Top.Mail.Ru
Как правильно оформлять дубликат трудовой книжки в различных ситуациях, какие документы для этого потребуются. Какой установлен срок изготовления и какие особенности передачи дубликата работнику надо учесть, в том числе как оформить дубликат, если трудовая пришла в негодность (с учетом позиции чиновников Минтруда России и здравого смысла). Можно ли отправить дубликат почтой.

Бумажные трудовые книжки не скоро исчезнут из кадрового документооборота. Многим работникам привычнее видеть свою трудовую биографию именно в таком виде: вся информация о трудовой деятельности собрана в одном документе, записи понятны, заверены работодателями. Но, как и любой материальный носитель информации, трудовая книжка имеет определенные недостатки: владелец может ее потерять в период безработности, книжку можно повредить (испачкать, порвать и т. д.). Тогда встанет вопрос об оформлении дубликата. Работник может потребовать дубликат и при недействительности некоторых записей. Поэтому уметь правильно оформить дубликат трудовой книжки должен любой кадровик.

Дубликат документа – это повторный экземпляр подлинника документа, создаваемый с целью замены подлинника 1.

Соответственно, дубликат трудовой книжки – это повторный экземпляр ее подлинника. То есть в дубликате будет отражена прошлая трудовая деятельность работника (полностью или частично).

Однако есть и другое понятие – новая трудовая книжка. До 2021 года новые трудовые книжки оформлялись:

  1. при заключении трудового договора впервые;
  2. в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине.

С 2021 года трудовые книжки при заключении трудового договора впервые уже не заводят 2. А вот оформить новую трудовую книжку в случае ее отсутствия работнику со стажем по-прежнему можно, если он начал трудовую деятельность до 2021 года и не перешел на предоставление сведений о трудовой деятельности (ч. 5 ст. 65 ТК РФ). Это делает новый работодатель (тот, к которому сотрудник поступает на работу), а не прежний. В новой трудовой книжке фиксируется трудовая деятельность с чистого листа, прошлые периоды работы в нее не записывают.

Заполнение дубликата в зависимости от обстоятельств

Особенности заполнения дубликата трудовой книжки установлены гл. V Порядка ведения и хранения трудовых книжек, утвержденного приказом Минтруда России от 19.05.2021 № 320н (далее – Порядок).

Для оформления дубликата работодатель использует собственный бланк трудовой книжки. Сейчас в ходу как бланки нового образца (по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 19.05.2021 № 320н), так и прежнего (по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225), если они были закуплены работодателем до 01.01.2023 3.

Оформление дубликата в связи с утерей трудовой книжки

В п. 27 Порядка указано, что «лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по месту работы, где была внесена последняя запись в трудовую книжку».

Работник получил трудовую книжку при увольнении и затем ее потерял? Значит, обращается по последнему месту работы. Получил ее на руки в связи с переходом на электронную трудовую книжку и потерял? Тогда сотрудник идет к тому работодателю, который вносил переходную запись. Потерял книжку, временно взятую в целях его обязательного социального страхования (обеспечения)? Сообщает об этом текущему работодателю.

Просьба сотрудника об оформлении дубликата при утрате трудовой книжки должна быть письменной (Пример 1). С этого момента отсчитывается срок, отведенный для изготовления дубликата: выдать дубликат необходимо в срок не позднее 15 рабочих дней со дня подачи работником заявления.

Пример 1. Заявление работника о выдаче дубликата трудовой книжки в связи с ее утерей

Работодатель без проблем отразит в дубликате свою часть трудового стажа работника. Если же сотрудник до поступления к нему уже работал, то ему потребуется подтвердить прежний стаж документально.

Какие документы могут подтвердить стаж у других работодателей? В традиционный набор входят:

  • трудовые договоры и соглашения к ним;
  • копии приказов о приеме на работу, переводах на другую работу и увольнении, заверенные надлежащим образом, или выписки из...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ТОП-6 изменений, которые срочно нужно учесть при актуализации ЛНА

В конце 2024 года и в текущем 2025 году произошел (и еще произойдет) целый ряд изменений трудового законодательства. Многие из них требуют внесения правок в действующие локальные нормативные акты работодателя. Показываем, на какие новации следует обратить внимание, и приводим образцы формулировок, которые рекомендуем включить во внутреннюю документацию. Коснемся порядка расчета сверхурочных выплат, предоставления отгулов, отправки трудовых книжек за границу, наставничества, квотирования рабочих мест для инвалидов, аптечки первой помощи для работников.

