Top.Mail.Ru
Автор делится опытом перехода на электронное оформление командировок, после которого вся процедура создания, согласования и утверждения командировки происходит «в цифре». Дается понятный алгоритм заявки на командировку и ее обеспечение, представления отчета о командировке (часть процесса в «1С:», другая в СЭД). Приведено положение о служебных командировках, которое вы можете использовать в своей работе.

Организация и оформление командировок – процесс, отнимающий у компании много ресурсов и требующий участия работников разных подразделений: командируемый и его руководитель, ответственный за оформление командировки административный работник, кадровики и работники бухгалтерии. Запланировать бизнес-поездку, согласовать сроки и расходы, подготовить документацию, проконтролировать возврат отчетных документов – все это требует больших временных, материальных затрат и усилий.

Наша компания «Национальная система платежных карт» – высокотехнологичная, но у нас были те же проблемы, с которыми сталкивается большинство организаций при оформлении командировок:

  • потеря подтверждающих документов и сложности в получении дубликатов;
  • недовольство работников, которым приходилось заполнять кучу форм и отчетов по командировке в строго определенные сроки;
  • долгий процесс согласования при нестандартных командировках (групповая, переходящая, командировка в выходной день).

Эти неприятности только множились.

Далее поделимся простым и изящным решением, реализованным в нашей компании. Итак, основные задачи, которые мы стремились решить на пути создания идеального процесса «Командировка»:

  1. Максимально отказаться от бумаги.
  2. Соблюсти все законодательные требования к подготовке документов.
  3. Разработать регламентирующие документы с четким описанием процесса и норм отправки работника в деловую поездку.
  4. Использовать принцип «Одного окна».
  5. Задействовать уже существующие в компании информационные системы для автоматизации.
  6. Провести интеграцию с «1С:» для обмена информацией о командировании работника со службой персонала и бухгалтерией.
  7. Задействовать простую электронную подпись.

Весь путь перехода на электронное оформление командировок можно разделить на несколько шагов:

  1. В первую очередь мы начали с того, что пересмотрели существующий командировочный процесс и актуализировали его в соответствии с законодательством.
  2. Затем в соответствии с принципом «Одного окна» выделили в Административном департаменте Направление по командированию и определили ответственных за организацию деловых поездок работников компании.
  3. После мы приступили к разработке нормативных документов и пересмотрели нормы командировочных расходов на основании штатного расписания.
  4. Использовали для автоматизации информационные системы, которые уже были внедрены в компании.

В итоге мы получили процесс, в котором вся процедура создания, согласования и утверждения командировки проходит в электронном виде. Он позволяет в автоматическом режиме выполнить следующие действия:

  • создание, согласование и утверждение заявки на командировку при помощи простой электронной подписи;
  • автозаполнение заявки на обеспечение командирования и отчета о служебной командировке на основании заявки на командировку;
  • формирование приказа на командировку в «1С:» на основании данных заявки на командировку;
  • подписание и согласование отчета о служебной командировке простой электронной подписью.

А теперь подробнее о каждом шаге.

Оптимизация командировочного процесса

Служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы 1.

При пересмотре процесса «Командировка» мы сосредоточились на решении, которое поможет оптимизировать организацию поездок сотрудников и обеспечит простоту и прозрачность оформления командировок в компании. Нам понадобилось оценить требования к подготовке и оформлению документов на каждом этапе процесса и выделить из них те действия и документы, которые возможно перевести в электронный вид, отказавшись от бумаги.

Еще в 2015 году на законодательном уровне в порядке оформления служебных поездок произошли существенные изменения, выразившиеся в отмене обязанностей:

  • применять командировочные удостоверения и составлять служебные задания 2,
  • вести учет командированных работников 3.

При этом принятие решения о командировании работника по-прежнему остается за его руководителем, который определяет место, цель и сроки поездки 4.

Все так же по возвращении из командировки работник должен подписать 5 авансовый отчет, приложив к нему все необходимые документы, подтверждающие его расходы в поездке 6.

Совет 1. Из практики

Где же указывать цель командировки, если нет служебного задания?

Достаточно приказа о направлении в командировку, в котором и будет указана эта цель. Рекомендую:

  • предусмотреть поле «Цель командировки» в форме заявки на командировку и
  • сделать интеграцию этого поля в форму приказа на командировку, который оформляет служба персонала.

