О. может рассчитывать на отпуск продолжительностью 28 календарных дней, в который не будет включен нерабочий праздничный день 12 июня 2013 года, поэтому период отпуска в графике отпусков на 2013 год должен быть указан с 03.06.2013 по 01.07.2013. Эти же временные рамки следует зафиксировать в приказе (распоряжении) о предоставлении отпуска работнику.

В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включается не только время фактической работы сотрудника у данного работодателя с момента его приема на работу 2, но и, например:

  • время ранее отгулянного ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные и выходные дни, другие дни отдыха, а также иное время, когда работник хоть фактически и не работал, но за ним было сохранено место работы (должность);
  • время так называемого «вынужденного прогула», которое бывает при восстановлении на прежней работе незаконно уволенного или отстраненного от работы, а также период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине;
  • время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, но только в части, не превышающей 14 календарных дней в течение рабочего года (ч. 1 ст. 121 ТК РФ).

В ТК РФ (ч. 2 ст. 121) прямо установлены и периоды, которые не должны включаться в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск:

  • время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных ст. 76 ТК РФ;
  • время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста.

Пожелания работников

Выявление пожеланий работников является важным элементом подготовки графика отпусков. В целях оптимизации процесса сбора информации рекомендуем в небольших компаниях предлагать сотрудникам заполнять бланк заявления о том, в какое время они хотели бы получить отпуск (его образец приведен в Примере 2), либо заполнять специально подготовленные для этой цели опросные листы (см. Пример 3). В организациях с большим числом работающих по найму можно посоветовать составление отдельных планов отпусков по структурным подразделениям (как это показано в Примере 4).

Пример 2. Заявление о планируемом отпуске с визами согласования и резолюцией

Пример 3. Опросный лист о планируемом отпуске

Пример 4. План отпусков по конкретному подразделению

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Оформляем копии и выписки из документов

Рассказываем, в чем разница между подлинником документа, его дубликатом, копией (бумажной, электронной, заверенной), выпиской. Показываем на примерах разницу в оформлении и юридической силе перечисленных вариантов.

Как составить справку для работника

Рассказываем о справках, которые могут составляться в организации (как внутренние, так и внешние). Разбираем порядок оформления информационных справок и справок по личному составу. Показываем обязательные и факультативные реквизиты. Приводим образцы справок, в том числе о факте работы, среднем ежемесячном доходе работника, факте предоставления отпуска.

Проблемная трудовая книжка при трудоустройстве

Рассматриваем проблемные вопросы, связанные с трудовыми книжками при приеме на работу. Например, когда у кандидата оказываются на руках две и более трудовые книжки или совсем нет книжки, хотя она должна у него быть; если при приеме на работу сотруднику завели новую трудовую книжку в связи с утерей старой, а спустя месяц он нашел прежнюю. Даем образцы документов, которые понадобятся, чтобы выправить ситуацию: заявлений от работника с информацией, какую из своих нескольких трудовых книжек он просит работодателя вести, какой страховой стаж учитывать и где будет храниться другая трудовая книжка, об оформлении новой трудовой книжки взамен утерянной, о нахождении им трудовой книжки с просьбой принять ее к ведению и хранению, а также приказа о приеме работодателем найденной работником трудовой книжки, фрагмента книги (журнала) по учету движения трудовых книжек с записью о замене сведений о трудовой книжке, уничтожении ранее оформленной новой трудовой книжки.

Изменение, отмена, аннулирование кадровых приказов и соглашений

Рассказываем, что должно быть в приказе и как можно его изменить или отменить. Что должен включать корректирующий приказ. Поясняем, в чем разница между признанием приказа утратившим силу и его аннулированием. В каких случаях формулировка приказа должна включать прямое указание на отмену им другого приказа. Разбираем на конкретных примерах, когда возможно аннулирование трудового договора и издание приказа об этом. Даем рекомендации, как оформить изменение приказа о приеме на работу и каким образом отменить приказ об увольнении по соглашению сторон. Узнаете и об отмене приказа об увольнении по решению суда. Получите готовые образцы разных приказов и соглашений, а также отдельные формулировки для них, которые понадобятся в сложных ситуациях.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как вносить изменения в приказы и приложения к ним: инструкция для кадровика

На практике нередко возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – приказ или утвержденный им документ. На примерах покажем, как это лучше сделать, какие формулировки использовать, когда целесообразнее утвердить правки, а когда документ в новой редакции.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Особенности работы лиц, имеющих детей до трех лет

Одно из направлений социальной политики нашего государства – разработка мер не только по повышению рождаемости, но и по увеличению занятости лиц, осуществляющих уход за детьми. Приветствуя инициативы предприятий по улучшению условий труда работающих мам, законодатель, не рассчитывая на всеобщую сознательность, устанавливает обязательный для всех работодателей минимум льгот и гарантий, предоставляемых данной категории работников. Из нашей статьи вы узнаете об особенностях режима работы и времени отдыха сотрудниц, имеющих детей до трех лет, о том, к каким работам они не могут привлекаться и как должны быть организованы и оплачены перерывы для кормления ребенка, о том, какие документы следует оформлять в этих и других ситуациях.