Дресс-код и запрет на курение: устанавливаем и наказываем за нарушение

Какие требования можно установить к дресс-коду? Что будет считаться разумным и обоснованным? В каком локальном акте следует зафиксировать установленный дресс-код? Нужно ли прописывать его соблюдение в трудовом договоре? Можно ли установить ответственность за нарушения в этой сфере? Какие ошибки допускают работодатели при назначении наказаний за неисполнение требований дресс-кода? Можно ли ограничить курение на работе? Обязан ли работодатель организовать место для курения? Об этом читайте в статье.

Корпоративная этика все чаще становится частью общей политики работодателя. Однако всякое установление правил требует не только четкой фиксации, но и санкций за их нарушение. Рассмотрим, как правильно сформулировать требования к дресс-коду и запрет на курение, а затем воплотить это в жизнь.

Нарушение дресс-кода

Дресс-код – произошедшее от английского «dress code» – кодекс одежды, то есть определенная форма одежды (зачастую – обуви и сопутствующих аксессуаров), требуемая в конкретных случаях. Дресс-код может иметь место в культурных заведениях (театрах, музеях), увеселительных (клубы), на специальных мероприятиях (фестивали), а также в иных заведениях и организациях, в том числе на предприятиях работодателя.

Многие компании – и российские, и зарубежные – предъявляют определенные требования к внешнему виду своих сотрудников. Установленным дресс-кодом в наше время никого не удивить. Однако бок о бок с запретами идут нарушения, и именно тут у работодателей возникает большое количество вопросов, которые мы и рассмотрим ниже.

Подобный вопрос возникает уже в момент определения требований к форме одежды и внешнему виду в собственной компании. Стоит ли четко и строго очерчивать требования к форме одежды работников или можно ограничиться рекомендациями по стилю? Все зависит от трех составляющих:

  1. сферы деятельности компании. Наиболее строгими в плане дресс-кода считаются банки и силовые структуры. Первые – в связи с осуществлением деловых контактов от простого вкладчика до директора крупного холдинга. Вторые – в соответствии с собственными уставами и законодательно установленными правилами;
  2. корпоративного бренда. Очень часто требование компании сводится к тому, что форма одежды должна вызывать ассоциацию с установленным брендом. Например, в тех же банках сотрудникам, непосредственно обслуживающим клиентов, выдают небольшие аксессуары или даже вид одежды, обязательные для ношения в рабочее время на рабочем месте: галстуки, шарфики, значки, запонки и пр.;
  3. целей дресс-кода. Цель дресс-кода может быть разной, но основной ее составляющей является требование о презентации сотрудника компании перед клиентами как аккуратного, исполнительного, внимательного, чтобы у клиента создалось впечатление о том, что фирме можно доверять. То есть дресс-код используется для обозначения принадлежности человека к определенной организации или профессии. Внешний вид работника играет важную роль в отношении клиента к организации в целом. Так, запрет на декольтированные платья или яркий макияж в офисе призван не только дисциплинировать сотрудниц, но и обеспечить отсутствие на рабочем месте флирта и несерьезного отношения клиентов к конкретной работнице и к компании в целом. Когда сотрудники ресторана или спортклуба одеты в форменную одежду, это призвано помочь клиентам выделить их из толпы.

Как видите, в большинстве случаев компании устанавливают свой дресс-код для обеспечения делового стиля или акцентирования на бренде. При установлении делового стиля условно можно выделить три степени ограничений.

1. Очень строгий или просто строгий. Работникам предписывается не только стиль одежды, но и ее качество, сочетание видов и цветов одежды, высота каблуков. Предъявляются требования к прическе, усам, ногтям. Введены запреты на определенные виды одежды, аксессуаров, внешний вид. Дополнительно могут быть установлены и требования дресс-кода не только в рамках одной компании, но и к определенным событиям. Например, при проведении переговоров мужчины традиционно должны быть одеты в костюм-тройку, а женщины – юбку, блузку светлых тонов и колготки. Ведь внешний вид сотрудников может повлиять на успех данного мероприятия. Требования могут учитывать погодные условия и время года, предлагая варианты одежды, но могут и не предусматривать. Тогда проведение переговоров на свежем воздухе в 40-градусную жару может негативно сказаться либо на дресс-коде компании (при самовольном нарушении сотрудником ее требований), либо на здоровье самого работника (тепловой удар, проблемы с сердцем).

Пример 1. Выдержка из Кодекса корпоративной этики

Для должностных лиц, непосредственно обслуживающих клиентов, обязательными элементами одежды являются:

для мужчин – белая рубашка, деловой костюм темных тонов, классические черные ботинки, бейдж и значок корпорации;

для женщин – белая блузка, черная юбка или брюки, туфли соответствующего цвета на каблуке не более 7 см, бейдж и корпоративный шейный платок.

