Top.Mail.Ru
ТК РФ четко не устанавливает форму документа, при помощи которого одна сторона трудовых отношений уведомляет другую. Поэтому кадровики разрабатывают свои варианты документов: уведомление, сообщение, предупреждение, извещение и пр. Причем важно следование не только письменной форме доведения до другой стороны информации, но и установленным законодательством срокам оповещения, несоблюдение которых может грозить серьезными рисками для компании. Проанализируем правила исчисления сроков в трудовом праве, которые, как показывает практика, работодатели часто нарушают.

При заключении трудовых договоров согласно трудовому законодательству РФ у сторон возникают определенные права и обязанности, которыми должны руководствоваться и работодатель, и работник. Так, одной из обязанностей является предупреждение или информирование другой стороны о наступлении значимых событий. Причем в большинстве случаев законодательством предписано информировать вторую сторону письменно. Но даже если подобное требование не установлено, чтобы избежать недоразумений и трудовых споров, желательно подтвердить, что обязанность по ­предоставлению ­информации выполнена. Рассмотрим сроки таких ­уведомлений.

Начнем с того, что законодательство четко не устанавливает вид документа, который можно использовать для уведомления одной из сторон трудовых отношений. Поэтому кадровики разрабатывают свои варианты документов, называя их по-разному: уведомление, сообщение, предупреждение, извещение и пр. А работник со своей стороны может ­информировать работодателя ­документом, например, в виде заявления.

Наиболее распространенным видом информирования работников является письменный документ – уведомление. Что это такое? Обратимся к толковым словарям русского языка.

К сведению

«Уведомить – то же, что известить. Известить – сообщить кому-нибудь, довести что-нибудь до чьего-нибудь сведения. Уведомление – документ, которым ­уведомляют о чем-нибудь». Словарь русского языка С.И. Ожегова.

«Уведомление – документ, письмо, содержащее извещение о чем-нибудь». ­Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.

В некоторых случаях кадровики используют такое название документа, как предупреждение. Обратимся к словарю.

К сведению

«Предупреждение – извещение, предупреждающее о чем-н., предостережение». Словарь русского языка С.И. Ожегова.

Таким образом, как мы выяснили, документы с обоими названиями выполняют функцию оповещения и могут применяться работодателями для сообщения работникам важной информации в письменной форме. Поэтому как в итоге будет называться документ и в какой форме он будет составлен, зависит от выбора сотрудников кадровых служб или ­руководителя организации.

Безусловно, работодателю необходимо знать, в каких случаях и кто обязан информировать другую сторону в части кадровых вопросов. Но следует заметить, что важно соблюдение не только письменной формы выражения информации, но и установленных законодательством сроков извещения, несоблюдение которых может обернуться для ­компании серьезными рисками.

Общие правила исчисления сроков в трудовом праве установлены ст. 14 ТК РФ, однако, как показывает практика, работодатели часто допускают ошибки и неточности в их исчислении. Поэтому остановимся на данном моменте подробнее.

Календарные даты

Течение сроков, с которыми ТК РФ связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей (ч. 1 ст. 14 ТК РФ).

Пример 1

При оформлении на работу трудовой договор с работником заключают 15.04.2015 с условием начала работы в этот же день и с испытательным сроком в один месяц. В данном случае календарная дата (15.04.2015), определяющая возникновение прав и обязанностей между работником и работодателем, и будет отправной точкой для исчисления срока трудового стажа и испытательного срока в этой организации.

В подтверждение вышесказанного приведем выдержку из судебной практики.

Судебная практика

В решении Октябрьского районного суда г. Ижевска от 26.07.2012 по делу № 2-1944/12 указано, что в период с 21 ноября 2011 года по 2 марта 2012 года работница состояла в трудовых отношениях с работодателем. В соответствии со ст. 14 ТК РФ течение испытательного срока началось 21 ноября 2011 года.

При прекращении трудовых отношений, в соответствии с ч. 2 ст. 14 ТК РФ, течение сроков начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений. Следовательно, исчисление сроков, связанных с прекращением трудовых прав и обязанностей, начинается не в день увольнения работника (его последний рабочий день), а лишь на следующий день.

Пример 2

Работник уволен 15.04.2015, при этом издание приказа о расторжении трудового договора с указанием даты прекращения трудовых отношений 15.04.2015 означает, что этот день будет последним днем работы сотрудника. Соответственно, со следующего дня (16.04.2015) начнут исчисляться сроки прекращения его трудовых прав и обязанностей и с этого дня работник уже не должен выходить на работу.

Закономерно возникает вопрос: какие сроки могут исчисляться с момента расторжения трудового договора? Один из самых значимых – срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора об увольнении. Напомним, что в соответствии со ст. 392 ТК РФ такой срок составляет один месяц.

Наиболее распространенной причиной неправильного исчисления сроков со стороны работодателей является неверное понимание норм законодательства, установленных ст. 14 ТК РФ. Следует учитывать, что положения ч. 2 ст. 14 ТК РФ распространяются только на те сроки, которые начинают течь после прекращения трудового правоотношения. Исчисление всех остальных сроков производится исходя из норм ч. 1 ст. 14 ТК РФ.

