Top.Mail.Ru

Когда может понадобиться обезличивание персональных данных

Как показывает практика, многие кадровые специалисты не до конца понимают, почему персональные данные нуждаются в защите и каким образом она должна быть организована. Остановимся на одном не самом очевидном моменте работы с персональными данными – ​обезличивании. Причем будем рассматривать персональные данные как сотрудников, так и клиентов организации, с которыми часто приходится работать тем же кадровикам.

Начнем с определения. Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обезличивание персональных данных – это действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить их принадлежность конкретному субъекту персональных данных.

Зачем нужно обезличивать персональные данные

Что такое обезличивание, интуитивно понятно, но не ясно, зачем это делается. Есть массив информации, которая представляет интерес для организации. Например, CRM-система позволяет находить более гибкие подходы к клиентам. Выгода от использования такой информации заключается в ее точности. Например, компания может угодить клиенту, используя данные о его предыдущей жизни и деятельности: начиная от даты рождения, географического профиля, заканчивая историей покупок. Однако как только информация обезличивается, связь с конкретным лицом теряется.

Так зачем же такая, на первый взгляд, деструктивная процедура предусмотрена в законодательстве? Действующие нормативные правовые акты ответа на этот вопрос не дают. Есть приказ Роскомнадзора 1, регламентирующий общие основы обезличивания персональных данных в деятельности государственных и муниципальных органов власти. Но это общие контуры процесса, не раскрывающие его суть. Как разобраться, зачем это необходимо? Понимание появляется, если мы обратимся к примерам из практики.

Пример 1

Представьте себе крупный банк, который обслуживает десятки миллионов транзакций частных клиентов ежедневно: поступления зарплат, выдача наличных, платежи за сотовую связь и Интернет, покупки в обычных и интернет-магазинах, бонусные программы и т.д. Обработка таких транзакций осуществляется в автоматическом режиме с минимальным участием человека.

Бизнес банка устойчив, постепенно количество клиентов растет, а количество транзакций растет еще быстрее. Ответственные лица в банке понимают, что старое оборудование и программное обеспечение имеют ограниченные возможности и вскоре наступит момент, когда существующие ресурсы системы будут исчерпаны. Заранее начинается работа по наращиванию возможностей системы. Это может быть закупка более быстро действующего оборудования или замена программного обеспечения, а может быть и то и другое вместе. Прежде чем новая система будет введена в эксплуатацию, нужно убедиться, что она работает. Ибо в случае неудачи это нанесет по репутации организации катастрофический удар.

С этой целью проводится тестирование возможностей системы. Довольно длительное и затратное мероприятие. Проверяются функциональные возможности системы, позволяет ли она выполнять необходимые операции. Но более существенна в данном случае не возможность проведения единичных конкретных транзакций, а способность системы выдерживать поток операций, сопоставимых с тем потоком, который на нее обрушится в процессе эксплуатации.

Для оценки соответствия системы новым требованиям проводится нагрузочное тестирование. С помощью специальных программных и аппаратных средств банковская система нагружается запросами, а специалисты наблюдают за ее поведением. В процессе такого тестирования выявляются специфические ошибки. Их причины могут быть самыми разными: недостаточная пропускная способность каналов связи, несовместимость с другими системами, используемыми банком, несовершенство нового программного обеспечения и т.д. Но ключевыми ошибками, выявляемыми в ходе нагрузочного тестирования, являются ошибки, связанные с базами данных.

От того, как банк хранит информацию о клиентах, зависит быстродействие обработки информации. На небольших объемах это может быть незаметно, но с ростом количества операций сложность обработки растет и несовершенства проявляются в виде неспособности системы обработать запросы пользователей. Понятно, что если дать высокую нагрузку, то любая система сломается. Мастерство нагрузочного тестирования заключается в способности предусмотреть именно ту нагрузку, с которой будет работать система в период ее эксплуатации.

И тут критичным становится вопрос: насколько используемая база данных отражает реальность, с которой система столкнется в процессе эксплуатации. Естественно, тестировать систему на реальной базе данных неприемлемо по соображениям безопасности. К тому же это репутационный риск. Многие клиенты панически боятся, что данные об их банковских операциях могут стать общедоступными.

В таком случае можно создать тестовую базу данных. Пишутся программы, которые создают случайных вымышленных пользователей в отдельной базе данных, по структуре аналогичной базе данных клиентов, используемой банком. Этим вымышленным клиентам заводятся счета, делается история операций – почти все как у реальных клиентов. Но практика показывает, что реальная жизнь гораздо более насыщена случайностями и сложностями, чем может представить фантазия одного или даже команды программистов, создающих тестовую базу данных. Например:

  • у одного клиента может быть один счет, а другого – сотни;
  • к одному счету может быть привязано более одной банковской карты;
  • счета могут быть арестованы;
  • может быть разная интенсивность операций;
  • могут быть многочисленные переводы между картами внутри банка, которые должны быть синхронизированы.

Попытки сделать тестовые базы данных максимально близкими к реальным связаны с резко увеличивающейся сложностью работ по мере приближения к оригиналу. Это связано с затратами времени и труда высокооплачиваемых специалистов. Но самое главное ограничение по срокам обусловлено планами банка, что, в свою очередь, диктуется конкурентной борьбой на рынке банковских услуг.

В условиях, когда нужно быстро создать нечто подобное базе данных, используемой конкретным банком, с десятками миллионов уникальных пользователей, на помощь приходит обезличивание. Чем пытаться создавать новую тестовую базу данных, похожую на оригинал, проще и гораздо дешевле взять оригинал и изменить его до неузнаваемости владельцев конкретных счетов. Обезличенную базу данных можно использовать в тестировании.