Можно ли внести в трудовую книжку запись о награждении через несколько лет после события (работник отказался от бумажной книжки)?

Сотрудник работал в организации с 2008 по 2020 год. В 2017 году он был награжден работодателем. Запись в трудовую книжку не внесли ни в 2017 году, ни при увольнении. Повторно он принят на работу в 2021 году, предоставил сведения о трудовой деятельности (перешел на электронную трудовую). В 2024 году он обратился с просьбой внести запись о награждении. Можно ли сделать запись сейчас? К какой ответственности могут привлечь работодателя за то, что запись не была внесена ранее?

7 ответов на вопросы о трудовых книжках

Рассмотрели актуальные вопросы, связанные с трудовой книжкой, с учетом позиций Роструда, Минтруда России и судебной практики. Можно ли на основании СТД-СФР оформить дубликат трудовой книжки? Нужно ли вносить изменение фамилии работника во вкладыш или достаточно только в трудовую книжку? Что делать, если в трудовой книжке нет записи об увольнении с предыдущего места работы? Обязательно ли вшивать вкладыш? Нужно ли увольнять и принимать вновь сотрудников, если компания реорганизована? Когда именно нужно отправить уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой: в день увольнения или на следующий? Приводим образцы внесения записей о смене работником фамилии, о реорганизации работодателя, акта об отказе работника от получения трудовой книжки на руки при увольнении, уведомления с просьбой явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте.

Проблемная трудовая книжка при трудоустройстве

Рассматриваем проблемные вопросы, связанные с трудовыми книжками при приеме на работу. Например, когда у кандидата оказываются на руках две и более трудовые книжки или совсем нет книжки, хотя она должна у него быть; если при приеме на работу сотруднику завели новую трудовую книжку в связи с утерей старой, а спустя месяц он нашел прежнюю. Даем образцы документов, которые понадобятся, чтобы выправить ситуацию: заявлений от работника с информацией, какую из своих нескольких трудовых книжек он просит работодателя вести, какой страховой стаж учитывать и где будет храниться другая трудовая книжка, об оформлении новой трудовой книжки взамен утерянной, о нахождении им трудовой книжки с просьбой принять ее к ведению и хранению, а также приказа о приеме работодателем найденной работником трудовой книжки, фрагмента книги (журнала) по учету движения трудовых книжек с записью о замене сведений о трудовой книжке, уничтожении ранее оформленной новой трудовой книжки.

Отправка документов работнику почтой

Как можно отправить документы работнику почтой? Когда это обязательно, а когда речь идет лишь о целесообразности? Какие виды отправлений бывают? Как подтвердить отправку, где хранить такие документы? Эти и другие практические вопросы мы рассматриваем в статье.

Работодатель потерял трудовую книжку работника

Специального регламента восстановления трудовых книжек, утерянных по вине работодателя, законодательством не установлено. Поэтому специалисты советуют соблюдать порядок, утвержденный для восстановления книжек, утраченных по вине работника. В таком случае сотруднику нужно выдать дубликат. Проанализируем рекомендации Роструда и пошагово расскажем, как действовать в указанной ситуации.

Выдача СТД-Р при увольнении и во время работы

С 2020 года перечень документов, выдаваемых работнику при увольнении, пополнился сведениями о трудовой деятельности по форме СТД-Р. Ответим на наиболее частые вопросы, которые волнуют кадровиков: кому выдавать такие сведения, в какие сроки и в какой форме, необходимо ли заявление от работника, как фиксировать выдачу документа: надо ли вести журнал об этом и брать с работника подпись, какая ответственность предусмотрена за невыдачу СТД-Р? В вашем распоряжении также будут образцы необходимых документов.

Сотрудника уволили по «статье». Как исправить запись в трудовой книжке на «уволен по собственному желанию»

Сотрудник был уволен «по статье» за прогул с предыдущего места работы. Новый руководитель на предыдущем месте работы готов исправить запись об увольнении в трудовой книжке на «уволен по собственному желанию». Подскажите, пожалуйста, как правильно сделать такое исправление.