Пример 3

Работодатель принял решение сократить численность и штат сотрудников и уволить работников 15.06.2015 на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. В соответствии с требованиями законодательства всех сокращаемых работников требуется предупредить о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца до расторжения договора (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). В связи с чем всем сокращаемым работникам 15.04.2015 вручили соответствующие уведомления.

С какого момента будет исчисляться двухмесячный срок предупреждения о сокращении: с 15.04.2015 (со дня вручения уведомления) или с 16.04.2015 (со дня, ­следующего после даты предупреждения работников)?

Как показывает практика, момент начала течения срока может определяется по-разному, поскольку существуют две точки зрения:

1. Срок предупреждения о сокращении начнет исчисляться на следующий день после вручения уведомления, т.е. 16.04.2015.

2. Срок предупреждения о сокращении начнет исчисляться с календарной даты, когда работникам были вручены уведомления, т.е. 15.04.2015.

На наш взгляд, более логично в данной ситуации руководствоваться ч. 1 ст. 14 ТК РФ, т.к. датой вручения уведомления определяется не окончание трудовых отношений, а лишь отсчет до этой даты. Однако если вы хотите уменьшить риски оспаривания увольнения, лучше подстраховаться и считать, что течение срока начнется согласно первому варианту, т.е. с 16.04.2015. В этом случае дата увольнения должна быть не 15.06.2015, а 16.06.2015, либо уведомить следует не 15.04.2015, а 14.04.2015.

Кроме того, к календарной дате, принятой за точку отсчета срока, можно отнести случаи, когда в день прекращения трудового договора работнику невозможно выдать трудовую книжку в связи с его отсутствием на работе либо отказом от ее получения. В такой ситуации в соответствии со ст. 84.1 ТК РФ работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте (Пример 4); при этом работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой ­книжки со дня ­направления указанного уведомления.

Поэтому направить уведомление необходимо в день прекращения трудовых отношений (в день увольнения), иначе в силу ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в ­результате ­задержки работодателем выдачи работнику трудовой ­книжки.

Пример 4. Уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на ­отправление ее по почте

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Знаки препинания при вводных словах: инструкция для кадровика

Кадровым специалистам приходится много и регулярно писать – проекты кадровых приказов и ЛНА, отчеты, служебные (докладные) записки и пр. А делать это надо грамотно, в том числе и по части пунктуации. Правила пунктуации в русском языке направлены на максимальную ясность и точность письменной речи. Правил этих не так уж много, и запомнить их совсем не трудно. Хотя некоторых знаний и навыков правильная постановка знаков препинания потребует. Предлагаем разобраться с запятыми при вводных словах и выражениях.

Какие отметки ставятся на приказах с грифом «ДСП»

Разбираем, какие организации могут использовать гриф «ДСП» на своих документах, какие нормативные акты следует изучить, если компания помечает документ таким грифом; сколько подлинников документа под грифом «ДСП» можно издавать, как делать копии и указывать их количество; где именно на приказе проставляется отметка и что именно надо писать.

Правила оформления трафаретного текста, анкеты и таблицы

Кадровым специалистам часто приходится оформлять документы, которые идут на стол первому лицу компании и другим топ-менеджерам и впоследствии нередко становятся доказательствами в спорах с работниками или при претензиях проверяющих. Поэтому так важно составлять документы универсально, чтобы читающий сразу понял, о чем речь, сделал верные выводы и принял на основе составленного документа решение. Даем рекомендации по составлению текста-трафарета или текста-анкеты, которые можно использовать для заявлений, уведомлений, заявок и прочих кадровых документов. Предлагаем советы по оформлению таблиц, основанные на ГОСТ. Например, где и как формируются заголовки, подзаголовки, графы и номера; как разделить слишком длинную по горизонтали или вертикали таблицу; как указывать название и номер таблицы; как вносить числовые данные и повторяющиеся значения, выравнивать содержимое ячеек и пр.

Как закон о защите персданных распространяется на архивные документы

Документы с персональными данными находятся под защитой закона о персданных. А что происходит с документами, когда они становятся архивными? Распространяется ли на них указанный закон и если да, то в какой части? Когда документ становится архивным? Как защищаются персональные данные, содержащиеся в таком документе? А как защищаются персданные при ответе архива на запросы граждан, в том числе и за границу? Автор анализирует нормативную базу и отвечает на указанные вопросы.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как вносить изменения в приказы и приложения к ним: инструкция для кадровика

На практике нередко возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – приказ или утвержденный им документ. На примерах покажем, как это лучше сделать, какие формулировки использовать, когда целесообразнее утвердить правки, а когда документ в новой редакции.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Заполняем вкладыш к трудовой книжке

В случае если в трудовой книжке заполнены все страницы одного из разделов, в нее следует вшить вкладыш. Между тем, несмотря на то, что вкладыш оформляется и ведется в том же порядке, что и трудовая книжка, при его заполнении возникает множество вопросов, которые автор и рассмотрела в статье. По наиболее интересным моментам мы представляем вам комментарии специалиста Роструда.