Top.Mail.Ru
В прошлом номере мы рассказали о том, как можно уменьшить зарплату сотрудников и что необходимо при этом учитывать. Сейчас говорим об оформлении документов. Даем образцы, которые понадобятся, если решите уменьшить заработную плату по соглашению с работником или в одностороннем порядке – ​из-за изменения условий труда. С обоснованием, почему в отдельных ситуациях рекомендуем поступить определенным образом, а не иначе, в том числе со ссылками на практику судов и разъяснения Роструда. Узнаете, как это может быть связано с внесением изменений в локальные нормативные акты работодателя.

Заработная плата может быть уменьшена, как правило, за счет:

  • снижения фиксированной части заработной платы (оклада и пр.);
  • уменьшения или отмены переменной части (стимулирующих выплат – ​премий, доплат, надбавок) 1.

Применительно к особенностям оформления документов все варианты снижения зарплаты сводятся к 2 способам:

  • по соглашению сотрудника и работодателя
  • и работодателем в одностороннем порядке.

1. Оформление уменьшения зарплаты по соглашению сторон

По общему правилу, установленному ст. 72 ТК РФ, изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается по соглашению сторон трудового договора, которое заключается в письменной форме. Поэтому в случае согласия работника на уменьшение зарплаты с ним подписывается дополнительное соглашение к трудовому договору (Пример 2).

Несмотря на двусторонний характер оформления соглашения, обычно фактическим инициатором изменения условия об оплате труда в трудовом договоре выступает работодатель. В этом случае он может направить работнику письменное предложение заключить дополнительное соглашение (Пример 1). Хотя делать это вовсе не обязательно – ​можно инициировать процесс устно. Вариант с официальным уведомлением будет нежелательным в том случае, если речь идет о потенциально конфликтной ситуации (сотруднике) и работодатель не хочет оставлять «письменных следов».

Пример 1. Предложение работнику заключить дополнительное соглашение

В определенных ситуациях фактическим инициатором заключения дополнительного соглашения (изменения) к трудовому договору может выступить и работник (например, когда по семейным обстоятельствам ему необходимо установление режима неполного рабочего времени и он готов на пропорциональное уменьшение оплаты труда).

В любом случае главным в такой ситуации будет успешное подписание двустороннего дополнительного соглашения к трудовому договору об уменьшении зарплаты (при необходимости – ​также с отражением изменения других условий трудового договора).

Пример 2. Дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении оклада (с одновременным отражением перемещения на работу на другой автомат)

Трудовое законодательство не содержит прямого указания на необходимость издания приказа об изменении заработной платы работника. Однако это традиционный распорядительный документ, который упрощает и формализует взаимодействие между подразделениями, особенно бухгалтерии и отдела кадров. В связи с этим рекомендуется оформлять приказ об изменении зарплаты.

Кстати, уменьшение оклада (должностного оклада, тарифной ставки и т.п.) работника потребует и внесения изменения в штатное расписание. На практике не утихают споры, что должно быть первичнее: внесение изменений в «штатку» или подписание с работником допсоглашения к трудовому договору о новом размере фиксированной части зарплаты. Можно посчитать, что если с работником не договориться об уменьшении окладной части зарплаты и не подписать об этом с ним соглашение, то не будет и необходимости вносить изменение в штатное расписание. Ведь в России действует принцип трудового права о договорном характере труда и установлении его условий, а в рассматриваемом случае без заключения с работником дополнительного соглашения оклад не поменять. Но и рассуждения на тему того, как установить работнику в соглашении оклад, который на момент достижения договоренностей не соответствует указанному в «штатке», тоже имеют место. Представляется, что все зависит от конкретной ситуации, с которой связано изменение оплаты труда. Чтобы не вдаваться в подробности аргументации сторонников различных точек зрения по этому вопросу (они могут оказаться...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Знаки препинания при вводных словах: инструкция для кадровика

Кадровым специалистам приходится много и регулярно писать – проекты кадровых приказов и ЛНА, отчеты, служебные (докладные) записки и пр. А делать это надо грамотно, в том числе и по части пунктуации. Правила пунктуации в русском языке направлены на максимальную ясность и точность письменной речи. Правил этих не так уж много, и запомнить их совсем не трудно. Хотя некоторых знаний и навыков правильная постановка знаков препинания потребует. Предлагаем разобраться с запятыми при вводных словах и выражениях.