При этом всегда существует минимальный риск, что, если база данных станет известна злоумышленникам, из нее будет возможно извлечь необходимую информацию, поэтому только обезличиванием меры по защите информации, как правило, не ограничиваются. Тем не менее наиболее важное в данном случае – сложность. Разбираться в миллиардах транзакций, не имея удобного инструмента поиска по базе данных, запредельно долго.

Ключевое в обезличивании – это усложнение работы злоумышленникам. Их затраты на восстановление исходной базы данных становятся несопоставимы с возможной выгодой.

Безопасность превыше всего

У небольших компаний может возникнуть вопрос: может ли нам быть полезно обезличивание? Позволит ли этот инструмент работы с персональными данными помочь решению повседневных задач компании? Сразу возникает сомнение. Если объемы информации, которыми вы оперируете, не так значительны, то даже в обезличенной базе данных недобросовестные лица могут разобраться довольно быстро. Однако не спешите отказываться от использования обезличенных персональных данных. Даже в маленьких компаниях этот инструмент может оказаться полезен.

Мотивы применения обезличивания при этом остаются теми же самыми – обеспечение безопасности информации посредством затруднения доступа к представляющим интерес данным и использования их против компании.

При этом угрозы безопасности не ограничиваются утечкой данных о клиентах. Угрозу компании могут представлять бывшие работники, недовольные клиенты.

Пример 2

У организации есть корпоративный портал. Она издает корпоративную газету или журнал. В целях мотивации сотрудников и на сайте, и в печатном издании публикуются истории успеха талантливых и инициативных работников организации. Со временем отношения работник-работодатель могут поменяться. Пока сотрудник трудится в организации, работодатель имеет широкие возможности для воздействия на него. Однако если он уволился, а тем более уволился со скандалом, использование персональных данных сотрудника в корпоративных изданиях организации может вызвать дополнительные сложности. Если к газетам и журналам организации, изданным во время действия трудовых отношений, бывшим работникам будет сложно придраться, то аналогичная информация, вовремя не измененная на корпоративном сайте организации, может доставить работодателю немало неприятностей. В таком случае могло бы помочь обезличивание персональных данных при его заблаговременном применении.

Есть и другие ситуации, когда обезличивание оказывается полезным. Крупные технологические компании активно используют большие объемы обезличенных данных для обучения искусственного интеллекта. Сбор и обработка статистической информации также сопровождается обезличиванием исходных данных. Возьмем пример из работы...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Порядок ознакомления с приказами

Когда и кого из работников надо знакомить с приказами по основной деятельности? Можно ли вместо проставления подписи разослать копию приказа? Будет ли этого достаточно, чтобы доказать, что сотрудник в курсе порученного? Зачем устанавливать срок ознакомления с приказами? Нужно ли прописывать в ЛНА обязанность работника знакомиться с приказами? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Проблемная трудовая книжка при трудоустройстве

Рассматриваем проблемные вопросы, связанные с трудовыми книжками при приеме на работу. Например, когда у кандидата оказываются на руках две и более трудовые книжки или совсем нет книжки, хотя она должна у него быть; если при приеме на работу сотруднику завели новую трудовую книжку в связи с утерей старой, а спустя месяц он нашел прежнюю. Даем образцы документов, которые понадобятся, чтобы выправить ситуацию: заявлений от работника с информацией, какую из своих нескольких трудовых книжек он просит работодателя вести, какой страховой стаж учитывать и где будет храниться другая трудовая книжка, об оформлении новой трудовой книжки взамен утерянной, о нахождении им трудовой книжки с просьбой принять ее к ведению и хранению, а также приказа о приеме работодателем найденной работником трудовой книжки, фрагмента книги (журнала) по учету движения трудовых книжек с записью о замене сведений о трудовой книжке, уничтожении ранее оформленной новой трудовой книжки.

Оформляем копии и выписки из документов

Рассказываем, в чем разница между подлинником документа, его дубликатом, копией (бумажной, электронной, заверенной), выпиской. Показываем на примерах разницу в оформлении и юридической силе перечисленных вариантов.

Как составить справку для работника

Рассказываем о справках, которые могут составляться в организации (как внутренние, так и внешние). Разбираем порядок оформления информационных справок и справок по личному составу. Показываем обязательные и факультативные реквизиты. Приводим образцы справок, в том числе о факте работы, среднем ежемесячном доходе работника, факте предоставления отпуска.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как вносить изменения в приказы и приложения к ним: инструкция для кадровика

На практике нередко возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – приказ или утвержденный им документ. На примерах покажем, как это лучше сделать, какие формулировки использовать, когда целесообразнее утвердить правки, а когда документ в новой редакции.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Особенности работы лиц, имеющих детей до трех лет

Одно из направлений социальной политики нашего государства – разработка мер не только по повышению рождаемости, но и по увеличению занятости лиц, осуществляющих уход за детьми. Приветствуя инициативы предприятий по улучшению условий труда работающих мам, законодатель, не рассчитывая на всеобщую сознательность, устанавливает обязательный для всех работодателей минимум льгот и гарантий, предоставляемых данной категории работников. Из нашей статьи вы узнаете об особенностях режима работы и времени отдыха сотрудниц, имеющих детей до трех лет, о том, к каким работам они не могут привлекаться и как должны быть организованы и оплачены перерывы для кормления ребенка, о том, какие документы следует оформлять в этих и других ситуациях.