Top.Mail.Ru

Трудовой коллектив гипер- и супермаркета: особенности труда и текущие проблемы

Гипермаркет и супермаркет – это не только большие магазины и огромный поток товара, но и многочисленный трудовой коллектив, имеющий свои проблемы и нюансы. Зачастую работодатель такого коллектива сталкивается с необходимостью решения определенных вопросов, часть из которых мы и рассмотрим в предлагаемой статье.

Стремительное развитие сетевого ритейла повлекло бум строительства и открытия сетей супер­ и гипермаркетов. Огромные масштабы торговли как-то затмевают «тихие» внутренние проблемы данных гигантов. «Предлагаем интересную работу в передовой компании, официальное трудоустройство, стабильную заработную плату, удобный график работы, возможности карьерного роста и социальную защищенность…». Именно такими лозунгами привлекает суперработодатель новых сотрудников. Однако… подобное объявление практически неизменно, что может означать либо большую текучку, либо то, что трудовой коллектив безразмерен. Поговорим об особенностях трудовых отношений в коллективах гипермаркетов и супермаркетов, а также о проблемах в данной сфере.

Для начала определим, что подразумевают «гиганты» сетевого ритейла. Слово «супермаркет» произошло от английского supermarket – большой рынок и означает крупный магазин, в котором представлено множество разнообразных потребительских товаров, в том числе продовольственных и промышленных 1.

Гипермаркетом же принято называть магазин с площадью свыше 20 тысяч кв. м, с высокой степенью механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, предназначенный для продажи сравнительно больших партий товаров в контейнерных упаковках производителя 2.

В целом гипермаркет больше супермаркета и по размеру площадей, и по количеству и ассортименту товара (в супермаркете доля непродовольственных товаров составляет, как правило, не более 10% от общего количества товаров), уровню и разнообразию сервиса (для гипермаркета характерно наличие большой площадки парковочных мест и даже специального транспортного маршрута к гипермаркету, наличие большого количества тележек для покупателей, службы доставки и пр.), среднему количеству покупателей (у супермаркета среднее количество покупателей составляет 3500 человек в день; гипермаркет же в выходные дни посещает до 75 тысяч человек 3). Различия имеются также в количестве и составе работников этих двух типов супермагазинов.

В свете обозначенной темы принципиальной разницы между особенностями труда работников гипермаркета и супермаркета не имеется. В связи с тем что гипермаркет в части количества и состава персонала «поглощает» те же показатели супермаркета, мы будем рассматривать особенности труда в расширенном составе – на примере гипермаркета.

На примере конкретных гипермаркетов 4 весь персонал магазина можно разделить на три большие группы:

  • начальный (кассир, продавец, оператор торгового зала, грузчик, промоутер, консультант);
  • производственный (технолог кондитерского или салатного производств, пекарь, повар);
  • средний (менеджер отдела, руководитель отдела, менеджер по персоналу, маркетингу, эксплуатации, логистике и управлению товарными запасами, сотрудники службы безопасности);
  • топ-менеджмент (директор).

Особенности труда работников гипермаркета и связанные с ними проблемы

Особенность 1.

Низкий уровень образования работников и/или небольшой опыт

Проблемы экономического характера:

  1. затраты на обучение сотрудников,
  2. затраты на оплату учебных отпусков и стоимости проезда к месту учебы и обратно.

Проблемы правового характера:

  1. необходимость предоставления льгот в соответствии с главой 26 ТК РФ молодым сотрудникам, совмещающим работу с обучением. К таким «льготам», как известно, относятся предоставление учебного отпуска (который может составлять и четыре месяца, он предоставляется студентам заочной и очно-заочной форм обучения для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов в вузе), во время которого за работником сохраняется средний заработок; а также учебных отпусков без сохранения заработной платы (например, для студентов очной формы обучения) и т.д.;
  2. невозможность установления испытательного срока молодому специалисту, принятому впервые по специальности (ограничение ст. 70 ТК РФ). Так, применительно к должностям работников гипермаркетов испытание при приеме на работу не устанавливается для:
    • беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;
    • лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;
    • лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения;
    • лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;
    • лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев.