Авансовый отчет необходимо оформить, чтобы отчитаться в бухгалтерии за расход подотчетных сумм. А вот отчет о служебной командировке – это не обязательный с точки зрения законодательства документ, но очень удобный с управленческой точки зрения.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Правила оформления трафаретного текста, анкеты и таблицы

Кадровым специалистам часто приходится оформлять документы, которые идут на стол первому лицу компании и другим топ-менеджерам и впоследствии нередко становятся доказательствами в спорах с работниками или при претензиях проверяющих. Поэтому так важно составлять документы универсально, чтобы читающий сразу понял, о чем речь, сделал верные выводы и принял на основе составленного документа решение. Даем рекомендации по составлению текста-трафарета или текста-анкеты, которые можно использовать для заявлений, уведомлений, заявок и прочих кадровых документов. Предлагаем советы по оформлению таблиц, основанные на ГОСТ. Например, где и как формируются заголовки, подзаголовки, графы и номера; как разделить слишком длинную по горизонтали или вертикали таблицу; как указывать название и номер таблицы; как вносить числовые данные и повторяющиеся значения, выравнивать содержимое ячеек и пр.

Указываем справочные данные об организации на бланке письма

Отдел кадров время от времени составляет письма, отвечает на запросы сторонних организаций и ведомств. Разъясняем, какой состав сведений об организации должен быть на бланке письма. Как правильно писать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт, электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Узнаете, какие знаки препинания необходимо использовать и как располагать реквизиты. Приводим примеры углового и продольного расположения реквизитов на бланке письма.

Что учесть при организации служебной командировки

Какие поездки считаются служебной командировкой, а какие нет. Можно ли отправить в командировку специалиста, с которым заключен договор ГПХ. Когда на командировку требуется согласие работника. Каких сотрудников отправлять в командировки запрещено, а для каких есть определенные условия. Как оформляется служебное задание. Каким образом рассчитывать сроки командировки и что считается днем выезда в командировку. Как оплачивается командировка. По какому графику работать и отдыхать в командировке. Что делать, если сотрудник не может выполнить служебное задание в рабочее время. Когда время в служебной поездке может быть признано сверхурочной командировкой. Как взаимодействовать с командированным (получать необходимые работодателю согласия), чтобы остались достоверные доказательства. Приводим образцы документов: докладных записок о необходимости служебной командировки и о сокращении ее срока, письменного уведомления работнику о его праве отказаться от направления в служебную командировку, приказов о направлении работника в командировку и отзыве из нее.

Кадровые документы в электронном виде: ведение, ознакомление, получение согласия

Какие кадровые документы можно вести в электронном виде? Какие запрещено? Как вести график отпусков и получать согласия работников не на бумаге, а в цифре? Что нужно учитывать при электронном ознакомлении? Предлагаем пошаговую инструкцию подготовки и утверждения графика отпусков в электронном виде. В частности, показываем, как учесть мнение профсоюза. Поводом для статьи стали вопросы подписчиков.

Вводим электронный кадровый документооборот

С конца прошлого года работодатели могут полноценно переходить на электронный кадровый документооборот (ЭКДО / КЭДО) с работниками без необходимости дублирования документов на бумаге. Ранее мы давали алгоритм внедрения электронного документооборота на цифровой платформе «Работа в России» (№ 2’ 2022). Теперь же покажем образцы обязательных для оформления документов в случае использования собственной информационной системы. Расскажем, как создать рабочую группу и разработать план перехода на КЭДО, что включить в обязательные ЛНА и соглашение об использовании усиленной неквалифицированной электронной подписи.

О правильном указании регалий в документах

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как оформить дату в документах

Практика показывает, что даже опытные кадровики ошибаются, когда указывают даты в документах. Надо ли ставить 0 в начале даты? В каких случаях нужно добавлять кавычки к числу? Когда можно писать год полностью, а когда желательно сократить? Если событие длится несколько дней, то какой знак должен быть между числами – тире или дефис? Нужно ли ставить пробелы? Каковы особенности указания даты на электронном документе? Можно ли употреблять предлог «со» перед цифрой? Когда используется наращивание при записи чисел? Разъясняем просто и понятно, опираясь на ГОСТ.

Правила оформления трафаретного текста, анкеты и таблицы

Кадровым специалистам часто приходится оформлять документы, которые идут на стол первому лицу компании и другим топ-менеджерам и впоследствии нередко становятся доказательствами в спорах с работниками или при претензиях проверяющих. Поэтому так важно составлять документы универсально, чтобы читающий сразу понял, о чем речь, сделал верные выводы и принял на основе составленного документа решение. Даем рекомендации по составлению текста-трафарета или текста-анкеты, которые можно использовать для заявлений, уведомлений, заявок и прочих кадровых документов. Предлагаем советы по оформлению таблиц, основанные на ГОСТ. Например, где и как формируются заголовки, подзаголовки, графы и номера; как разделить слишком длинную по горизонтали или вертикали таблицу; как указывать название и номер таблицы; как вносить числовые данные и повторяющиеся значения, выравнивать содержимое ячеек и пр.