Рекрутер, которому нужно закрыть вакансию (но получается плохо), старается сделать ее максимально привлекательной. И нередко в объявлении (на собеседовании) сулит золотые горы либо озвучивает положенные по закону гарантии, как небывалые сказочные условия. Расскажем, о чем думает набивший оскомину соискатель (порой в шутку, а порой и всерьез), слыша из раза в раз от совершенно разных работодателей одни и те же стандартные фразы.
1. Наша компания динамично развивается
Эту фразу рекрутеры повторяют чуть ли не на каждом собеседовании и пишут в каждом втором объявлении. Цель понятна – заинтересовать кандидата, дать ему понять, что здесь он может рассчитывать на карьерный рост и стабильность. «Мы не компания-однодневка», – такова главная мысль послания. Что же думают кандидаты? Воспринимают ли они объявление как уверение в том, что им здесь будет хорошо? Нет, кандидаты думают примерно так:
«Да, уже третья. Именно с таким количеством динамично развивающихся компаний я познакомился сегодня».
«Хм, вот почему ищут нового работника, динамичное развитие – причина динамичной текучести кадров».
2. У нас эффективная и привлекательная система мотивации
Цель высказывания понятна. Надо показать, что организация платит своим работникам достойную зарплату и справедливо оценивает их труд. Но у человека, который пришел устраиваться на работу, в голове возникает примерно следующее:
«В чем же, интересно, уникальность? В том, что чем больше сделаешь, тем больше заплатят? Вряд ли, так у всех. Может быть, в этой компании платят больше, чем в других? Нет. А, понятно! Просто здесь говорят об уникальности и эффективности мотивации, а в других компаниях – нет. Да нет же, и это как у всех!»
3. Мы вам позвоним, как только примем решение по вашей кандидатуре
Это «спасительная» фраза для любого рекрутера, когда страшно сказать человеку, что его кандидатура совершенно не устраивает компанию. Но кандидаты-то тоже не лыком шиты. Если бы не нормы приличия, они ответили бы примерно так:
«Да, спасибо, что хотя бы предупредили. Теперь я знаю, что точно не позвоните».
«Если бы мне давали каждый раз по сто рублей после этих слов, я бы уже сам открыл компанию и принимал людей на работу».
«Да-да-да, а еще существуют домовые и зеленые человечки. “I Want to Believe” …».
4. Мы заинтересованы в том, чтобы вы зарабатывали как можно больше
Так говорят не всем, а только тем, кто идет на должности, связанные с продажами. Замысел тут, по всей видимости, в том, чтобы разбудить в кандидате чувство азарта и заставить его прийти на работу. Психологическая манипуляция, одним словом. Кандидаты улыбаются и согласно кивают головами, а мысленно говорят так:
«О! А как я заинтересован в том, чтобы вы были заинтересованы в том, чтобы я был заинтересован и так далее».
«“Как же я хочу, чтобы вы выросли большими и сильными”, – думала лисица, наблюдая за цыплятами на хозяйском дворе».
5. У нас дружный коллектив
Весть о дружном коллективе чаще сообщают молодым кандидатам, в надежде, что на них это произведет впечатление, ведь они (по оценкам рекрутеров) больше хотят тусоваться, а не работать. Посыл тут следующий – вы найдете здесь не только работу, но и хорошо проведете время. Часто такое преимущество выдвигается на фоне массы недостатков, то есть когда зарплата маленькая, перспектив роста нет, а работа неинтересная. Кандидаты это прекрасно понимают, и если бы не скрывали своих чувств, то сказали бы рекрутеру следующее (с сарказмом):
«Спасибо, я нашел, что хотел, теперь мне в принципе ничего не нужно. Рабочее место – это лишнее, зарплату тоже уберите. Да и оформлять не обязательно. Дружный коллектив… Наконец-то сбылась мечта жизни!»
«Как прекрасно быть членом команды и работать на общий результат! А еще я мечтаю о веревочных курсах и записаться в пейнтбольную команду компании».
6. У нас есть соцпакет
Под этим обещанием вот уже третье десятилетие немалая часть компаний имеет в виду оформление по трудовому законодательству и соблюдение прочих требований закона – оплачиваемые отпуска, больничные и так далее. Наученные горьким опытом кандидаты думают примерно так:
«Как здорово найти компанию, которая соблюдает трудовое законодательство! Интересно, как отрабатывать придется?»
7. У вас будет гибкий график рабочего времени. Если потребуется, всегда можете уйти пораньше или отойти на пару часов по своим делам
По мнению работодателей, это еще один «крючок», который зацепит кандидата. Но люди прекрасно понимают, что гибкость графика обычно означает, что он компенсируется необходимостью всегда быть на связи как с клиентами, так и с руководством. Испытавшие на себе подобный график соискатели думают:
«Спасибо, чем такая свобода 24 часа в сутки, лучше уж рабство с обычным восьмичасовым рабочим днем».
8. Нам нужны люди, способные быстро обучаться. Это главное требование
Желание найти сотрудников, которые быстро войдут в курс дела, понятно. Правда, будь все так просто, проблемы поиска персонала не существовало бы вовсе. Если бы все кандидаты говорили то, что они думают, то на эту фразу они отвечали бы так:
«Ой! А у меня два высших (кандидатская степень, свидетельство об окончании курсов), можно мне сразу в генеральные директора?»
«Ну надо же! Видимо к вам на собеседование приходят только неучи, раз уж вы полгода не можете вакансию закрыть».
9. У нас обучение за счет компании
Немного наивная попытка показать, что компания заботится о сотрудниках. Кстати, можно добавить, что и электричество в компьютерах, и телефонная связь в офисах, и даже спецодежда – все это тоже за счет организации. Кандидаты обычно думают так:
«А можно взять деньгами? А обучусь я сам как-нибудь, экстерном».
«А я уж собирался сначала пройти платные курсы кладовщиков (менеджеров по продажам, операторов, экспедиторов) и только потом на работу устраиваться. Какое везение!»
Сеанс чтения мыслей провел Евгений Мамонов