Правила оформления трафаретного текста, анкеты и таблицы

Кадровым специалистам часто приходится оформлять документы, которые идут на стол первому лицу компании и другим топ-менеджерам и впоследствии нередко становятся доказательствами в спорах с работниками или при претензиях проверяющих. Поэтому так важно составлять документы универсально, чтобы читающий сразу понял, о чем речь, сделал верные выводы и принял на основе составленного документа решение. Даем рекомендации по составлению текста-трафарета или текста-анкеты, которые можно использовать для заявлений, уведомлений, заявок и прочих кадровых документов. Предлагаем советы по оформлению таблиц, основанные на ГОСТ. Например, где и как формируются заголовки, подзаголовки, графы и номера; как разделить слишком длинную по горизонтали или вертикали таблицу; как указывать название и номер таблицы; как вносить числовые данные и повторяющиеся значения, выравнивать содержимое ячеек и пр.

Как оплачивать дополнительный час работы, если сотрудник пришел на работу на час раньше?

Работник, у которого в трудовом договоре установлен режим работы с 08 ч. 00 мин. до 17 ч. 00 мин., приступил к работе с 07 ч. 00 мин. Имеет ли право работодатель привлечь сотрудника к работе в это время? Подлежит ли оплате время с 07 ч. 00 мин. до 08 ч. 00 мин. в повышенном размере?

Что учесть при организации служебной командировки

Какие поездки считаются служебной командировкой, а какие нет. Можно ли отправить в командировку специалиста, с которым заключен договор ГПХ. Когда на командировку требуется согласие работника. Каких сотрудников отправлять в командировки запрещено, а для каких есть определенные условия. Как оформляется служебное задание. Каким образом рассчитывать сроки командировки и что считается днем выезда в командировку. Как оплачивается командировка. По какому графику работать и отдыхать в командировке. Что делать, если сотрудник не может выполнить служебное задание в рабочее время. Когда время в служебной поездке может быть признано сверхурочной командировкой. Как взаимодействовать с командированным (получать необходимые работодателю согласия), чтобы остались достоверные доказательства. Приводим образцы документов: докладных записок о необходимости служебной командировки и о сокращении ее срока, письменного уведомления работнику о его праве отказаться от направления в служебную командировку, приказов о направлении работника в командировку и отзыве из нее.

Разный оклад по одной должности: судебная практика

На практике встречаются ситуации, когда работодатель устанавливает разные оклады по одинаковой должности (профессии): вводит «вилку» окладов в штатное расписание и (или) просто в индивидуальном порядке прописывает в трудовых договорах оклад каждому работнику. Законно ли это? Как суды в последнее время смотрят на практику установления различных окладов по одной и той же должности (профессии)? Ответим на эти и связанные с ними вопросы в статье.

Электронный пропускной режим: контроль рабочего времени

Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – ​вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.

Сложные вопросы составления и внесения изменений в штатное расписание

Трудовое законодательство не устанавливает особых требований к штатному расписанию. В связи с этим при его составлении у работодателей возникает множество вопросов. В этой статье мы собрали ответы на самые злободневные и часто встречающиеся вопросы наших читателей.

Выдача СТД-Р при увольнении и во время работы

С 2020 года перечень документов, выдаваемых работнику при увольнении, пополнился сведениями о трудовой деятельности по форме СТД-Р. Ответим на наиболее частые вопросы, которые волнуют кадровиков: кому выдавать такие сведения, в какие сроки и в какой форме, необходимо ли заявление от работника, как фиксировать выдачу документа: надо ли вести журнал об этом и брать с работника подпись, какая ответственность предусмотрена за невыдачу СТД-Р? В вашем распоряжении также будут образцы необходимых документов.