Особенность 2.

Возраст основной массы сотрудников – от 17 до 35 лет

Проблемы экономического характера:

  1. оплата за счет работодателя медицинских осмотров работников в возрасте до 18 лет (ст. 266 ТК РФ);
  2. бремя невосполнимого ущерба в случае его нанесения работником, не достигшим 18 лет.

Проблемы правового характера:

  1. необходимость предоставлять гарантии и льготы, установленные главой 42 ТК РФ в отношении работников в возрасте до 18 лет. Так, согласно ст. 265 ТК РФ, запрещается применение труда...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Неполное рабочее время по инициативе работодателя

В каких случаях работодатель может вводить режим неполного рабочего времени по своей инициативе? Какие плюсы и минусы есть у этого режима, какие условия необходимо соблюсти и каких подводных камней стоит опасаться? Стоит ли вводить в организации режим неполного рабочего времени в сложной финансово-экономической ситуации или лучше сразу готовиться к сокращению штата и численности работников? Какие документы оформить и что учесть при увольнении работников, которые отказались перейти на режим неполного рабочего времени? Отвечаем на эти и сопутствующие вопросы, приводим готовые образцы документов: приказа о введении режима неполного рабочего времени по инициативе работодателя в целях сохранения рабочих мест и уведомления работнику о введении такого режима, дополнительного соглашения к трудовому договору с работником об изменении режима труда и отдыха, а также связанных с этим других условий труда.

Организация воинского учета в вопросах и ответах

Отвечаем на вопросы читателей журнала. Надо ли только что зарегистрированной организации встать на учет в военкомат? А если в организации нет военнообязанных работников? Какой штраф предусмотрен за то, что организация не встала на воинский учет и какой срок давности привлечения к ответственности? Как назначить ответственное за воинский учет лицо? Какие документы должны быть в компании по ведению воинского учета? Нужно ли вести воинский учет внешних совместителей? Какие сведения и когда необходимо подавать в военкомат? Как оформить отсутствие работника в связи с его призывом на сборы и вызовом в военкомат? Сможете воспользоваться нашими образцами: заполнения раздела «Сведения о воинском учете» карточки по форме № 10, приказа об организации воинского учета граждан (и назначении ответственного лица за воинский учет), акта приема-передачи документов по воинскому учету, заявления об освобождении от работы в связи с повесткой из военкомата, приказа об освобождении сотрудника от работы для явки в военный комиссариат.

Особенности расследования профзаболевания

Как необходимо расследовать обстоятельства и причины возникновения у работников профессиональных заболеваний, чтобы избежать проблем с контролерами. В какие сроки надо уложиться. Даем готовые образцы оформления приказа о создании комиссии по расследованию профессионального заболевания, акта о случае профессионального заболевания.

Что Роскомнадзор проверит в первую очередь и за что накажет

Ответственность за обработку персональных данных с нарушениями продолжает ужесточаться. С 30.05.2025 за повторные нарушения по некоторым статьям начнут взыскивать оборотные штрафы. Автор анализирует три основных требования к работодателям, которые необходимо выполнить в первую очередь при обработке персданных работников и клиентов (уведомление Роскомнадзора, назначение ответственного лица, утверждение политики обработки персональных данных), а также последствия их несоблюдения. Объясняет, как правильно выполнить такие требования (с образцами документов и конкретных формулировок), на основе собственного опыта и разъяснений Роскомнадзора. Показывает судебную практику, которая «подсвечивает» узкие места.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Если совместительство становится основным местом работы: позиция Роструда

Зачастую работа по совместительству становится для сотрудника основной. При этом кадровики чаще всего в данной ситуации производят оформление посредством перевода, дополнительного соглашения либо через увольнение работника. В статье рассматривается правомерность вышеуказанных процедур. Кроме того, автор пытается найти ответы на следующие вопросы: что же такое совместительство – вид трудового договора либо его условие, кто вправе делать запись о совместительстве, возможна ли автоматическая трансформация совместительства в основное место работы?