Допускается в теплое время года для мужчин костюм светлых тонов с контрастирующей рубашкой спокойной расцветки, для женщин – босоножки с закрытым носом.

2. Лояльный, который содержит значительно меньше четких требований, предоставляя работникам больше выбора в одежде. Например, работодатель может зафиксировать требование к обеспечению делового стиля для сотрудников, работающих с клиентами, и возможности стиля casual (повседневного стиля) – для остальных сотрудников компании.

3. Общий. В этом случае работодатель, как правило, ограничивается только общим указанием на стиль одежды и аккуратность.

Пример 2. Выдержка из Правил внутреннего трудового распорядка

Сотрудникам рекомендуется придерживаться классического стиля, быть опрятно одетыми, аккуратно подстриженными, в чистой обуви, со спокойным макияжем.

Выделим наиболее распространенные запреты для сотрудников, работающих в офисах, которые устанавливают российские компании. В...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Топ-10 гарантий работникам с детьми

Для работников с детьми российское законодательство предусматривает целый ряд льгот и дополнительных гарантий, список которых постоянно расширяется. Их непредоставление грозит работодателю возникновением споров с работниками и штрафами со стороны контролирующих органов. Чтобы этого не произошло, читайте наш материал об основных льготах и гарантиях лицам с семейными обязанностями. В частности, касаемся вопросов о недопустимости отказа в приеме на работу по мотивам беременности и наличия детей, запрета на установление испытательного срока, предоставления ежегодных основных отпусков в удобное время, дополнительных за свой счет и оплачиваемых отпусков, ограничений при направлении в командировки, привлечения к работе в выходные, праздники, сверхурочной работе, а также гарантий при увольнении и пр.

Работник не прошел проверку по охране труда: действия работодателя

Объясняем, какие виды обучения по охране труда нужно проводить для разных категорий персонала (даем удобную таблицу-шпаргалку), как оформляются результаты проверки и что делать, если работник не усвоил нужные знания. Разбираем ситуации, когда работник не прошел проверку после инструктажа, не приобрел нужные навыки в ходе стажировки, не прошел проверку в случае создания комиссии, а также что делать, если работник получил неуд. Приводим образцы необходимых документов: протокола проверки знания требований охраны труда, докладной записки о непрохождении работником проверки знаний, приказов об отстранении от работы и о допуске к работе после того, как работник успешно прошел проверку знаний.

Работник не встал на воинский учет

Выясняем, что делать работодателю, который обнаружил, что работник уклоняется от постановки на воинский учет. Может ли работодатель отказать в приеме на работу кандидату по причине отсутствия документов воинского учета? Как поставить уклониста на учет? По какой форме направлять в военкоматы сведения о таких гражданах? Приводим образцы заполнения направления в военкомат сведений о выявленных гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, а также направления гражданина в военкомат для постановки на воинский учет.

Досрочный выход из декрета: оформление документов и последствия

В большинстве организаций есть беременные сотрудницы или те, кто находится в отпуске по уходу за ребенком. Закон устанавливает только максимальную продолжительность «детских» отпусков, работники вправе выйти на работу и раньше, да и уйти в отпуск могут не сразу, как получат право на него. Разбираемся в том, какие отпуска называют декретными, в чем их отличие (приводим удобную таблицу-шпаргалку). Говорим среди прочего о разных юридических последствиях нахождения в отпусках, просчитываем различные варианты развития событий. Узнаете, когда женщине выгоднее уйти в отпуск по беременности и родам попозже, как правильно оформить документы при досрочном выходе из декретного отпуска (и обязан ли работодатель соглашаться на такой досрочный выход по инициативе работника), как досрочный выход влияет на получение пособий от СФР. Даем готовые образцы документов: заявления работницы о досрочном выходе из отпуска по беременности и родам (с согласием на удержание излишне выплаченного пособия), приказ о досрочном выходе из такого отпуска, заполнения личной карточки работника о досрочном выходе из отпуска по беременности и родам, приказа о досрочном выходе работника из отпуска по уходу за ребенком, дополнительного соглашения к трудовому договору с работником об установлении ему неполного рабочего времени, заполнения подраздела 1.1 формы ЕФС-1 при выходе работника из отпуска по уходу за ребенком на неполный рабочий день.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Если совместительство становится основным местом работы: позиция Роструда

Зачастую работа по совместительству становится для сотрудника основной. При этом кадровики чаще всего в данной ситуации производят оформление посредством перевода, дополнительного соглашения либо через увольнение работника. В статье рассматривается правомерность вышеуказанных процедур. Кроме того, автор пытается найти ответы на следующие вопросы: что же такое совместительство – вид трудового договора либо его условие, кто вправе делать запись о совместительстве, возможна ли автоматическая трансформация совместительства в основное место работы?